Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Как продвинуть сайт на первые места?
    Вы создали или только планируете создать свой сайт, но не знаете, как продвигать? Продвижение сайта – это не просто процесс, а целый комплекс мероприятий, направленных на увеличение его посещаемости и повышение его позиций в поисковых системах.
    Ускорение продвижения
    Если вам трудно попасть на первые места в поиске самостоятельно, попробуйте технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Если ни один запрос у вас не продвинется в Топ10 за месяц, то в SeoHammer за бустер вернут деньги.
    Начать продвижение сайта

Разработка в педагогике теоретических основ коллективного воспитания






Как отмечалось в главе о сущности воспитания, одна из важнейших его закономерностей и принципов состоит в том, что развитие и формирование личности можно успешно осущест­влять только в коллективе и через коллектив. Вот почему в нашей педагогике много внимания уделялось и уделяется разработке тео­рии и методики воспитания в коллективе. Особенно большой вклад в решение этой проблемы внесли такие известные педагоги, как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий и др. Нужно прямо сказать – и об этом пишут многие зарубежные педагоги, – что разработанная в нашей педагогике теория коллективного воспитания явилась выда­ющимся достижением мировой педагогической мысли и дала толчок ее дальнейшему развитию. В связи с этим не могут не вызывать удивления имеющиеся в последние годы попытки не только уменьшить наш приоритет в данном случае, но и посеять сомнение в благотворном влиянии коллектива на формирование личности. Ведутся разговоры о том, что коллектив якобы ограничивает свободу личности, не дает возможности развитию ее индивидуальной красоты и насаждает среди учащихся конформизм (от лат. conformis – подобный, сходный) и нивелировку личностных качеств (сглажива­ние различий). Все это далеко от научной истины. Как раз наобо­рот, заключенные в коллективе большие педагогические возмож­ности делают его могучим и ничем не заменимым средством воспитания. Чем же это обусловливается?

Первое, тенденциями общественного прогресса. Дело в том, что стремление общества к обеспечению большей свободы и личного | достоинства человека так или иначе обусловливают развитие кол­лективных основ жизни людей, их стремление к различным объеди­нениям. Вот почему, воспитывая каждую личность, мы должны ду­мать о воспитании всего коллектива.

Второе, коллектив имеет богатую духовную и эмоциональную жизнь, характеризуется многогранной деятельностью своих чле­нов. Все это создает большие возможности для всестороннего раз­вития каждой личности. Дело в том, что для того, чтобы понять другого, нужно самому пережить многое. Человек, который сам не переживал сильных эмоций, сам не думал, не поймет и другого.

Но в одиночку человек может развиваться только до известного предела, очень незначительного, за которым его опыт должен обо­гащаться опытом других. Опыт других, созвучный развивающемуся ребенку, близкий ему, дающий материал для сравнения, ведет ре­бенка вперед. Чем шире будет этот усваиваемый, впитываемый чужой опыт, тем больше вынесет из него ребенок, тем более при­способленным к общественной жизни человеком он будет расти.

Наконец, третье, коллектив выступает как важная форма органи­зации воспитания, как его мощный педагогический инструмент. В статье «Некоторые выводы из моего педагогического опыта» А.С. Макаренко писал:

«Я считаю,...что нужно воспитывать целый коллектив. Это един­ственный путь правильного воспитания. Я сам стал учителем с сем­надцати лет, и сам долго думал, что лучше всего организовать учени­ка, воспитать его, воспитать второго, третьего, десятого, и когда все будут воспитаны, то будет хороший коллектив. А потом я пришел к выводу, что нужно... построить такие формы, чтобы каждый был вынужден находиться в общем движении. Вот при этом мы воспитываем коллектив, сбиваем его, придаем ему крепость, после чего он сам становится большой воспитательной силой»[135].

Надо сказать, что идеи коллективного воспитания выдвигались и выдвигаются в мировой педагогике. Отдельные из ее деятелей не могли не замечать стремления детей к объединению со сверстниками и большой воспитательной роли этих объединений. Вот почему мно­гие из них подходили к мысли о необходимости организации детских воспитательных коллективов. Практически эту задачу в какой-то мере пытался решать швейцарский педагог XVIII в. Г. Песталоцци. В со­зданных им детских приютах он строил воспитание по типу большого семейного коллектива, в котором царили благожелательные взаи­моотношения, постоянная трудовая атмосфера, взаимопомощь.

Теоретически же эту проблему выдвигали видный представи­тель социальной педагогики в Германии Пауль Наторп (1854-1924) и основоположник так называемой школы действия Вильгельм Ав­густ Лай (1862-1926). Необходимость коллективного воспитания они связывали со стремлением детей к сотрудничеству и взаимодей­ствию, что, по их мнению, положительно сказывается на их разви­тии. П. Наторп, в частности, указывал, что коллектив, с одной сто­роны, является «элементом», т.е. орудием воспитания, а с другой – «целью, к достижению которой должно стремиться воспитание»[136]. В.А. Лай же отмечал, что дети гораздо легче приучаются соблюдать правила и нормы поведения в процессе коллективной деятельнос­ти, и делал вывод о необходимости создания воспитательных дет­ских объединений. «Основной педагогический принцип дейст­вия, – писал он, – с необходимостью заключает в себе принцип об­щественного действия, трудового объединения. И в самом деле, вос­питание путем коллектива и для коллектива мы встречаем во все времена: у египтян, у спартанцев, в замках средневековья, в филан­тропинах эпохи Просвещения...»[137]

В последние годы на Западе и, в частности, в Англии, Германии и других странах повышается интерес к методике коллективного воспитания с тем, чтобы использовать ее элементы в целях улучше­ния воспитательной работы в школе.

В Англии каждая школа ежегодно выпускает для родителей свой проспект, в котором вместе с характеристикой учебно-воспитательного процесса (составом изучаемых предметов, расписанием заня­тий, квалификацией учителей, условиями оплаты за обучение и т.д.) довольно подробно раскрывается положение об осуществлении во­спитания детей в духе коллективизма. В проспекте одной из школ говорится: «Мы стремимся приучать детей к коллективному сотруд­ничеству – это развивает у них умение заботиться о других. Это за­крепляет в каждом ребенке положительную самооценку по мере того, как он испытывает уважение со стороны своих товарищей за личный вклад в общее дело»[138].






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.