Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Творчество В.Брюсова. Три сборника Русские символисты. Герои поэзии В.Брюсова






Русский поэт-символист Валерий Яковлевич Брюсов (1873 - 1924) родился в Москве. В его семье чтили знания, образованность, поэтому сначала Брюсов учился в разных частных московских гимназиях, потом – на историко-филологическом факультете Московского университета. Но круг его интересов с детства формировался благодаря самообразованию, любви к чтению. В детстве и юности его привлекали не только литература, но и научные книги по естественным наукам и астрономии, а любовь к математике осталась у него на всю жизнь. Позднее он даже преподавал историю математики в университете. Брюсов знал много языков, изучал историю и теорию литературы, историю античной культуры и эпохи Ренессанса, философию всех времен и даже средневековый оккультизм.

Творчество Валерия Брюсова многогранно. Начав с декадентского течения символизма, в конце своей относительно короткой жизни он пришел к иным позициям, больше соответствующим той эпохе, свидетелем которой он был. Символизм украшал русскую поэзию прикосновением к святая святых человеческой души, раскрывая тайны глубоко скрытых чувств и сиюминутных переживаний.

Брюсов в своей поэзии отличался расчерченной, вымеренной архитектоникой, твердой кованостью стиха, скульптурно-выпуклой четкостью образов. Коллеги по цеху, символисты, упрекали его в рационализме и «привкусе трудового пота», проникнувшего в его стихи.

Первый сборник стихов Брюсова вышел в 1894 году, после чего он ежегодно выпускал по одной, две, а иногда и по три книги. Это были не только стихи, но и рассказы, и романы, и драмы, и переводы, а также научные исследования, сборники статей. Стоит упомянуть его исторические романы «Огненный ангел» (Германия XVI век) и «Алтарь победы» (быт Римской империи IV век), имеющие познавательную и художественную ценность. Как поэт и писатель Брюсов романтически преобразует серую, «неправую, некрасивую» действительность. Его привлекает яркий, героический мир.

Пожалуй, он был первым русским поэтом урбанистом. Его перу принадлежит образ большого города, с толпами людей, звуками автомобилей и рекламными огнями: «Работа» (1917), «Пока есть небо» (1917), «Зов автомобиля» (1917), «Ученик Орфея» (1918). Брюсов стремился в своем творчестве объять все времена истории. Он написал большой цикл баллад на темы мифов разных народов и их истории, рисуя не только «любимцев веков» Александра Македонского, Юлия Цезаря, Наполеона и других знаменитостей, но и безымянных рабов, строителей римских дорог и египетских пирамид. Его привлекал образ человека-творца, побеждающего стихии («Хвала человеку» - 1906).

 

В 1894-1895 гг. с группой молодых поэтов Брюсов выпускает три сборника " Русские символисты", которые он рассматривал как своеобразную хрестоматию символистской поэзии. Все свои организаторские способности молодой поэт направляет на создание нового литературного течения, отводя себе роль лидера. Поэтому он использует самые разнообразные методы для привлечения широкого читательского внимания к начинаниям русских символистов.

Все три сборника были результатом деятельности В. Брюсова это был его дебют не только как поэта, но и как издателя, как организатора и вождя нового течения. Благодаря им, признавался он позднее, «если однажды утром я не проснулся ‑ знаменитым, как некогда Байрон, то, во всяком случае, быстро сделался печальным героем мелких газет и бойких, неразборчивых на темы, фельетонистов». Брюсов и его сподвижники стали на некоторое время «героями» литературных фельетонов крупных газет и журналов: ругательные заметки о них поместили «Новое время», «Новости дня», «Северный вестник», «Мир Божий», и другие, всего появилось более полусотни рецензий.
Большая часть стихотворений во всех трех альманахах была написана самим Брюсовым под своим именем и под многочисленными псевдонимами В. Даров, А. Бронин, К. Созонтов, З. Фукс и др.

