Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Мужик и медведь






Мужик поехал в лес репу сеять. Пашет там да работает. Пришел к нему мед­ведь:

— Мужик, я тебя сломаю.

— Не ломай меня, медведюшка, лучше давай вместе репу сеять. Я себе возь­му хоть корешки, а тебе отдам вершки.

— Быть так, — сказал медведь. — А коли обманешь, так в лес ко мне хоть не ез­ди.

Сказал и ушел в дуброву.

Репа выросла крупная. Мужик приехал осенью копать репу. А медведь из дубровы вылезает:

— Мужик, давай репу делить, мою долю подавай.

— Ладно, медведюшка, давай делить: тебе вершки, а мне корешки.

Отдал мужик медведю всю ботву, а репу наклал на воз и повез в город прода­вать. Навстречу ему медведь:

— Мужик, куда ты едешь?

— Еду, медведюшка, в город корешки продавать.

— Дай-ка попробовать — каков корешок?
Мужик дал ему репу. Медведь как съел:

— А-а! — заревел. — Мужик, обманул ты меня! Твои корешки сладеньки. Те­перь не езжай ко мне в лес по дрова, а то заломаю.

На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидает.

— Теперь меня, мужик, не обманешь, давай мою долю!
Мужик говорит:

— Быть так. Бери, медведюшка, корешки, а я себе возьму хоть вершки.
Собрали они рожь. Отдал мужик медведю корешки, а рожь наклал на воз

и увез домой.

Медведь бился, бился, ничего с корешками сделать не мог.

Рассердился он на мужика, и с тех пор у медведя с мужиком вражда пошла.

 

ЗАНЯТИЕ 1


 


 


Тема занятия: слушаем сказку «Мужик и медведь».

Предварительная работа: взрослый обучает детей порядковому счету в пределах пяти (первый, второй, третий, четвертый, пятый — порядковый счет предме­тов ведется слева направо); дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки и устанавливают их на подставки.

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, уметь слу­шать ответы других детей, не перебивать говорящего).

Обучающие — закреплять у детей навык порядкового счета; расширять зна­ния на тему «Откуда хлеб пришел», обобщающие понятия «животные» и «ово­щи»; обучать детей умению отличать на вкус разные овощи; закреплять в словаре детей существительные «пшеница», «колосья», «сноп», «зерно», «мука», «тес­то», «листья», «корни»; прилагательные-антонимы: большой — маленький, ум­ный — глупый, сладкий — горький, узкий — широкий, тонкий — толстый.

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, умение отгадывать загадки, осмыслять события сказки.

Оснащение:

—фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис.10,
12);

—декорации: дом, лес, лесная поляна, поле с колосьями, поле с репой, ло­шадь с телегой (см. вклейку);

—предметные картинки — сноп, много репы, сложенной горкой; корешки от
колосьев, сложенные горкой; ботва от репы, одна репка, пирог (см. вклейку,
рис.9, 11, 13-15, 17);

—тарелки по количеству детей, на каждой по три кусочка сырых овощей (ре­пы, моркови и капусты);

—тарелка с кусочками этих же овощей по несколько экземпляров каждого
(из гигиенических соображений каждый кусочек овоща наколот на палочку-ка­напе, за которую берутся, когда подносят кусочек ко рту);

—демонстрационный рисунок к заданию «Найди одинаковые колоски»
(рис. 21, с. 52).


 


Ход занятия


 


1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.)

Предложите детям назвать себя по порядку номеров: ребенку, стоящему пер­вым слева (укажите на него) следует сказать: «Первый», следующему за ним — «второй» и так далее.

 

Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у детей, каких диких животных наших лесов они знают. Дети по очереди называют животных и садятся на стульчики, расставленные полу­кругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что об одном из таких животных
они сегодня будут слушать русскую народную сказку. А о каком именно, предло­жите отгадать.

