Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу.






Введение

 

Развитие системы электронного правительства как части государственного управления, посредством внедрения информационных компьютерных технологий с учетом административных преобразований происходящих в России, является непременным требованием для вхождения в глобальное информационное общество.

Актуальность темы вызвана, прежде всего, стремительным развитием современных информационно-коммуникационных технологий и общим ростом информационного взаимодействия, основанного на электронном обмене информацией. ФЦП «Электронная Россия» - программа по разработке и финансированию мероприятий реформы государственного управления. Она выполняет проекты административной реформы по решению проблем межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, а также создания «одной точки входа» для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений. Способствует повышению информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления для общества, рост эффективности их взаимодействия с гражданами и повышение качества услуг, оказываемых ими гражданам и организациям. Реформирование государственного управления, посредством внедрения электронного правительства – это системная и долгосрочная задача, итогом которой должно стать вхождение России в глобальное информационное общество.

Глава 1 Электронное правительство как элемент формирования информационного общества

Электронное правительство, как концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу.

По историческим меркам, срок существования на планете информационных компьютерных технологий (далее ИКТ) - мгновение. Но человечество уже успело определить путь развития цивилизации - информационное общество. По современным воззрениям информационное общество – это такое общество, в котором производство и потребление информации является важнейшим видом деятельности, а информация признается наиболее значимым ресурсом, новые информационные и телекоммуникационные технологии и техника становятся базовыми технологиями и техникой, а информационная среда наряду с социальной и экологической – новой средой обитания человека.[1]

Сегодня все развитые страны мира переходят к информационному обществу, формирование которого признается неизбежным этапом развития человечества. Уже более двадцати лет формирование информационного общества является предметом программных разработок на национальном, международном и региональном уровнях. Данные разработки нацелены на выявление и реализацию эффективных путей продвижения стран к информационному обществу, а также на полноценное использование возможностей и преимуществ, возникающих у этих стран по мере продвижения по выбранному пути.

Процесс становления информационного общества протекает в разных странах с различной интенсивностью и особенностями. В самом общем виде можно выделить две модели такого становления: «западную» и «восточную».[2] В «западной» модели основная роль отводится либерализации рынка информационных супермагистралей и их универсальному обслуживанию. В «восточной» уделяется большее внимание сотрудничеству государства и рынка, наблюдается стремление установить связь между традиционными культурными ценностями и, неизбежными с формированием глобального информационного общества, социальными изменениями. В то же время в рамках каждой из этих моделей существуют свои различия, которые во многом определяются уровнем экономического и социально-политического развития того или иного социума. Сегодня становится ясно, что пока еще далеко не все страны готовы переступить новую ступень эволюции человеческого общества или даже подойти к ней, однако, если оценивать мировое развитие в целом, процесс формирования глобального информационного общества представляется необратимым.

В ходе Брюссельской встречи стран «большой семерки» в 1995 г. создание и использование глобальной информационной инфраструктуры определялось в качестве одной из приоритетных задач, требующих усилий всего мирового сообщества.

В 2000 году лидеры семи ведущих государств и Президент России подписали Окинавскую хартию глобального информационного общества.[3] Как подчеркивается в Окинавской хартии глобального информационного общества, ИКТ становятся жизненно важным стимулом развития мировой экономики. По мнению многих ведущих экспертов, ИКТ, хотя и не являются решением от всех бед, могут помочь создать новую социальную и экономическую инфраструктуры, обеспечивающие устойчивое экономическое развитие за счет качественного улучшения возможностей обмена информацией.

На Всемирном Саммите по информационному обществу, проходившем в Женеве (2003 год) и в Тунисе (2005 год) было отмечено, что предоставляемая информация должна быть высококачественной, многообразной и надежной[4]. Как следует из документов ЮНЕСКО, «ни одно общество не может претендовать на то, что оно является подлинным обществом знаний, если хотя бы одна часть населения лишена доступа к знаниям и информации.[5]

 

Органы государственной власти […] обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Конституция РФ, статья 24 п.2

Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Конституция РФ, статья 29 п.4

 

Устойчивость глобального информационного общества основывается на стимулирующих развитие человека демократических ценностях, таких как свободный обмен информацией и знаниями, взаимная терпимость и уважение к особенностям других людей. Для этого нужно, чтобы ИКТ служили достижению взаимодополняющих целей: обеспечения устойчивого экономического роста, улучшения государственного управления, повышения общественного благосостояния, стимулирования социального согласия и полной реализации их потенциала в области укрепления демократии, прав человека, развития культурного многообразия и укрепления международного мира и стабильности. Задача создания предсказуемой, транспарентной и недискриминационной политики и нормативной базы, необходимой для информационного общества, лежит на международных правительствах.