Героев Брюсова объединяет ясность и определенность характера, дерзновенность мысли, преданность избранному пути, страстность служения своему призванию и своему историческому назначению. Брюсова привлекает сила ума и духа этих людей, дарующая им возможность возвыситься над сиюминутными будничными заботами и мелкими страстями, открыть неведомое, повести мир к новым рубежам. Правда, герои Брюсова всегда одиноки, ими движет рок, или личная жажда познания, или страсть к власти. Никому из них не свойственно чувство служения людям, никто не идет на самопожертвование.

В.Я.Брюсов является автором более шестисот статей и рецензий, из которых свыше восьмидесяти посвящено изучению Пушкина, Баратынского, Фета, Тютчева, Гоголя, Блока и других литераторов России.

На протяжении всего творческого пути Брюсов искал " ключи тайн" к самым сокровенным человеческим чувствам, пытался понять причины рождения новых форм в искусстве.

12. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. «Облако в штанах», «Сергею Есенину» и др.

У раннего Маяковского - это тема жертвенности: " Улица корчится безъязыкая", и он, большой поэт, словно Данко, готов вытащить душу, растоптать ее — и окровавленную дать, " как знамя". Он готов взойти на Голгофу ради нищих телом и духом. (Облако в штанах, Владимир Маяковский и др. произведения).

Приняв революцию, он принял и политику партии в отношении литературы.

" Этот вихрь, от мысли до курка, И постройку, и пожара дым. Прибирала партия к рукам, Направляла, строила в ряды", - это же не только об анархистских бандах, это и о поэтических " вихрях".

Он сравнивает работу поэта с работой шахтера, которому приходится перелопачивать " горы словесной руды" чтобы найти нужное слово.

Он верит, что хорошая поэзия способна пройти через века и так же реальна как материальные вещи: мой стих своим трудом громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима...

и т. д.

Каждый поэт рано или поздно дает оценку своему творчеству, а Маяковский верил, что ᴇ ᴦ ᴏ поэзия будет нужна народу, если многие не понимают лирика, считая его временным глашатаем революции, сам Маяковский утверждал обратное. " Мой стих громаду лет прорвет и явится весомо, грубо, зримо, как в наши дни вошел водопровод, сработанный еще рабами Рима, " - писал поэт в поэме " Во весь голос". И я думаю, он четко предопределял значение своей поэзии для русского народа. Вопрос о роли и месте искусства издавна волновал Маяковского.

Первоначальное название поэмы – " Тринадцатый апостол" – было заменено цензурой. По Евангелию, у Христа было двенадцать учеников – апостолов, проповедников веры. Маяковский объявляет себя тринадцатым апостолом, возвещающим миру новую правду, пересматривающую сложившиеся представления о добре и зле.

Одним из высших проявлений связи человека и мира в жизни и творчестве Маяковского является любовь. «Облако…» несло в себе эмоционально – художественную память о трёх пережитых Маяковским любовных драмах. Первая – о ещё не угасшем, тревожащем сердце романе с Софьей Шамардиной, вторая – о бурной страсти, охватившей поэта во время турне футуристов по городам России. В Одессе Маяковский влюбился в красавицу Марию Александровну Денисову и по этому неожиданному случаю «сходил с ума». Он рвал и метал и вообще не знал, как быть, что предпринять. Третья женщина, Лили Юрьевна Брик, которой и посвящено «Облако…». В нём осмысление трагедии «украденной любви» углубляется до понимания сути причин постигшего человека горя. Движение конфликта, развитие сюжета поэмы определяют кризисные узлы предреволюционной действительности.

Замысел поэмы «Облако в штанах» (первоначальное название «Тринадцатый апостол») возник у Маяковского в 1914 году. Поэт влюбился в Марию Александровну Денисову. Однако любовь оказалась несчастной. Маяковский воплотил горечь своих переживаний в стихах. Полностью поэма была закончена летом 1915 года.

Жанр — поэма.

