Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные принципы и стандарты этики социальной работы.






Этический кодекс социально­го работника - это система контроля, формирующая основные принципы профессиональной морали и указывающий черты личности профессионального социального работника, а также освещение социальных функций, которые возложены на профессию обществом.

Цель - определение неоспоримых принципов работы в интересах клиен­та. Кодекс профессиональной этики основывается на общих этиче­ских нормах, специфических обязанностях и четких правилах. Чле­ны профессиональной группы имеют обязательства перед своими клиентами, работодателями, друг перед другом, коллегами из других профессиональных групп и перед обществом.

Этический кодекс определяет, за что отвечает и как должен поступать социальный работник. Этический кодекс функционирует как формализованное выражение об ответственно­сти:

профессии перед обществом, которое санкционировало эту профессию,

представителей профессии перед потребителями ус­луг,

специалистов перед своей профессией.

Этический кодекс имеет следующие задачи:

охраняет репутацию профессии, представляя четкие крите­рии, которые возможно применять, чтобы регулировать поведе­ние специалистов;

способствует компетентной и добросовестной работе специ­алистов;

защищает людей от эксплуатации со стороны невниматель­ных или некомпетентных практиков.

Этические кодексы выполняют сле­дующие функции:

обеспечить адекватную профессии этическую регламен­тацию;

создать единую морально-нравственную основу професси­ональной деятельности;

служить базовым критерием для определения профес­сиональной пригодности специалиста;

унифицировать поведение специалистов на основе предъявляемых к ним единых этических требований;

обеспечить однонаправленность действий на основе определенной общей системы ценностей;

обеспечить непротиворечивость этических норм, по­ложенных в основу деятельности;

обеспечить этичность поведения и действий соци­альных работников, их коллективов и социальных служб;

гарантировать осуществление прав клиентов; гарантировать возможность осуществления взаимо­заменяемости работников;

обеспечить преемственность действий как отдель­ных специалистов, так и социальных служб;

дать социальным работникам определенную свободу действий для решения поставленных задач в рамках этических норм и принципов;

содействовать повышению уровня моральности — социальных работников, их клиентов и социального окру­жения клиентов, всего общества;

обосновать необходимость постоянного нравственного совершенствования специалистов;

повысить моральный авторитет социальной работы в обществе;

гарантировать этическую чистоту профессии как та­ковой.

Профессионально-этический кодекс социального работника России принят Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб 22 мая 1994 года. В 2003 году на основе рекомендаций Международной Федерации социальных работников разработан Кодекс этики социального работника. Настоящий Кодекс и представляет собой документ, в котором излагаются основные, базовые принципы и ценности социальной работы, связанные с реализацией специалистами социальной сферы своих профессиональных обязанностей. Главная цель «Кодекса этики социального работника - определить и обозначить этические принципы и нравственные (моральные) позиции человека (клиента), специалиста (социального работника) и общества (различных институтов социума) в процессе их взаимодействия при удовлетворении социальных потребностей клиента.

В настоящее время наблюдается отчетливая тенденция к кодификации социальной работы как специфического вида профессиональной социальной деятельности. Национальные ассоциации учитывают, что в социальных службах работают не только социальные работники, но и представители других профессий. Вследствие этого представляется такой подход к разработке профессионально-этического кодекса, который позволял бы всем специалистам, работающим в социальной службе, находиться в одном этическом пространстве, т.е. нормы и принципы, правила и требования, заложенные в кодекс, должны носить по возможности более общий характер. С другой стороны, социальные службы зачастую специализируются, оказывая клиентам тот или иной довольно узкий перечень услуг, работая с узкой группой клиентов. Однако и в первом, и во втором случаях профессионально-этический кодекс не будет содержать в себе мелочных рецептов. Процесс воспитания и становления специалиста предусматривает обучение его навыкам работы в этическом пространстве, этическому анализу, оценке, которые помогут социальному работнику принять этически верное решение в затруднительной ситуации.

93. Профессионально-этические требования к личности руководителя социальной службы.

Гуманистическая направленность личности специалиста предполагает, что он не только обладает знаниями о позитивных ценностях, их сущности, но и убежден в их объективной позитивности. Человек, независимо от своих личностных качеств, достоинств и недостатков, ценен безусловно. Не всегда человек может полностью управлять своими обстоятельствами, не всегда способен самостоятельно создать условия для полной самореализации, специалист принимает активные меры, направленные на содействие человеку в реализации его ценности. Для гуманистической личности это становится основным в ее жизни, и в своей обыденной жизнедеятельности и профессиональной деятельности руководствуется пониманием объективной значимости этой деятельности.

