Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мифопоэтическое начало в творчестве Ахматовой






" Белая стая", " Подорожник", " Anno Domini"

Идейно-художественное отличие " Белой стаи" от " Вечера" и " Четок" интерпретировалось в критике как переход Ахматовой от интимной лирики к гражданской. Думается, что переориентация ахматовской лирики, ее открытость " городу и миру" связана с изменением авторской картины мира. Действительность, не теряя ни своей конкретности, ни живых красок, обретает в художественном восприятии поэтессы еще одно измерение - мифопоэтическое.

Мифопоэтическая картина мира складывалась у Ахматовой постепенно и шла через освоение фольклорной традиции. Остановимся на этой проблеме более подробно.

По мнению Жирмунского, "... развитие Ахматовой как национального поэта определило ее соприкосновение с русским народным творчеством" (Жирмунский, 1973. С. 81). Обращение к фольклору у Ахматовой - это прежде всего обращение к народным истокам, к мифопоэтическому мышлению в его национальном варианте. Поскольку дописьменное искусство по своей природе искусство каноническое, то есть апеллирующее к тем или иным жанрово-ритуальным образцам, то за его формальными элементами в течение веков закреплялось определенное " фольклорное" содержание. Отсюда следует, что всякий его элемент - своего рода " знак", в котором кристаллизовался тот или иной аспект народного мироощущения. Это, собственно, и послужило внутренней мотивацией ахматовского тяготения к фольклорной традиции.

Фольклорное начало проявляется в первых сборниках Ахматовой на уровне структурно-жанровых элементов и имитации " женской" модели поведения.

Стихотворения первых книг генетически связаны с песенным фольклором. Не случайно сам автор называет их не иначе как песнями: " Одной надеждой меньше стало, / Одною песней больше будет", " Я песней смутила его". Дело в том, что в русской поэзии до Ахматовой и Цветаевой лирическое " я" представало в сугубо мужском облике. " Искусством, - отмечал Недоброво, - до чрезвычайности разработана поэтика мужского стремления и женских очарований, и, напротив, поэтика женских волнений и мужских обаяний почти не налажена" (Недоброво, 1989. С. 249).

Единственным прецедентом в этом отношении может служить фольклор. Формы выражения интимной жизни женского сердца были самобытно разработаны голосовой протяжной песней и частушкой. Вот почему именно эти виды песенного фольклора послужили отдаленным (и, вероятно, подсознательным) прототипом ахматовской любовной лирики, что нашло отражение в композиционных аналогиях и созвучии поэтических приемов.

Те же элементы новеллистической структуры, столь характерные для ранней Ахматовой, присущи и народным песням, в которых лирические излияния нередко обрастали событийной фабулой, включающей в себя и косвенную речь других персонажей.

7. Декадентство как определяющее явление рубежа XIX- начала XX вв. и предпосылки его возникновения. Зарождение модернизма и его характерологические признаки.

Декадентство – это явление в литературе (и искусстве в целом) конца 19 – начала 20 века, отражающее кризис переходного этапа социальных отношений в представлении некоторых выразителей настроений общественных групп, чьи мировоззренческие основы рушатся переломами истории.

Декаде́ нтство, также декаданс (фр. dé cadent — упадочный) — направление в литературе, творческой мысли, самовыражении периода fin de siè cle (рубеж XIX и XX веков), которое характеризуется эстетизмом, индивидуализмом и имморализмом. Иногда рассматривается как cвязующее звено между романтизмом XIX века и модернизмом XX века.

Подобно более раннему Движению искусств и ремёсел, родоначальники декадентства стремились освободить искусство от материалистических забот промышленной революции, раскрепостить мораль, скованную условностями викторианской эпохи. Они выступали против старых, академических форм искусства, искали новых форм самовыражения, более гибких и более соответствующих усложнённому мироощущению современного человека.

Характерными чертами декадентства обычно считаются отход от общественности и отвращение к повседневной жизни (taedium vitae), что проявляется в искусстве отрывом от реальности, поэтикой искусства для искусства, эстетизмом, модой на демонизм («Там, внизу», «Скорбь Сатаны»), преобладанием формы над содержанием, стремлением к внешним эффектам, стилизации и т. д.