Первая программа формирования информационного общества «Национальная информационная инфраструктура» появилась в начале 90-х годов в США. Европа для преодоления наметившегося отставания объявила проект «Технологии информационного общества», который нашел свое развитие в инициативе Европейской Комиссии 1999 года «Электронная Европа». Она была призвана активизировать деятельность по формированию общеевропейского информационного общества.

Ключевая цель этих программ состоит в достижении лидирующих позиций в экономике и социальном развитии общества. Они имеют четко выраженную социально-экономическую направленность, а главным их объектом являются человек, его ценности и потребности.

Приоритетные направления, обозначенные в программах, практически совпадают между собой в областях правового развития, кадровых вопросов, совершенствования информационно-коммуникационной инфраструктуры и становления «электронных правительств». Большое внимание в них уделяется укреплению доверия граждан к ИКТ, поддержке развития малого и среднего бизнеса в этой сфере и мониторингу качества и конкурентоспособности «человеческого капитала».

Отличительная особенность большинства западных программ и стратегий их реализации состоит в том, что все используемые ИКТ: электронную коммерцию, электронное правительство, электронный бизнес и т. д. они рассматривают не как самостоятельные изолированные сферы деятельности, а как интегрированную среду, представляющую собой единый фундамент для перехода к цифровой экономике и информационному обществу.

Реализация информационного общества невозможна без внедрения электронного правительства. Электронное правительство это концепция осуществления государственного управления, присущая информационному обществу. Составляющими качественного государственного управления являются: подотчетность(ответственность), прозрачность(открытость) органов власти, оперативность принятия решений.

Существует множество определений электронного правительства, в зависимости от подходов к его использованию. Вот некоторые из них. Электронное правительство:

·Организация государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации, предоставления услуг государственных органов всех ветвей власти всем категориям граждан (пенсионерам, рабочим, бизнесменам, государственным служащим и т.п.) электронными средствами, информирования теми же средствами граждан о работе государственных органов.

·Информационные технологии в государственном управлении.

·Государство в Сети.

·Метафора, которая означает информационное взаимодействие органов государственной власти и общества с использованием информационно-телекоммуникационных технологий.

·Трансформированные для правительственных и государственных организаций идеи электронного бизнеса, в которых правительство выступает как разновидность корпоративного пользователя информационных технологий.

·Автоматизированные государственные службы, основными функциями которых являются: обеспечение свободного доступа граждан ко всей необходимой государственной информации, сбор налогов, регистрация транспортных средств и патентов, выдача необходимой информации, заключение соглашений и оформление поставок необходимых государственному аппарату материалов и оснащения. Это может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.

·Использование в органах государственного управления новых, в том числе и интернет-технологий.

Можно сказать, что электронное правительство трансформирует не только отношения граждан и властных структур, но и отношения внутри правительства – между отдельными его ветвями, уровнями, подразделениями. Причем изменению подвергается не только сетевая инфраструктура исполнительной власти, но в целом вся инфраструктура государственной власти и управления. То есть, с этой точки зрения электронное правительство точнее будет назвать электронным государством, электронным государственным аппаратом, электронной инфраструктурой государства, государством Информационного общества.

В настоящее время можно выделить 4 основных модели «электронного правительства», получивших практическое воплощение в США, Европе, Азиатско-тихоокеанском регионе и России. Условно их можно назвать так

·континентально-европейская модель;

·англо-американская модель;

·азиатская модель;

·российская модель, которая представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия (2002–2010 гг.)»

Российская модель электронного правительства представлена в целевой федеральной программе «Электронная Россия 2002–2010 гг.».

Российская модель электронного правительства, как и можно было предположить, совмещает в себе черты азиатской и европейской модели. Как и в Европе, у нас думают о потенциальной доступности сервисов для каждого жителя страны. Внедряя, например, универсальную услугу связи. От азиатской модели наши проектировщики заимствовали уклон в образовательно-культурные программы, как то информатизация школ, библиотек и необходимость информирования населения о самой возможности взаимодействия с правительством с помощью электронных каналов связи.

Российская модель построения электронного правительства подразумевает автоматизацию процессов внутри каждого ведомства, их взаимодействие между собой и взаимодействия государственного органа с гражданами. Финалом должна стать межрегиональная взаимосвязь всех ведомств России и свободный доступ к их информационным ресурсам любого гражданина Российской Федерации.