Прочитайте детям загадку:

V

Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой под вьюжный вой Спит в избушке снеговой. (Медведь)

Когда дети назовут животное, сообщите, как называется сказка, которую они сейчас услышат: «Мужик и медведь». Прочитайте или расскажите детям сказку «Мужик и медведь», одновременно выставляя декорации и фигурки персона­жей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто приехал пахать поле? (Мужик.)

Кто вышел к мужику из леса? (Медведь.)

Что сказал медведь мужику? («Я тебя сломаю».)

Что предложил мужик медведю? (Вместе вспахать и засеять поле, а осенью поделить урожай.)

Что в первый раз посадили на поле мужик с медведем?

Как осенью мужик с медведем поделили урожай репы? Что выбрал себе мед­ведь: вершки или корешки?

Остался ли медведь доволен своим выбором?

Что посадили мужик с медведем на следующий год?

Что выбрал медведь у пшеницы: вершки или корешки?

На этот раз медведь остался доволен или нет? Почему?

Что мужик сделал из пшеницы? (Из зерна — муку, из муки — тесто, из тес­та— пироги.)

4.Необычные загадки. Предложите детям отгадать необычные загадки. Для этого дайте каждому по тарелке с кусочками сырых овощей: моркови, репы и ка­пусты.

Предложите малышам попробовать на вкус сначала красный кусочек — мор­ковь, потом белый кусочек — капусту и, наконец, желтый — репу.

Затем попросите одного из детей подойти к вам и закрыть глаза. Положите ему в рот небольшой кусочек одного из знакомых овощей.

Когда ребенок попробует его на вкус, он может открыть глаза и назвать овощ, который он узнал. Пригласите по очереди всех детей отгадать вкусовую за­гадку.

Затем предложите малышам отгадать обычные загадки про овощи, которые они только что пробовали.

 

Круглый бок, желтый бок, Сидит на грядке колобок. Врос он в землю крепко, Что же это?.. (Репка.)

 

Расту в земле на грядке я — Красная, длинная, сладкая. От глаз укрылась ловко. Зовут меня... (морковка).

Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст? Как же быть без хруста, Если я... (капуста).

 

Спросите детей, какие еще овощи они знают.

5. Закончи фразу. Предложите детям закончить фразы.
Медведь большой, а мужик... (маленький).

Медведь глупый, а мужик... (умный).

Корешки у репы съедобные, а у пшеницы... (несъедобные). Вершки у репы несъедобные, а у пшеницы... (съедобные). У репы корешки сладкие, а вершки... (горькие). У пшеницы листья узкие, а у репы... (широкие). У репы корень толстый, а у пшеницы... (тонкий). Поле засевают весной, а урожай собирают... (осенью).

Из зерна делают муку, из муки — тесто, а из теста пекут... (пироги, хлеб, бул­ку).

6. Найди одинаковые колоски. Покажите детям демонстрационный рисунок
(рис. 21, с. 52). Предложите найти на картинке два одинаковых колоска и, не по­казывая, сказать, какие они по счету слева (второй и пятый).

.

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

 

ЗАНЯТИЕ 2

 

Тема занятия: рассказываем сказку «Мужик и медведь».


 


Цели занятия


 


Воспитательные — формировать у детей способность слушать, не перебивая, соблюдать очередность и правила коллективной игры.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику; вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом, умение правильно дер­жать в руке карандаш); учить по образцу рисовать симметричный рисунок, рас­крашивать, не выходя за контур; расширять словарный запас детей за счет слов с противоположным значением: умный — глупый, съедобный — несъедобный, сладкий — горький, сначала — потом; расширять представления детей об ово­щах, ввести в их речь обобщающее слово «овощи»; совершенствовать связную речь.

 

 

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание; учить вслушиваться в речь взрослого, дорисовывать недостающие части изображения; формировать и развивать умение быстро думать и принимать решение.