Декаденство- определённое умонастроение, кризисный тип сознания, который выражается в чувстве отчаяния, бессилия, душевной усталости с обязательным элементом самолюбования и эстетизации саморазрушения личности. С ним связаны неприятие окружающего мира, пессимизм, рафинированная утончённость, осознание себя носителем высокой, но гибнущей культуры.В европейской культуре декадентство сложилось в 60-70 г.г. 19 в. во французской поэзии (Ш.Бодлер, П.Верлен, А. Рембо). «Энциклопедией» европейского декадентства прийнято считать роман Гюисманса «Наоборот». В английской литературе представите лем Д. был О.Уальд. В той или иной мере декадентские настроения затонули почти всех русских символистов. В 90-е годы 19 в. на короткий период сложилось даже свого рода этикетное Д. – как бы литературная мода на ощущение конца жизни и обречённости человека.Декадентские грани мироощущения были свойственны на том или ином этапе творчества З. Гиппиус, К. Бальмонту, В. Брюсову, А. Блоку, А. Белому, а наиболее последовательным декадентом был. Ф. Сологуб. Основными популяризаторами естетики декадентства в России были литературные журналы рубежа 19-20 в.в. «Мир искусства», «Весы», «Золотое руно».

Конец XIX – начало ХХ века ознаменовано глубоким кризисом, охватившим всю европейскую культуру, явившимся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели. Именно с этим связывают возникновение декадентского мировоззрения.
Примерно с середины XIX века западная философия начинает претерпевать значительные изменения. Причинами их явились социально-исторические процессы этого периода, ряд научных открытий и проблем, а также особенности философского мышления Нового времени. Классический рационализм рушился, чему способствовало и быстрое угасание влиятельной гегелевской школы. Начинались активные поиски нестандартных идей, подходов и концепций миропонимания. Именно в этот период появляются ростки новых философских направлений, которые прорастут и обильно зацветут уже в ХХ веке. А некоторые продолжат свое развитие и в ХХI веке.

Разочарование в жизненной действительности и художественном реалистическом способе ее воспроизведения повлекло интерес новейшими философскими теориями и появление новых художественных направлений, которые получили названия декадентських, авангардистских и модернистских. Модернизм - общее название направлений искусства и литературы конца XIX - начала XX века, что отражали кризис буржуазной культуры и характеризовали разрыв с традициями реализма и эстетикой прошлого. Модернизм возн ик во Франции в конце XIX в (Бодлер, Верлен, А.Рембо) и распространился в Европе, России. Модернисты считали, что не нужно искать в произведении искусства какой-то логики, рациональной мысли. Поэтому искусство модернизма носило преимущественно иррациональный характер. Модернизм - это социальное бунтарство, а не только революция в области художественной формы, так вызвал выступления против жестокостей социальной действительности и абсурдности мира, против угнетения человека. Модернизм протестовал против грубого материализма, против духовного вырождения и нищеты, тупой самодовольной сытости. Общие черты модернизма:

* особое внимание к внутреннему миру личности;

* провозглашения самоценности человека и искусства;

* предпочтение творческой интуиции;

* понимание литературы как высшего знания, способно проникать в найинтим-ниши глубины существования личности и одухотворить мир;

*поиск новых средств в искусстве (метаязык, символика, мифотворчество т.д.);

*стремление открыть новые идеи, которые превратят мир по законам красоты и искусства

В литературе модернизм пришёл на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные интерпретации различных философских, психологических и исторических концепций (не путать с психологическим, историческим и философским романом, являющимися классическими), появился стиль, названный Поток сознания (англ. Stream of consciousness), характеризующийся глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны, потерянного поколения.Главными предтечами модернизма были: Достоевский (1821—81) (Преступление и наказание (1866), Братья Карамазовы (1880); Уитмен (1819—92) (Листья травы) (1855—91); Бодлер (1821—67) (Цветы зла), А. Рембо (1854—91) (Озарения, 1874); Стриндберг (1849—1912), особенно его поздние пьесы.Философами, повлиявшими на писателей модернистов, были Фридрих Ницше, Анри Бергсон, Уильям Джеймс, и другие. Сильное влияние оказал также Зигмунд Фрейд и Карл Юнг.Модернизм покончил со старым стилем в первые три десятилетия XX века и радикально пересмотрел возможные литературные формы(Анна Ахматова).