Композиция

Поэма «Облако в штанах» состоит из вступления и четырех частей. Каждая из них реализует конкретную, так сказать, частную идею. Сущность этих идей определена самим Маяковским в предисловии ко второму изданию поэмы: «Долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — «четыре крика четырех частей».

Тематика и проблематика

«Облако в штанах» — многотемное и многопроблемное произведение. Уже во вступлении заявляется тема поэта и толпы. Главный герой поэт противопоставлен толпе: идеальный образ лирического героя («красивый, двадцатидвухлетний») резко контрастирует с миром низменных вещей и образов («мужчины, залеженные, как больница, / и женщины, истрепанные, как пословица»). Но если толпа неизменна, то лирический герой на глазах меняется. Он то грубый и резкий, «от мяса бешеный», «нахальный и едкий», то «безукоризненно нежный», расслабленный, ранимый: «не мужчина, а облако в штанах». Так проясняется смысл необычного названия поэмы.

Первая часть, согласно замыслу поэта, содержит в себе первый крик недовольства: «Долой вашу любовь». Тему любви можно назвать центральной, ей посвящен весь первый и часть четвертого раздела.

Поэма открывается напряженным ожиданием: лирический герой ждет встречи с Марией. Ожидание так мучительно и напряженно, что герою кажется, будто канделябры «хохочут и ржут» в спину, «ляскают» двери, полночь «режет» ножом, гримасничают дождинки, «как будто воют химеры собора Парижской Богоматери», и т. д. Мучительное ожидание длится бесконечно долго. Глубину страдания лирического героя передает развернутая метафора о скончавшемся двенадцатом часе:

Полночь, с ножом мечась,

догнала,

зарезала, —

вон его!

Упал двенадцатый час,

как с плахи голова казненного.

Время, уподобленное упавшей с плахи голове, не просто свежий троп. Он наполнен большим внутренним содержанием: накал страстей в душе героя до такой степени высок, что обычное, но безысходное течение времени воспринимается как его физическая гибель. Герой «стонет, корчится», «скоро криком издерется рот». И вот, наконец, Мария приходит и сообщает, что выходит замуж. Резкость и оглушительность известия поэт сравнивает с собственным стихотворением «Нате». Кражу любимой — с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. А самого себя — с погибшей Помпеей. Но в то же время поражает почти нечеловеческое хладнокровие и спокойствие, с которыми герой встречает сообщение Марии:

Что ж, выходите.

Ничего.

Покреплюсь.

Видите — спокоен как!

Как пульс

покойника!

«Пульс покойника» — это окончательно, безвозвратно умершая надежда на взаимное чувство.

Во второй части поэмы тема любви получает новое решение: речь идет о любовной лирике, преобладающей в современной Маяковскому поэзии. Поэзия эта озабочена тем, чтобы воспевать «и барышню, и любовь, и цветочек под росами». Эти темы мелки и пошлы, а поэты «выкипячивают, рифмами пиликая, из любви и соловьев какое-то варево». Они не озабочены страданиями людей. Более того, поэты сознательно бросаются от улицы, боятся уличной толпы, ее «проказы». А между тем люди города, по мнению героя, «чище венецианского лазорья, морями и солнцем омытого сразу!»:

Я знаю —

солнце померкло б, увидев,

наших душ золотые россыпи.

Поэт противопоставляет нежизнеспособному искусству подлинное, пиликающим «поэтикам» — самого себя: «Я — где боль, везде».

В одной из своих статей Маяковский утверждал: «Сегодняшняя поэзия — поэзия борьбы». И эта публицистическая формула нашла в поэме свое поэтическое воплощение:

Выньте, гулящие, руки из брюк —

берите камень, нож или бомбу,

а если у которого нету рук —

пришел чтоб и бился лбом бы!

развивается и в третьей части. Поэзией, не соответствующей требованиям времени, Маяковский считал творчество Северянина, потому в поэме выводится нелицеприятный портрет поэта:

А из сигарного дыма

ликерною рюмкой

вытягивалось пропитое лицо Северянина.

