Главная страница
Случайная страница
Разделы сайта
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Прикорм у детей первого года жизни
Прикормом называют все продукты и блюда, используемые в питании детей первого года жизни, кроме женского молока и его заменителей. В соответствии с этим определением к продуктам и блюдам прикорма относят соки, творог, желток, сливочное и растительное масло, хлеб, печенье, каши, овощные, фруктовые, мясные и рыбные пюре, а также кефир и молоко.
Необходимость расширения рациона питания ребенка и дополнения материнского молока или его заменителей продуктами прикорма обусловлена несколькими факторами:
• потребность в дополнительном введении в организм растущего ре бенка энергии и пищевых веществ (белка, железа, цинка, меди и др.), поступление которых с женским молоком или с молочными смесями на определенном этапе постнатального развития (с 4-6 мес) станопикя недостаточным;
• целесообразность расширения спектра пищевых веществ рациона, в частности за счет содержащихся в продуктах прикорма растительного белка, различных групп углеводов, жирных кислот растительных масел, микроэлементов, необходимых для дальнейшего роста и развития ре бенка;
• необходимость тренировки и развития пищеварительной системы и жевательного аппарата детей и стимуляции моторной активности их кишечника;
• постепенная психологическая подготовка ребенка к самостоятель ному приему пищи и формированию навыков пищевого поведения взрослого человека.
И.М. Воронцов и Е.М. Фатеева выделяют следующие шаги (этапы) введения прикормов:
• Шаг 1-й (обучающий прикорм):
■ овощи, фрукты, натертые ложечкой или пюрированные для обу чения взятию губами с ложечки и жеванию перед введением ос новного прикорма;
■ сухарик или печенье для «занятия» и тренированности десен и прорезывающихся зубов; может даваться после или при проре зывании зубов независимо от основного прикорма и просто при грудном вскармливании.
• Шаг 2-й (основной прикорм 1) — ограниченный, с элементами ща- жения и испытания толерантности: овощные пюре (картофель, мор ковь, капуста, шпинат); фруктовые пюре (бананы, яблоки, груши, кроме цитрусовых). Вводится 1 вид прикорма в нарастающем объеме от 10 до 100-150 г с контролем переносимости и аллергических реакций.
• Шаг 3-й (основной прикорм 2) — каши безглютеновые (рисовая, гречневая, кукурузная), желательно промышленного производства Ес ли каша домашняя, то сначала она в течение 2 нед готовится полугустой консистенции. В последующем может готовиться густая каша или пюре на цельном молоке.
• Шаг 4-й — дополнение овощного пюре мясным фаршем, рыбой или мясом птицы. Желательно из мясных консервов для детского питания. Расширение ассортимента блюд: разные овощные пюре, расширение круга фруктов и ягод. Срок адаптации к этому шагу — около 1-1, 5 мес.
• Шаг 5-й — каши на пшеничной муке (крупе).
• Шаг 6-й (основной прикорм 3) — от 100 до 600 мл по мере умень шения частоты прикладывания к груди и уменьшения объема грудного молока в питании. Для восполняющего молочного прикорма следует использовать адаптированные смеси 2-го порядка («последующие фор мулы»), несколько хуже в плане гарантии сбалансированности введе-
ние цельного коровьего молока, кефира, йогурта. Молоко целесообразно использовать для приготовления каш и овощных пюре, последующие смеси — для питья. На этом этапе возможно введение в рацион цитрусовых и их соков, яичный желток вкрутую.
• Шаг 7-й — начало «кусочкового» питания для дальнейшей стимуляции кусания и жевания: кусочки булки и хлеба, нарезанные фрукты, паровые котлеты, непюрированные овощи и пр.
Следует особо подчеркнуть, что фруктовые соки и пюре, творог, яичный желток вводятся после прикладывания к груди, а продукты основного прикорма (овощные пюре, каши и «последующие» смеси или цельномолочные продукты), способные энергетически заменить кормление грудью, назначаются до прикладывания к груди, постепенно вытесняя основное питание (табл. 3-11).