 

8. Русский символизм, его представители. Характерологические признаки русского символизма

Символизм – направление в искусстве(франц.) в музыке, литературе, живописи.Возникло во Франции в 1870-80 г.г.Достигло наибольшего развития на рубеже 19 -20 веков во Франции, России, Бельгии.Символисты изменили само отношение к искусству, литературе. Их стремление к новаторству, экспериментаторский характер творчества, стремление к космополитизму, обширный диапазон влияний стали образцом для современных направлений в искусстве, литературе, музыки. Символисты широко использовали: символики, намеки, таинственность, недосказанность, загадочность. Основным настроением, улавливаемым символистами, являлся пессимизм, доходящий до отчаянья. Все «природное» представлялось лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного худож. значения. Основные принципы эстетики символистов впервые появились в творчестве франц. поэтов: Шарля Бодлера, Поля Верлена, Атр. Рембо, Стефана Малларме. Огромное значение символизм имел в русском искусстве, литературе. Период символизма в России преобрел название «Серебряного века». Впервые термин «символизм» был введен в обращение франц. поэтом Жаном Мореасом. Началом русского символизма считается момент, когда Мережковский опубликовал свою статью «О причинах упадка и о новых течениях в современной русской литературе». Расцвет русского символизма связан с приходом в литературу А.Блока, А.Белого, Вяч.Иванова,. И.Анненского. Существенную роль в развитии и распространении символизма в России сыграли следующие издательства «Скорпион», «Гриф», «Оры», журнал «Весы», «Золотое руно». Русский символизм самый значительный после франц. и имел следующ. предпосылки: кризис позитивного мировоззрения и морали, обостренное религиозное чувствование. Символизм в России вбирал 2 потока – «старших символистов» - это И.Анненский, В.Брюсов, К. Бальмонт, З.Гиппиус, Д.Мережковский, Н.Минский, а также «младосимволисты» - это А.Белый, А.Блок, Вяч. Иванов, С.Соловьев, Эллис(Л.Кобылинский). К началу 1900-х годов русский символизм достиг расцвета, имел мощную издательскую базу. Основоположник символистского метода в русской поэзии был Ф.Тютчев(его поэзия нюансов).Второй предшественник символизма в России – это А.Фет. Символисты стремятся к: 1.иррациональному, 2.невыразимому, 3.бессознательному. Для поэзии и прозы символизма характерно следующее: «несказанность человеческих мыслей», символистский культ «чистого творчества», поэт должен не изобразить, а навеять настроение, не донести образ, а «открыть просвет в вечность», подсознательное откровение, мистический экстаз. На русский символизм имела влияние философия Вл.Соловьева, все символисты России «таинственно крещены Соловьевым» писал Вяч. Иванов. источником вдохновения для символистов послужил образ Св.Софии, воспетый Соловьевым. Итак, основные аспекты русского символизма 1.приоритет духовных идеалистических ценностей (Д.Мережковский), 2.медиумический стихийный характер творчества, поэзия как жизнетворчество (К.Бальмонт), 3.искусство как более достоверная форма познания, историзм, искатель «смутного рая» (В. Брюсов), 4.тяготение к философско –религиозной проблематике, выверенность, метафизическая заостренность (З. Гиппиус), «зыбкие качели» человеческих состояний, «тяжелый сон» сознания, мифологическая образность(Ф.Солозуб)

Поэт – символист берет исходной точкой нечто физически и психологически конкретное и, не определяя его, изображает ряд ассоциаций, поэт поражает непредвиденным сочетанием образов и понятий, стремясь к эффекту разоблачения. Символ – средство отображения и объяснения реальности. Что касается «младосимволистов», то их худ. искания были отмечены: мистичностью, стремление идти к «отверженным селеньям», следовать жертвенным путем пророка, не отворачиваться от грубой земной действительности. Признаки русского символизма: 1.многоплановость худ. мышления, 2.искусство как способ познания, 3.религиозно - философская проблематика, 4.интенсивность мироощущения, 5.неомифологизм, 6.мечта о синтезе искусств, 7.переосмысление западно-европейской культуры, 8.установка на жизнетворчество.9.углубление в сферу бессознательного, 10.бытийно – философские концепции, 11.соединение 2-х полярных начал, 12.символ как элемент постижения реальности, 13.понятие «сверхэстетического».

 

 

9. З.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковский. Проблемы нового религиозного сознания в концепции З.Н.Гиппиус и Д.С.Мережковского

ЗИНАИДА НИКОЛАЕВНА ГИППИУС (1869-1945)

Стихи начала писать с 7 лет. Стихотворение «Довольно мне тоской томиться…» предположительно написано в 9 лет.

Довольно мне тоской томиться

И будет безнадёжно ждать!

Пора мне с небом примириться

И жизнь загробную начать.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.