Оснащение:

—фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис. 10, 12);

—декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, ло­шадь с телегой (см. вклейку);

—предметные картинки — одна репка, пирог, сноп, репа, ботва от репы, ко­
решки от колосьев, сложенные горкой (см. вклейку, рис. 9, 11, 13-15, 17);

—демонстрационный рисунок «Овощи» (рис. 22, с. 53);

—листы с индивидуальным графическим заданием «Дорисуй и раскрась»
(рис. 23, с. 53) по количеству детей;

—цветные карандаши;

 

Ход занятия

1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям на­звать себя по порядку номеров: ребенку, стоящему первым слева (укажите на не­го), следует сказать: «Первый», следующему за ним— «второй» и так далее.

Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спросите у детей, какие овощи они знают. Дети по очереди называют ово­щи и садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

 

2.Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пересказ
сказки «Мужик и медведь». При пересказе каждый ребенок говорит по 2-3 пред­ложения. Жестом давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами
последовательно выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте
с ними описываемые в сказке действия. Если у ребенка возникают затруднения, задавайте ему наводящий вопрос или начните фразу сами.

3.Вершки и корешки. Расскажите детям, что у разных овощей бывают съедоб­ными разные части: у репы, моркови — корешки, которые растут в земле, а у ка­пусты и огурцов, наоборот, вершки (растущие над землей листья или плоды).
Покажите детям эти части у растений на демонстрационном рисунке «Овощи»
(рис. 22, с. 53). Напомните детям, что глупый медведь в сказке «Мужик и медведь»
каждый раз выбирал несъедобные части растения: у репы он взял вершки — горь­кие листья, а у пшеницы — жесткие, невкусные корешки. Затем спросите у малы­
шей, что бы они сами выбрали у репы: вершки или корешки? А у капусты, морко­ви, картошки, помидоров, редиски? Предложите детям отгадать, у какого овоща
съедобны и вершки и корешки и прочитайте загадку:

 

Сидит дед,

В сто шуб одет.

Кто его раздевает-

Тот слезы проливает.

(лук)

 

 

4.Подвижная игра с мячом «Съедобное — несъедобное». Предложите детям выйти на лужок и сделать кружок. Сами встаньте в середину круга и по очереди бросайте детям мяч, называя при этом какой-либо предмет или пищу. Ребенок, которому брошен мяч, должен его поймать, если взрослый назвал продукт пита­ния; и не ловить мяч, если названный предмет несъедобен. Возможные вариан­ты произносимых взрослым слов: сыр, дом, яблоко, кубик, булка, мороженое, лопата, машина, молоко, банан и т. д.

5. Дорисуй и раскрась. После подвижной игры предложите детям сесть за
стол и выдайте им индивидуальные листы с графическим заданием «Дорисуй
и раскрась» (рис. 23, с. 53). Предложите детям дорисовать репу, а потом ее рас­
красить. Спросите у малышей, какого цвета у репы вершки, а какого корешки.

6. Что сначала, что потом? Предложите детям внимательно слушать и согла­шаться или не соглашаться с тем, что вы будете говорить. Объясните, что в слу­чае согласия нужно кивать головой и говорить: «Да-да-да», а если фраза невер­на, следует покачать головой из стороны в сторону и произнести: «Нет-нет-нет».
Скажите:

Сначала было лето, а потом наступила осень. (Да-да-да).

Сначала сажают семена, а потом собирают урожай. (Да-да-да).

Сначала мужик с медведем посадили пшеницу, а потом репу. (Нет-нет-нет).

Сначала медведь выбрал корешки, а потом вершки. (Нет-нет-нет).

Сначала собирают зерно, а потом мелют муку. (Да-да-да).

Сначала булки пекут, а потом тесто месят. (Нет-нет-нет).

Сначала репу едят, а потом ее моют. (Нет-нет-нет).

Сначала была весна, а потом наступило лето. (Да-да-да).

7. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

 

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Мужик и медведь».

Предварительная работа: взрослый учит детей сравнивать количество предме­тов в двух разных множествах; вводит в речь детей понятия «одинаково», «поровну», «больше на», «меньше на».

