Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Эмпиризм и рационализм 17в. Бэкон, Декарт.






    17в- век науки, происходит формирование научной картины миры. Основной вопрос- как познавать мир? Разумом чувствами или посредством опыта? Поэтому возникли: рационалисты – разум, интеллект; сенсуалисты- чувствами; эмпиристы – опыт.

    Френсис Бэкон - рационалист и эмпирист. «Знание- сила».

    1. Подверг критике средневековую схоластику.

    2. Новый взгляд на науку. Цель науки- открытие истин для человеческой пользы. Создал учение об идолах - то, что существует в нашем интеллекте и мешает нам правильно мыслить.

    · Идолы рода- несовершенства интеллекта, человек получает от родителей.

    · Идолы пещеры- искаженные представления о мире отдельного человека (нап-р: характер)

    · Идолы рынка- употребление слов значение которых не знают.

    · Идолы театра- ложные представления о мире.

    Основоположник метода индукции- от частного к общему, т.е выведение законов и закономерностей. Противопоставляет свой метод методу чистых эмпириков и рационалистов. Метод Бэкона вкл. оба этих метода, т.е аналитическое исследование + опыт, подтвержденный экспериментом + чувственный опыт.

    Рене Декарт- философ рационалист, математик. Предложил метод дедукции – от общего к частному.

    · Скептик: «Я сомневаюсь, значит, я мыслю, я мыслю, значит, я существую.»

    · Дуалист- т.е. верил в существование 2х субстанций материальной и идеальной(Бог). Бог- истинная субстанция, соединил душу и тело, поместил душу в шишковидную железу.

    · Создатель учения о «врожденных идеях»- эти идеи присущи человеку до рождения: идеи Бога, истины, добра, красоты.

    2Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую " национальную почву" —

    обычаи, традиции.

    Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе отдельного человека, должна сыграть религия. Именно на религии держится

    человеческая духовность, она есть " панцирь", оберегающий человека от грехов и зла.

    Особую роль в философских взглядах Достоевского (которыми пропитано все его литературное творчество) занимает проблема человека.

    Достоевским было выделенодва варианта жизненного пути, по которому может идти человек:

    • путь человекобожества;

    • путь богочеловека.

    Путь человекобожества — путь абсолютной свободы человека. Человек отвергает всякие авторитеты, в том числе Бога, считает свои возможности

    безграничными, а себя - вправе делать все, он сам пытается стать Богом, вместо Бога. По Достоевскому, данный путь губителен и опасен как для

    окружающих, так и для самого человека. Идущий по нему потерпит крах.

    Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Такой путь Достоевский считал

    наиболее верным, праведным и спасительным для человека.

    Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовство. Суть

    толстовства в следующем:

    • многие религиозные догмы должны быть подвергнуты критике и отброшены, как и пышный церемониал, культы, иерархия;

    • религия должна стать простой и доступной для народа;

    • Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть;

    • смысл жизни — самосовершенствование;

    • главное зло на Земле - смерть и насилие;

    • необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем;

    • в основе поведения человека должно быть непротивление злу;

    • государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппарат насилия, не имеет права на существование;

    • всем необходимо возможными способами подрывать государство, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в

    политической жизни и т. д.

    За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Толстой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

    БИЛЕТ№18

    1. Философы просветители Вольтер и Руссо.

    Просвещение- важный этап в развитии западной культуры, подъем науки и искусства.

    Особенности: приоритет разума, свобода мысли, приобщение к культуре широких слоев общества, атеизм, антиклерикализм.

    Франсуа Вольтер- основоположник философии просвещения.

    · Приравнивал понятия Бог и разум. «Бытие Бога не мыслимо, а значит возможно.» Бог-это первосубстанция, творческая сила, порядок и добро. Бог необходим человеку для успокоения души. «Если бы Бога не было его бы следовало выдумать».

    · Антиклерикал- критик религии и церкви. Считал, что мораль должна быть свободна от религии.

    · Верил в величие человека, его нравственную природу.






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.