Компоненты и детерминанты профессионально-этического сознания:

Философская - научно обоснованные фундаментальные знания в области общей философии, этики и аксиологии;

Социокультурная - образовавалась под влиянием макрофакторов социальной реальности, в том числе в результате воздействия на него адаптированных в массовом сознании научных представлений об истинных ценностях и идеале (общественном, профессиональном, групповом, индивидуальном);

Профессиональная - результат воздействия на личность смысла и содержания теоретических и практических оснований социальной работы;

социально-групповая - принадлежность личности к определенной социальной группе и усвоения ею определенных взглядов, стереотипов, ролей и статусов;

индивидуальная - развития, становления личности специалиста и его собственного жизненного пути.

Специфика профессиональной деятельности, ее смысл и сущность, содержание также требуют конкретной этической регламентации. Профессия – это люди, конкретные носители профессиональных знаний и навыков, а значит, они привносят элементы собственных моральных систем в профессиональную этику. В современном мире «замкнутое» в национальных границах существование профессиональной группы невозможно, а значит, имеет место взаимовлияние профессиональных этических систем.

Основными целями профессиональной подготовки социального работника могут являться следующие:

реализация ценности человека - клиента, социального работника, других личностей, прямо или опосредованно участвующих в социальной работе, а также ценности общества;

содействие формированию социально- и профессионально-значимых черт личности и повышению субъектности специалиста и его клиента;

обеспечение высокого престижа и статуса профессии в обществе;

достижение высокого уровня социализации личности в профессиональной группе и необходимой автономии личности в группе;

формирование положительного социального и профессионального самочувствия, чувства защищенности специалиста;

формирование устойчивых позитивных ценностных ориентаций и идеалов, специалиста;

усвоение и присвоение этических принципов, норм и правил, овладение навыками этического анализа;

формирование и совершенствование профессионально-ценной и значимой мотивационной сферы специалиста;

обеспечение гарантий этичности профессионального и обыденного поведения специалиста;

формирование потребности в нравственном самосовершенствовании и обеспечение для этого необходимой основы;

развитие творческих способностей личности, ее этико-ценностного мышления и морально-ценностного “чутья”;

актуализация на основе профессиональной этики и аксиологии основных развивающих компонентов профессиональной деятельности: творчества, совместимости, предметности, самостоятельности.

Формирование этико-аксиологического сознания должно осуществляться с использованием всех возможных и необходимых подходов и соответствующих методов воздействия, поскольку именно оно является необходимым базисом для формирования и развития профессионально-значимых качеств личности специалиста. Формирование специалиста, его профессионального сознания представляет известную трудность вследствие того, во-первых, что это уже вполне сложившаяся личность и, во-вторых, вследствие того, что помимо направленного воздействия в процессе профессионального воспитания, он испытывает существенное стихийное (а иногда и системное и направленное) влияние со стороны социальной и профессиональной среды. Помимо этого, специалист, в силу естественного стремления нормального человека к совершенствованию, самостоятельно приобретает знания и навыки, формирует самого себя, причем самосовершенствование специалиста может осуществляться как на научно обоснованной и профессионально-значимой основе, так и отчасти под влиянием средовых факторов.

Гармонизация общественных, деловых и межличностных отношений это стремление минимизировать условия для конфликтов и ссор, так как они снижают возможности и развитие творческого потенциала человека.

Разрешение ценностного противоречия в пользу научно обоснованных профессионально-этических ценностей имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку определяет смысл и содержание профессиональной социальной работы как особого вида профессиональной социальной деятельности на уровне теории и эффективность социальной работы на практике.

Формирование тотально идеальной личности возможно лишь в соответствующих идеальных условиях, поскольку знания о должном не станут убеждениями и тем более не опосредуются в потребностях, в случае если индивидуальный и социальный опыт человека будет постоянно опровергать их. Такая идеальная личность может оказаться в определенных конкретно-исторических условиях неконкурентоспособной, нежизнеспособной, что может привести к ее социальному краху и личностной депривации. К примеру, альтруизм в своих крайних проявлениях может означать постоянное самоотречение и полное пренебрежение личностью собственными интересами в пользу интересов других личностей, что, в конце концов, может привести к манипулированию ею и ее обезличиванию на фоне полного самоотречения. Тем не менее, это не значит, что в нынешних условиях следует опираться лишь на знание социальным работником профессионально-этических императивов. Особенности их интерпретации существенно зависят от личностных качеств специалиста͵ черт его характера. Неповторимость ситуации, в которой может оказаться социальный работник, не всегда укладывается в рамки абстрактных предписаний. Это требует от него творческого подхода к решению моральных проблем, в связи с чем внутренняя потребность поступать всегда нравственно, регулировать свои действия с учетом профессионально-этических норм и усвоенной системы ценностей является своеобразной формой синтеза теории и практики.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.