Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В дошкольное образовательное учреждение






Подготовка ребенка в детский коллектив должна начинаться с пер­вых дней его жизни Для направления в дошкольные образовательные учреждения существует ряд противопоказаний:

• все болезни в остром периоде;

• хронические болезни в период обострения, требующие специаль­
ного лечения;

• перенесенные инфекционные заболевания до окончания срока изо­
ляции;

• бациллоносительство (кишечные инфекции, дифтерия);

• все заразные и паразитарные заболевания глаз, кожи в период ле­
чения и контроля наблюдения;

• злокачественная анемия, лейкемия, новообразования;

• недостаточность кровообращения любой степени;


• любые формы туберкулеза легких и других органов;

• частые судорожные припадки, эпилепсия;

• психоневрозы, психопатии;

• эндокринные заболевания, требующие индивидуального ухода и
лечения;

• сифилис в заразном периоде, гонорея в период лечения.
Согласно инструкции «О подготовке детей на педиатрическом

участке к поступлению в дошкольное учреждение», она осуществляется участковым врачом-педиатром, участковой медицинской сестрой, фельдшером или медицинской сестрой кабинета по воспитанию здоро­вого ребенка и состоит из двух основных разделов: общей и специаль­ной подготовки.

Общая подготовка заключается в проведении систематического про­филактического наблюдения для обеспечения гармонического разви­тия и оптимального состояния здоровья при семейном воспитании. Правильное и систематическое профилактическое наблюдение за ре­бенком с момента рождения значительно упрощает и сокращает объем специальной подготовки.

Специальная подготовка начинается со второго полугодия жизни ребенка, поскольку большинство детей идет в дошкольное учреждение после 1, 5 лет. Если известно, что ребенок пойдет в ДОУ в более млад­шем возрасте, то подготовка начинается с 3-месячного возраста. Она включает в себя следующие мероприятия:

• санитарно-просветительную работу с родителями, которая прово­
дится участковой медицинской сестрой, медицинским персоналом ка­
бинета по воспитанию здорового ребенка в виде тематических бесед по
вопросам подготовки детей к поступлению в ДОУ;

• диспансерное наблюдение детей участковым педиатром, врачами-
специалистами, проведение лабораторных исследований за 2-3 мес до
поступления;

• оздоровление и лечение детей в зависимости от уровня их здоровья
и результатов последней диспансеризации.

По данным анамнеза и состоянию здоровья участковый педиатр мо­жет спрогнозировать тяжесть течения адаптации. Специальные иссле­дования позволили выделить группу факторов, которые могут ослож­нить течение адаптации у детей при поступлении в ДОУ. Так, для детей раннего возраста (ясельная группа) такими факторами могут быть в по­рядке диагностической значимости:

• частые заболевания матери;

• несоответствие домашнего режима ясельному;

• возраст ребенка от 9 до 18 мес;


• токсикоз II половины беременности;

• заболевания у матери во время беременности;

• вредные привычки у ребенка;

• асфиксия при рождении;

• низкий культурный уровень семьи;

• злоупотребление алкоголем отца;

• резкие отношения между родителями;

• отставание в нервно-психическом развитии;

• раннее искусственное вскармливание;

• рахит II—III степени, анемия;

• отсутствие закаливания и подготовки к яслям;

• II и III группы здоровья;

• масса тела при рождении менее 2500 и более 4000 г;

• заболевания ребенка на 1 году жизни;

• содержание гемоглобина 116 г/л и менее;

• хронические заболевания у родителей.

У дошкольников течение адаптации к детскому саду отягощают сле­дующие факторы риска (в порядке их диагностической значимости):

• частые (более 4 раз в год) заболевания ребенка;

• неудовлетворительная предшествующая адаптация к яслям;

• алкоголизм отца;

• резкие отношения между родителями;

• неправильное домашнее воспитание до поступления в детский сад;

• недружелюбное отношение ребенка к другим детям;

• употребление алкоголя матерью;

• мужской пол ребенка;

• медленная ориентация в новой среде;

• низкий культурный уровень семьи;

• осложнения в родах;

• масса тела при рождении до 2500 г;

• отклонения в физическом развитии.

При наличии у ребенка 4-5 и более неблагоприятных факторов рис­ка, особенно первых шести, наиболее вероятен прогноз неблагоприят­ного течения адаптации к условиям дошкольного учреждения.

Прогнозирование течения адаптации целесообразно проводить дважды — в начале подготовительной работы и непосредственно перед поступлением детей в ДОУ. При первом прогнозировании планируют­ся дополнительные профилактические мероприятия по облегчению адаптации, при втором — подводится итог их эффективности и даются индивидуальные рекомендации по ведению ребенка в адаптационный период. У детей с высокой степенью «биологического риска» можно


ожидать повышение острой заболеваемости не только в периоде адапта­ции, но в ряде случаев и по окончании его периода.

Врач составляет предварительный план подготовки ребенка к пос­туплению в дошкольное учреждение. В форме 112/у в листе уточнен­ных диагнозов ставится отметка о начале подготовки ребенка к поступ­лению в дошкольное учреждение. После приема участковым педиатром ребенок направляется в КЗР.

Медсестра КЗР дает родителям памятку по подготовке ребенка к поступлению в дошкольное учреждение. Здесь же мать получает ин­формацию об организации жизни ребенка в дошкольном учреждении.

Медсестра КЗР обучает мать специальному комплексу массажа и гимнастики, методике закаливания для повышения необходимой анти­стрессовой готовности сосудистой системы ребенка, даются советы о начале более ранней подготовки ребенка к поступлению в ДОУ В част­ности, матери советуют приблизить домашний режим ребенка к режи­му детского учреждения (перед сном не укачивать, не давать пустышки, научить есть с ложки), активно приучать малыша к общению с детьми соответствующего возраста и взрослыми, воспитывать у ребенка гигие­нические навыки — мыть руки, пользоваться горшком Пища во время подготовки должна быть разнообразной, близкой по составу и техноло­гии приготовления к пище детского учреждения.

