Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание и образование в истории средневековья и возрождения.






Период раннего феодализма в Европе. Этот период характеризуется влиянием христианской религии и церкви как идеологического оплота государства. Христианство наделило земную жизнь человека особым смыслом, придав всем человеческим деяниям духовную направленность (идеи милосердия, человеколюбия, святости, веры, праведности жизни). Церковь имеет монополию на образование. Образование приобретает богословский характер. Религия учит повиновению, покорности Богу, требует усмирения плоти ради спасения души. Отрицается наследие Античности как языческой культуры, но сохраняется большой авторитет Аристотеля. Средневековье характеризуется как мрачное время с кострами инквизиции, военными и политическими распрями, стихийными бунтами бедноты, эпидемиями чумы (XIII в.).

Средневековые монастыри были хранилищами культуры, ее центрами. В них собирались библиотеки, переписывались произведения отцов церкви, переводились книги греческих и римских классиков. Монастырь в период раннего средневековья выступал практически единственной формой образовательного учреждения (наряду с монастырскими существовали также кафедральные или соборные школы, игравшие незначительную роль). Школы при монастырях давали образование исключительно религиозного характера.. В конце VJII в. благодаря деятельности Карла Великого их образовательный статус повысился, содержание образования расширилось.

Эпоха Возрождения (ренессанс) связана с новым этапом развития европейской культуры 14-16 вв. Возрождение - поворот к наследию Античности, с ее активным отношением к жизни, интересом к человеку. Развитие производства, новые изобретения, начало книгопечатания, развитие естественных наук возобновили интерес к изучению природы, укрепили уверенность в могуществе человека. Антропоцентризм - учение, дающее философское обоснование гуманистического мировоззрения, - развивается в эпоху возрожденческого гуманизма до логического конца. Человек трактуется как привилегированное существо, ради которого и существует мироздание. Бог - начало всех вещей, а человек - центр всего мира. На смену теизму приходит пантеизм - Бог сливается с природой, природа обожествляется. В новом осмыслении мира и человека наблюдается синтез христианской веры и античной мудрости. Человек наделяется свободой воли, делается ставка на собственные силы, на культ творческой и практической деятельности, на самоценность телесной жизни и человеческой личности. Человек эпохи сочетает сознание собственной силы и таланта со свободомыслием.

Мыслители и педагоги Эпохи Гуманизма продолжали своими философскими идеями развитие двух подходов в образовании, наметившихся еще в Античности: развивающего (традиция Сократа) - у Ф. Рабле и М. Монтеня и формирующего (традиция Платона) у Т. Мора, Т. Кампанеллы.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.