Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы и приемы словарной работы






Выделяются две группы методов:

1. метод накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря);

2. методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Рассмотрим подробнее эти методы.

рассматривание и обследование предметов, например: рассматривание новой игрушки, предмета одежды, посуды (внешний вид, из чего сделана, сравнение с другими игрушками, нахождение нового, необычного). Тем самым развивается кругозор детей и идет обогащение активного словаря.

наблюдение, например, природного явления, объектов природного окружения, деятельности людей с использованием в речи прилагательных, наречий, глаголов.

Осмотры должны быть интересны детям.

Во время наблюдения не следует перегружать внимание детей деталями.

Обеспечивать детям активность восприятия: им разрешается потрогать, подержать, поиграть.

При первом знакомстве с явлением, требуется полное совпадение во времени восприятия данного явления. (Радуга)

При повторном наблюдении целесообразно вначале предложить самим детям вспомнить соответствующее слово, а затем воспитателю уточнить его. Можно использовать подсказ начала слова.

целевые прогулки и экскурсии (в библиотеку, в музей, в ДШИ, в ДХШ).

рассматривание картин с малознакомым содержанием, например, рассматривая репродукции картин военной тематики, обогащаем речь детей новыми словами (захватчики, партизаны, мужество, стойкость, героизм, Отечество и т.п.);

При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития речи должна соблюдаться строгая постепенность, переход от доступных, простых сюжетов к более сложным.

чтение художественных произведений, например, при чтении сказки «Лисичка со скалочкой» объясняю детям лексическое значение слова скалочка; приемы работы над словом:

Рассматривание предмета.

Объяснение значений слов, выражений, словосочетаний.

Проговаривание слов детьми.

Замена авторских слов словами, близкими по значению.

Подбор слов для характеристики героев.

Употребление слов в разном контексте в связи с беседой по содержанию произведения.

показ видеофильмов, мультфильмов, например, в процессе просматривания фильма комментируются малознакомые слова, словосочетания («Ледниковый период» - знакомство с вымершими животными, средой их обитания);

Методы для закрепления и активизации словаря:

Рассматривание игрушек используется во всех возрастных группах.

Рассматривание картин направлено на уточнение детских представлений и словаря и всегда сопровождается беседой, активизирующей накопленный ранее словарь.

Дидактические игры и словарные игры.

Дидактические упражнения.

Загадывание и отгадывание загадок.

По мнению К.Д.Ушинского, «у ребенка запас слов обыкновенно не мал, но быстро отыскать в памяти слов требуемую форму и составляет дар его речи». Значит, нужна тренировка активного словаря детей. Помимо обычно используемых в этих целях методик, я использую в работе методы ТРИЗ-технологии, которые не только помогают в формировании словаря, развивают воображение, фантазию, позволяют раскрепостить мышление. В работе над словарем обучаю детей переносу признаков любого выбранного слова на другое слово, наугад выбранное из книги или названий окружающих предметов. Игры, основанные на этом методе, не только обогащают словарь, но и уточняют и расширяют знания о предметах и их действиях. При этом ребенком ведется активный поиск ассоциаций заданному слову в разных областях. Ребенок испытывает восторг от нахождения нового образа слова или словосочетания.

Метод фокальных объектов позволяет перенести признаки трех предметов на выбранный объект, при этом развивается способность к анализу и синтезу, поиску аналогов прямого смысла, метафор, к получению новых словосочетаний, сочинению сказок. Метод способствует закреплению знаний об окружающем мире, активизации и обогащению словаря.

«Бином фантазии» - метод, позволяющий учить детей объединять два слова (предметы, живые объекты, ситуации), разделенные определенной дистанцией, чтобы оно было достаточно чуждым другому. Задача: применяя предлоги (над, под, из-за), наречия (сверху, внизу, около, сбоку), описать новый объект.

«Полином фантазии» - учить детей придумывать самые необычные, фантастические сочетания при наборе слов из совершенно разных надсистем. Активизировать словарь, развивать аналитическое мышление.

Метод морфоанализа в словарной работе с детьми очень важен, поскольку он выполняет функции классификации материала и создание из двух известных объектов одного нового.

Таким образом, планомерная системная работа по формированию и активизации словаря способствует привитию любви к родному слову у детей, воспитывает чувство раскрепощенности и уверенности в процессе общения, формирует грамматически правильный строй речи.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.