На каждого поступающего в ДОУ ребенка составляется план подго­товки

План подготовки ребенка к ДОУ:

Фамилия, имя, адрес ребенка______________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________

Подготовка начата с___________________ месяца

Проведено бесед в КЗР___________________________________________________

Проведено бесед участковым врачом, участковой медсестрой_____________

Диспансеризация проведена полностью, частично, не проведена___________

Заключение' соответствие организации сна, кормления, бодрствования

возрасту ребенка, несоответствие_____________________________________

Предполагаемый прогноз адаптации__________________________________

В последующем в декретированные сроки осуществляют контроль выполнения рекомендаций. При необходимости в план рекомендаций по подготовке вносят изменения в соответствии с динамикой в состоя­нии здоровья. При выявлении отклонений в поведении ребенка, не свя­занных с какой-либо патологией, желательно проконсультироваться с педагогом.


Заключительным разделом работы участкового врача-педиатра яв­ляется составление эпикриза в индивидуальную карту (ф. 112/у) на ре­бенка с прогнозом и рекомендациями на период адаптации, включаю­щими рекомендации по режиму, питанию, физическому воспитанию, оздоровительно-лечебным мероприятиям для профилактики острых заболеваний, при обострениях хронических очагов инфекции, при фо­новых состояниях. Контроль качества осуществляют заведующие педи­атрическим отделением и отделением организации медицинской помо­щи детям и подросткам в образовательных учреждениях.

Вопрос о направлении в дошкольное учреждение детей группы рис­ка, а также детей с хроническими заболеваниями и врожденными поро­ками развития решается индивидуально, в зависимости от состояния каждого ребенка, комиссионно, с привлечением соответствующих вра­чей-специалистов.

Особое внимание следует обращать на детей с различными премор-бидными состояниями: отклонениями в физическом развитии более чем на 1 сигму, с признаками негармонического развития, отставанием нервно-психического развития более чем на 2 мес, болеющих на нервом году жизни более 3 раз и длительностью более 10 дней, с наличием ано­малий конституции, с проявлениями рахита, анемии, аллергии, с хрони­ческими заболеваниями, врожденными пороками развития.

Эти дети подлежат направлению в дошкольное учреждение только после соответствующего оздоровления — санации носоглотки, полости рта, проведения противоаллергической терапии. Вопрос о направлении детей данной группы в коррекционные (специализированные) ДОУ ре­шается медико-педагогической комиссией.

Участковому педиатру необходимо также обратить внимание на раннее, последовательное, совместно с невропатологом, лечение детей с энцефалопатией. Вопрос о возможности устройства этих детей в ДОУ должен решаться после заключения специалиста, при условии проведе­ния соответствующих оздоровительных мероприятий.

Профилактику острых заболеваний (ОРВИ, гриппа и др.) у всех де­тей нужно проводить за 1-2 мес до поступления в дошкольное учрежде­ние с применением средств, направленных на повышение неспецифи­ческих защитных механизмов иммунитета. В случаях острого заболева­ния ребенок может быть направлен в детский коллектив не ранее чем через две недели после клинического выздоровления.

Особое внимание следует уделять индивидуальной профилактике часто болеющих детей. Решая вопрос о подготовке в ясли такого ребен­ка, врач должен составить индивидуальный план оздоровления и дать родителям памятки с рекомендациями по противорецидивному лече-


нию. Работа по оздоровлению часто болеющих детей должна прово­диться круглогодично, но с учетом сезонных особенностей. Летом необ­ходимо максимально использовать природные оздоровительные факто­ры. Весной, осенью и в период повышенной вирусной заболеваемости на 2-3 нед назначается курс лечения травами с адаптогенным, гипосен-сибилизирующим и антибактериальным действием. По показаниям в эти периоды используются общеукрепляющие и симптоматические средства. Особое внимание должно быть уделено специфической про­филактике, в частности интерферонами.

В соответствии с инструкцией запрещается проведение профилак­тических прививок в течение месяца перед поступлением ребенка в дошкольное учреждение, но каждый поступающий в ДОУ ребенок дол­жен иметь прививку против кори.

Эффективность подготовки и ведения ребенка в период адаптации оценивается по характеру течения периода адаптации детей в ДОУ (легкая, средней тяжести, тяжелая). В заключительной информации о • течении адаптации, которая передается из детского учреждения в по­ликлинику по ее окончании, отмечаются следующие данные.

5 Фамилия, имя, адрес ребенка____________________________

Дата поступления в дошкольное учреждение________________

Болел в 1-й месяц______________________________________ раз.

Пропустил дней________________________________ по болезни.

Болел во 2-й месяц посещения ДОУ_______________________ раз.

Пропустил дней__________________________________ по болезни.

Длительность и характер нарушений в поведении____________

Заключение о периоде адаптации: легкая, средней тяжести, тяжелая (отмечается в листе уточненных диагнозов)

, Врач__________________________________

Преемственность в работе врача поликлиники и ДОУ состоит в том, что профилактические и оздоровительные мероприятия, начатые в по­ликлинике, продолжаются в дошкольном учреждении. С другой сторо­ны, для участкового педиатра активное наблюдение за детьми, посту­пившими в ясли-сады, остается важным разделом его работы.

При оформлении документации на ребенка для ДОУ, в истории его развития (форма № 112/у) делается запись, когда началась и окончи­лась подготовка к поступлению в ДОУ, какие проведены оздоровитель­ные мероприятия и их результаты.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.