Таблица 3-11.Примерная схема вскармливания детей первою юда
| жизни
| Продукты
| Возраст ребенка
| Приме-
| и блюда прикорма
| 4-й мес
| 5-й мес
| 6-й мес
| 7-й мес
| 8-й мес
| 9-й мес
| 9-12 мес
| чание
| Фруктовые
соки, мл
| 5-30
| 40-50
| 50-60
|
|
|
| 90-100
| С 3 мес
| Фруктовое пюре, мл
| 5-30
| 40-50
| 40-50
|
|
|
| 90-100
| С 3, 5 мес
| Творог, г
| -
| -
| -
|
|
|
|
| С 5 мес
| Желток, шт
| -
| -
| -
| 0, 25
| 0, 50
| 0, 50
| 0, 50
| С 6 мес
| Овопгяое пюре, г
| —
| 10-100
|
|
|
|
|
| С 4, 5-5, 5 мес
| Молочная каша, г
| —
| —
| —
|
|
|
|
| С 5, 5-6, 5
мес
| Мясное пюре, г
| —
| —
| —
| —
| 5-30
|
| 60-70
| С 7 мес
| Кефир и другие кисломолочные продукты или цельное молоко, мл
| -
| -
| -
| -
|
|
|
| С 7, 5-8 мес
| Хлеб (пшеничный высшего сорта), г
| -
| -
| -
| -
|
|
|
| С 7 мес
| Окончание таблицы 3-11
Сухари, печенье, г
| —
|
|
| 3-5
|
|
| 10-15
| С бмес
| Растительное масло (подсолнечное, кукурузное), г
| -
| 1-3
|
|
|
|
|
| С 4, 5-5 мес
| Сливочное масло, г
|
|
| 1-4
|
|
|
|
| С 5 мес
| При введении прикорма необходимо соблюдать следующие правила:
• продукты и блюда основного прикорма (овощное пюре, каши, мяс ной фарш) вводятся в начале кормления, постепенно вытесняя грудное молоко или его заменители;
• любой вид прикорма необходимо вводить, начиная с 1-2 чайных ложек и увеличивая объем блюда основного прикорма в течение 7-10 дней до 130-150 мл; цельномолочные продукты в возрасте 8 мес и старше можно ввести одномоментно, полностью заменив одно из корм лений,
• прикорм необходимо давать чайной ложкой, сначала полужидкой консистенции, в дальнейшем переходить к более густой пище;
• блюда основного прикорма вводить с интервалом 2-4 нед для луч шей адаптации к предыдущему виду пищи,
• первое и последнее кормления, как правило, освобождаются от продуктов, требующих функционального напряжения желудочно-ки шечного тракта ребенка (творог, желток, овощное пюре, мясной фарш, каши, растительное и сливочное масло).
Нормы потребления пищевых веществ и энергии у детей грудного возраста представлены в табл. 3-12.
Таблица 3-12. Нормы потребления пищевых веществ и энергии у детей
грудного возраста (утверждены коллегией МЗ РФ 31 05 1991)
Пищевые вещества
| Единицы измерения
| Возраст, мес
|
0-3
| 3-6
| 6-12
| Энергетическое обеспечение
| ккал/кг
|
|
|
| Белок (всего)
| г/кг
| 2, 2
| 2, 6
| 2, 9
| Белок животный
| г/кг
| 2, 2
| 2, 5
| 2, 3
| Жир (всего)
| г/кг
| 6, 5
| 6, 0
| 5, 5
| Линолевая кислота
| г/кг
| 0, 7
| 0, 7
| 0, 7
| Окончание таблицы 3-12
Углеводы (всего)
| г/кг
| 13, 0
| 13, 0
| 13, 0
| Кальций
| мг
|
|
|
| Фосфор
| мг
|
|
|
| Магний
| мг
|
|
|
| Железо
| мг
|
|
|
| Цинк
| мг
|
|
|
| Иод
| мкг
|
|
|
| Витамин А
| рет экв, мкг
|
|
|
| Витамин Е
| ток экв, мкг
|
|
|
| Витамин D
| мкг
|
|
|
| Витамин С
| мг
|
|
|
| Витамин В)
| мг
| 0, 3
| 0, 4
| 0, 5
| Витамин В2
| мг
| 0, 4
| 0, 5
| 0, 6
| Витамин В6
| мг
| 0, 4
| 0, 5
| 0, 6
| Витамин РР
| мг
|
|
|
| Витамин В|2
| мг
| 0, 3
| 0, 4
| 0, 5
| Фолацин
| мкг
|
|
|
|
|