Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы требования и контроля за поведением. Метод пере­ключения. Комплексное использование методов воспитания






Личность постоянно испытывает влияние множества разнообраз­ных внешних воздействий и внутренних побуждений. Нередко эти воздействия и побуждения отвлекают учащихся от выполнения ус­тановленных норм и правил поведения. Например, чрезмерное ув­лечение отдельными играми может создавать помехи в учении, дружба с недисциплинированными сверстниками – вызывать склонность к неблаговидным действиям и поступкам и т.д. Подоб­ных помех в воспитании встречается немало. Вот почему, наряду с убеждением, положительным примером, упражнениями, одобрени­ем и осуждением, возникает необходимость в применении таких ме­тодов воспитания, как предъявление требований, осуществление контро­ля за поведением учащихся., а также переключение с одного вида деятельнос­ти на другой.

В чем же заключается сущность этих методов и их педагогичес­кое значение? Требование есть способ непосредственного побуждения уча­щихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улуч­шение поведения. Требования помогают учащимся осознавать и пере­живать возникающие у них внутренние противоречия между имею­щимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педагогическими средствами этого ме­тода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учите­лей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом корректировать его. Естественно, что его эффективность определяющим образом зависит от благожела­тельных отношений между учащимися и учителями, от педагогичес­кого такта и чуткости последних.

Под контролем (от фр. controle – надсмотр с целью проверки) понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюде­нии за деятельностью и поведением учащихся с целью побуждения их к соблюдению установленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований. Средствами осуществления контроля являются: повседневное наблюдение за поведением и работой учащихся, индивидуальные беседы о выполнении получен­ных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль вы­полняет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельности и со­блюдения установленного порядка.

Несколько иной является психолого-педагогическая основа воспита­тельного воздействия метода переключения. В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одностороннего увлечения учащихся той или иной деятельностью, которая нередко способствует форми­рованию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам в вечернее время и т.д.). За­преты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключение учащихся на другие, более полезные виды деятельности и постепенное формирование нового стереотипа по­ведения.

Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбу­дить у ученика или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появившуюся обиду, снизить угнетающее воз­действие неудачи или плохого настроения. Хорошо влияет этот метод тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика и прямые требования не дают положительных результатов. В этих случаях лучше всего переключить внимание ученика на другую дея­тельность, а в процессе ее побудить его к осознанию допущенных ошибок. Педагогическая действенность данного метода связана с тем, что, переключая внимание ученика или целого коллектива на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические пережива­ния, создает новые внутренние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.

Очень полезен метод переключения в тех случаях, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью, капризами и непослушани­ем. Хорошую мысль на счет этого высказывал в свое время А.П. Пинкевич.

«Детская драчливость, даже капризы в большинстве случаев ни­чего «ужасного» не представляют, – писал он, – нужно только су­меть направить энергию ребенка в другое русло. Наступательные ин­стинкты найдут себе прекрасное выражение в различных играх, в спорте, в старшем возрасте – в занятиях исследовательского типа, в соревновании при работе, в физическом труде и т.д. И скорее отсут­ствие наступательного инстинкта у ребенка в первые годы его разви­тия должно нас беспокоить, чем его присутствие»[133].

Заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое применение всей совокупности методов воспитания обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств, в частности. Вот почему всегда нужно помнить положение А.С. Макаренко о том, что «никакое средство нельзя рассматривать отдельно взятое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний»[134]. Это ставит перед учителем задачу овладения искусством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повыше­ния их педагогической действенности.

 

Литература для самостоятельной работы

Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. – М., 1984.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М., 1980.

Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания // Сов. педагогика. – 1985. – № 6.

Kopomoe B.M. Общая методика учебно-воспитательного процесса. – М., 1983.

Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. – Минск, 1967.

Щуркова Н.Е. и др. Новые технологии воспитательного процесса. – М., 1994.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.