Цели занятия

Воспитательные — вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую по­зу за столом при рисовании и письме); воспитывать способность к подражатель­ности; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсценировки знакомой сказки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику детей (умение с помощью мимики передавать настроение); учить детей правильно дер­жать в руке карандаш, выполнять обводку цифр по образцу; ввести в словарь де-

 

 

тей прилагательные «довольный», «радостный», «сердитый», «недовольный»; учить детей проводить простую инсценировку знакомой сказки; совершенство­вать счетные навыки (количественный и порядковый счет); знакомить детей с цифрами; закрепить в речи детей математические понятия «одинаково», «по­ровну», названия геометрических фигур («круг», «квадрат», «треугольник», «овал»).

Развивающие — совершенствовать слуховое и зрительное внимание детей; развивать логическое мышление — умение сравнивать.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис.10,
12);

— декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, ло­шадь с телегой (см. вклейку);

— предметные картинки — пирог, одна репка, сноп, репа; ботва от репы, ко­
решки от колосьев, сложенные горкой (см. вклейку, рис. 9, 11, 13-15, 17);

— большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по количеству
детей;

— демонстрационный рисунок «Геометрические фигуры» (рис. 24, с. 54);

— индивидуальные листы с графическим и математическим заданием «Со­
считай» (рис. 25, с. 54) по количеству детей;

красные карандаши по количеству детей

 

Ход занятия

 

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям на­звать себя по порядку. Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии.

Затем спросите, какую русскую народную сказку они рассказывали на про­шлом занятии. Сообщите, что сегодня вы все вместе будете показывать спек­такль по сказке «Мужик и медведь».

Распределите между детьми роли мужика и медведя. Выберите декоратора, который будет устанавливать на столе-сцене декорации, и бутафора, который будет выдавать артистам атрибуты.

Выдайте детям-артистам фигурки их персонажей; декоратору дайте декора­ции, бутафору — атрибуты. Остальные дети будут зрителями.

Малыши по мере получения фигурок персонажей, декораций и атрибутов са­дятся за стол: дети, принимающие участие в спектакле, с одной стороны стола, а зрители — с противоположной.

2. Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­
ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказы­вайте декоратору, куда поставить нужную декорацию; указывайте на артиста,
чья очередь говорить, если необходимо, подсказывайте слова роли.

3. Психогимнастика. Предложите всем детям мимикой изобразить перед зер­калом настроение мужика и медведя (для этого дети встают в ряд перед настен-

 

 

ным зеркалом или получают индивидуальные зеркала). Продемонстрируйте де­тям артикуляционные позы:

— мужик радуется урожаю, довольный мужик — широко улыбнуться;

— медведь сердится, пробуя несъедобные части растений, недоволен мед­
ведь— нахмурить брови, уголки губ опустить вниз.

(Когда дети разучат артикуляционные позы у них можно забрать индивиду­альные зеркала.) Затем взрослый просит детей изображать медведя и мужика в следующем порядке: медведь, мужик, медведь, медведь, мужик, медведь, му­жик. После выполнения задания дети вновь садятся за стол.

4. На какую фигуру похоже? Покажите детям демонстрационный рисунок
«Геометрические фигуры» (рис. 24, с. 54). Предложите малышам назвать гео­метрическую фигуру, которую напоминает по форме репа (возможные варианты
ответов: круг, овал, треугольник). Уточните у детей, какой по счету слева стоит
в ряду названная ими фигура. Повторите с детьми названия всех геометриче­ских фигур.

5. Сосчитай. Выдайте детям индивидуальные листы с математическим задани­ем «Сосчитай» (рис. 25, с. 54). Предложите малышам сосчитать, сколько на рисун­ке изображено больших реп, а затем сколько маленьких репок. Уточните, что их
по две— а значит, поровну. Дайте задание детям нарисовать в рамке две палочки,
а затем обвести цифру 2. Спросите детей, сколько всего реп нарисовано на карти­не. (После занятия дети могут раскрасить все репы цветными карандашами.)

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.