Как вы смеете называться поэтом

и, серенький, чирикать, как перепел!

Поэт, по мысли лирического героя, должен быть обеспокоен не изяществом своих стихотворений, а силой их воздействия на читателей:

Сегодня

надо

кастетом

кроиться миру в черепе!

В третьей части поэмы Маяковский поднимается до отрицания всего господствующего строя, бесчеловечного и жестокого. Вся жизнь «жирных» неприемлема для лирического героя. Здесь тема любви поворачивается новой гранью. Маяковский воспроизводит пародию на любовь, похоть, разврат, извращение. Вся земля предстает женщиной, которая рисуется «обжиревшей, как любовница, которую вылюбил Ротшильд». Похоти «хозяев жизни» противопоставляется настоящая любовь.

Господствующий строй рождает войны, убийства, расстрелы, «бойни». Такое устройство мира сопровождается разбоями, предательствами, опустошениями, «человечьим месивом». Оно создает лепрозории-тюрьмы и палаты сумасшедших домов, где томятся заключенные. Это общество продажно и грязно. Поэтому «долой ваш строй!». Но поэт не только бросает этот лозунг-крик, но и зовет людей города к открытой борьбе, «кастетом кроиться миру в черепе», вздымая «окровавленные туши лабазников». Герой противостоит сильным мира сего, «хозяевам жизни, становясь «тринадцатым апостолом».

В четвертой части ведущей становится тема Бога. Эта тема уже подготовлена предшествующими частями, где обозначены враждебные отношения с Богом, равнодушно наблюдающим за человеческими страданиями. Поэт вступает в открытую войну с Богом, он отрицает его всесилие и всемогущество, его всеведение. Герой идет даже на оскорбление («крохотный божик») и хватается за сапожный ножик, чтобы раскроить «пропахшего ладаном».

Главное обвинение, брошенное Богу, состоит в том, что он не позаботился о счастливой любви, «чтоб было без мук целовать, целовать, целовать». И снова, как в начале поэмы, лирический герой обращается к своей Марии. Здесь и мольбы, и упреки, и стоны, и властные требования, и нежность, и клятвы. Но поэт напрасно надеется на взаимность. Ему остается только кровоточащее сердце, которое несет он, «как собака... несет перееханную поездом лапу».

Задача Маяковского – разоблачить красивости эстетствующей поэзии, ее бессилие и пресыщенность, противопоставлять ей трагедию истинного чувства.

В поэме переплетаются трагедия и горькая ирония, оптимизм и «крик» обманутой души. Тема города, зараженного пороком, развивается трагик фарсовыми образами: «мужчины, залежанные, как больница, и женщины, истрепанные, как пословица».

Данное стихотворение В. В. Маяковского было написано в первой половине 1826 года, сразу после смерти С. А. Есенина (28 декабря 1825). В паре оба поэта представляли собою две противоположности, на что были весомые причины. Маяковский был городским поэтом, всегда смотрел в будущее, приветствовал революцию. Есенин же любил деревню и природу, не находил себе место в новой, постреволюционной России. Они и сами не обрели общего языка, поэтому никогда не были близкими друзьями.

Но стихотворение «Сергею Есенину» не содержит насмешек и шуток, каждая строка выражает не просто скорбь, но и смятение по поводу произошедшего.

В первой половине произведения автор крайне негативно высказывается о людях, которые стали строить доводы о причине самоубийства. Маяковский не терпел пошлых, приниженных людей, а ведь именно они начали обсуждать Есенина, писать ему низкие и гнусные послания. Владимир Владимирович ясно осознаёт, что причина гибели поэта намного глубже, нежели обычное пьянство.

Вот именно эта идея о борьбе за свое счастье и звучит в финале:

Надо вырвать

радость у грядущих дней.

 

13. Художественное своеобразие, идеи и стиль ранних романтических произведений М.Горького. Рассказы «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.