Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема всей книги – “Вечно женственное, несомненное”.






Основополагающие принципы искусства в книге А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Символика образа Прекрасной Дамы

 

Основополагающие принципы искусства в книге А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Символика образа Прекрасной Дамы

Символизм– модернистское течение, утверждающее индивидуализм, субъективизм, интерес к проблеме личности. Основным принципом эстетики является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.

Наиболее талантливые поэты-символисты по-своему отразили трагизм положения человека, не сумевшего найти своего места в жизни, в мире, сотрясаемом грандиозными социальными конфликтами, пытались отыскать новые способы для художественного осмысления мира.

Огромное влияние на творчество Блока оказали философские идеи В. Соловьева о Мировой душе, Вечной Женственности, которая спасает мир своей гармонией красоты и добра, являясь духовным началом всего живого.

В это время он горячо полюбил Любовь Дмитриевну Менделееву, подругу детства (имения Шахматово и Боблово находились рядом), талантливую актрису.

Цикл “Стихи о Прекрасной Даме” был вдохновлен Любовью Дмитриевной Менделеевой. В дневнике 1919 года Блок написал: “…когда я носил в себе великое пламя любви”. Эта книга – истинное начало, исток всего творчества А.Блока.

Книга написана в одиночестве. Это повесть о том, как молодой человек из своей возлюбленной создал образ Лучезарной Девы.

«Встану я в утро туманное», 1901 г., «Сумерки, сумерки вешние», 1901 г., «Вхожу я в темные храмы», 1902г.

Часто стихотворения построены на метафоре. Напр., герой входит в «темные храмы». Мне кажется, что это метафора любви. Интересно сочетание этих слов, оно отражает отношение героя к своему чувству. «Храмы» - что-то святое, божественное, «темное» же – непознанное, таинственное, маняще-загадочное и пугающее.

Герой не знает, сомневается, его возлюбленная, действительно, Она – женщина его жизни, его судьба, его Богиня и Муза. Или же он ошибается?

Какой предстает Прекрасная Дама?

Она предстает в неясном, туманном облике «только образ, лишь сон о ней».

Этому образу отнесен важный эпитет «озаренный». О браз озарен каким-то высшим светом, предчувствием. Герой внутри себя знает, что она – это Она.
Величавая Вечная Жена, Святая- сколько благоговейного поклонения, трепета вызывает она у лирического героя.

Образ Прекрасной Дамы сливается с образом Богоматери.

Тема всей книги – “Вечно женственное, несомненное”.

В ранних стихотворениях А.Блока часто читаем: “ Кто-то ходит…кто-то плачет”, «Кто-то зовет…кто-то бежит”, “Кто-то крикнул…кто-то бьется”. Кто-то, а кто, неизвестно. Будто приснилось во сне. Вместо точных подлежащих – туманные. А если и сказано кто, то невнятно: “ Белый смотрит в морозную даль”,
“Прискакала дикой степью
На вспененном скакуне”.
Прискакала, а кто, неизвестно. Подлежащего не было. Поэт мыслил одними сказуемыми, которые, чаще всего, стояли в начале стихотворения.

Такие бесподлежащные строки отлично затуманивали речь.

А мы знаем, что один из главных принципов поэтов-символистов – недосказанность, тайна намека.

Таинственный сумрак, таинственный мол, таинственное дело – всюду у него были тайны и таинства. И тайной для него была та Таинственная, которой он посвятил свою первую книгу стихов.

Эту Таинственную он величает: Мадонной, Вечно Юной, Язычницей младой, Девой, Зарей, Купиной, Милым другом, Красотой, Виденьем и Спасеньем, Царевной, Подругой желанной, Волшебницей, Таинственной Девой, Владычицей, Хранительницей, Прекрасной Дамой, Недоступной мечтой, Величавой Вечной Женой, Святой.

 

К.И.Чуковский писал: “Таинственность была ее главное свойство. Мы не знали, кто она, какая она, знали только, что она таинственна. Лишить ее этой таинственности, и она перестанет быть.

Ее образ вечно зыблется, клубится, двоится, на каждой странице иной: не то она звезда, не то женщина, не то скала, озаренная солнцем. Всякое отчетливое слово убило бы его Прекрасную Даму...

Все шесть лет об одном. Ни разу за все это время не нашлось ни единого слова – иного. Вокруг были улицы, женщины, рестораны, газеты, но ни к чему он не привязывался, а так и прошел серафимом мимо всей нашей человеческой сутолоки... Ни слова не сказал он о нас, ни разу даже не посмотрел в нашу сторону..”

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.