Связь электронного правительства с административными реформами, в самом общем виде, выражается в том, что оно, во-первых, служит инструментом реформы, во-вторых, обновляет интерес к административной реформе, в-третьих, высвечивает внутренние несогласованности в публичном управлении, в-четвертых, заставляет правительства следовать обязательствам лучшего управления, в-пятых, повышает легитимацию правительственной активности, в-шестых, говорит о готовности правительства меняться в соответствии с потребностями сегодняшнего дня.

Электронное правительство в зарубежных странах является частью административных реформ, в России же параллельно идет внедрение принципов электронного правительства и административной реформы. Только на бумаге ФЦП «Электронная Россия» выполняет проекты административной реформы по обеспечению прав граждан и организаций при информатизации процессов предоставлении государственных услуг и исполнению других функций государства, в том числе для получения информации о структуре и функциях органов власти и государственных учреждений, а также создания «одной точки входа» при электронном взаимодействии граждан и государства. На данный момент параллельный ход программ замедляет их, согласование занимает слишком много времени.

Зачастую в государстве ИКТ уже работают, а вот административного регулирования их нет. Получается внедрить компьютеры внедрили, а для граждан как все было так и осталось. Приходится приносить документы в их бумажном аналоге, узнавать всю необходимую информацию непосредственно на месте и бегать как и раньше по разным инстанциям. В идеале административная реформа должна опережать внедрение ИКТ. То есть сначала необходимо было бы регламентировать что и как должно работать, а потом посредством ИКТ осуществлять техническую работу. У нас пока все наоборот. Сначала сделают, а потом регламентируют, получается двойная работа.

Улучшение государственного управления является серьезной проблемой которая стоит на пути государства. Электронное управление позволит не отстать России от других стран, которые давно уже занимаются разрешением данной проблемы с разной степенью успеха. Стратегия бизнес- реинжиниринга (фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование деловых процессов с тем, чтобы резко, скачкообразно улучшить решающие показатели деятельности компании, такие как стоимость, качество, обслуживание и темпы)[6] позволит взглянуть на государство с точки зрения бизнеса и перевести сферу государственного управления во вполне прагматическую область, где есть представление об эффективности и технологизированное знание о том, как ее можно повысить. Интерес государственных органов к технологии бизнес-инжиниринга возник в связи с проектом административной реформы и намерением российского руководства поэтапно создавать электронное правительство, для чего и была создана ФЦП «Электронная Россия».

При внедрении системы электронного правительства государству придется изменять свои бизнес-процессы. Суть перехода к электронным административным регламентам состоит в точном описании целей и задач государственных органов, состава предоставляемых услуг, функций и процессов обеспечения предоставления этих услуг. В одной из известных книг, посвященных вопросам управления и менеджмента («Бизнес в стиле фанк» К. Нордстрема и Й. Риддерстрале) сказано следующее: «Регламент позволяет и твоему начальнику видеть, что ты делаешь, кто именно не сделал что-либо и когда. И клиенту позволяет видеть, где произошел сбой. Сегодняшняя система не позволяет следить, что происходит в организме управления государством, ни президенту, ни старушке-пенсионерке. Мы должны четко себе представлять, что без регламентов мы не сумеем поставить государство под контроль, причем и сверху, и снизу».

Применение информационных технологий позволяет перейти к реализации подхода «Менеджмент модели» вместо «Менеджмента документов», при этом создается не система взаимосвязанных документов, а единая информационная модель, которая и будет порождать требуемые документы. Модель, также как и документы, нуждается в регулярной актуализации, но делать это существенно проще. Следовательно, регламенты будут поддерживаться в актуальном состоянии и служить руководством по качественной реализации процессов.

Понятие электронного госуправления охватывает широкий диапазон видов деятельности и действующих лиц и, тем не менее, на данный момент можно выявить три четких сектора. Это: госуправление-госуправление (G2G), госуправление-бизнес (G2B) и госуправление-граждане (G2C). Каждый из этих секторов представляет разную комбинацию мотивационных сил и инициатив. Вторжение государства в область деловых отношений Интернета на первых порах проявилось в возникновении новых терминов и условно-структурных направлений онлайновых операций. Пионеры разработки концепций электронного правительства (каковыми, как и в случаях со многими другими web-инициативами, оказались американцы) прежде всего ввели в систему интернет-обозначений в дополнение к уже устоявшимся к тому времени символам B (business) и С (customers) еще и понятие G (government), сведя формализацию (а точнее, формулизацию) задачи построения электронного правительства в упрощенном виде к выражению G2G+G2B+G2C, где первое слагаемое означает линию связи между разными функциями, органами и уровнями государственной власти по всей ее вертикали, второе — совокупность контактов между правительством и бизнесом, а третье — взаимоотношения государства с населением (C = не только customers, но и citizens).






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.