Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Механизмы, закономерности и особенности развития личности.






Если говорить о развитии человека как особом педагогическом свойстве, то имеются в виду его качественные особенности изменений и измененных состояний, не относящихся к трем другим свойствам – воспитанности, образованности, обученности. Это:

– предрасположенность и способность к совершенствованию своей воспитанности, обучению, усвоению отдельных видов знания, овладению определенным видом деятельности, труда и их совершенствованию;

– познавательные свойства (внимание, наблюдательность, память, образность мысленных представлений);

– деятельностные (активность, инициативность, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, упорство, воля);

– психофизические и физические – (лабильность, скорость реакции, реактивность, возбудимость, эмоциональность, устойчивость к стрессу)

Отличие этих качеств от тех, которые относятся к воспитанности, образованности, обученности, заключается в том, что они характеризуют не его социальную ориентированность, а особенности как индивида, которые сказываются на обретении им этих качеств и нужны для жизни и профессиональной деятельности.

Очень часть показатели развитости характеризуются более лаконично, как интеллектуальные, творческие, физические, жизнестойкие, профессионально важные качества, специальные или частные способности.

Развитие как целенаправленный педагогический процесс призвано обеспечить эффективное совершенствование педагогического свойства развитости человека в любом возрасте, относящихся к нему качеств и способностей, а также способствовать успехам воспитания, образования и обучения. Оно может осуществляться и для целенаправленной ликвидации отставания в развитии отдельных индивидов, их определенных качеств и предупреждений регрессивных изменений.

Концепция свободного развития человека в крайне либеральном понимании, как уже отмечалось выше, отстаивает идеи ценности неограниченной свободы и индивидуализма. Цивилизованно-демократическое понимание свободного развития связано:

– с отказом от формирования стандартной личности;

– необходимостью изучения и понимания индивидуальной предрасположенности и особенностей человека;

– помощью человеку в целесообразном использовании индивидуальной предрасположенности и задатков для развития качеств и способностей личности, нужных для цивилизованной жизни;

– повышением общего уровня развитости индивидуальных способностей в сочетании с усиленным развитием отдельных качеств и способностей, нужных для профессиональной и другой деятельности в жизни.

Прогресс в развитии человека происходит лишь под влиянием прижизненных благоприятных социально-педагогических условий и целенаправленных педагогических усилий его и педагога. Именно в этом качестве развитость и развитие входят в предмет исследований педагогической науки и представляют интерес для педагогической практики.

Принципы развития личности.

В настоящее время еще не существует четко выработанных принципов развития личности. Несколько вариантов современног о комплекса общих педагогических принципов развития человека рассмотрены ниже.

1. Принцип педагогической целостности. Развитие качеств человека должно осуществляться в единстве с воспитанием, образованием, обучением. Еще И.Г. Песталоцци выдвинул эту проблему вXVIII в. в качестве педагогической, также связал ее с развивающим обучением. Развитие эффективно в том случае, если оно включено в целостный педагогический процесс, в котором представлены все стороны «педагогического квадрата».

2. Принцип непрерывности развития и мотивации личности к самообразованию. Развитие качеств личности является более длительным процессом, чем формирование знаний, навыков и умений. Как и воспитание, развитие требует к себе неизменного внимания, что, в каком направлении у человека меняется, прогрессивно или регрессивно оно, что и как на него влияет, как придать ему нужное направление и темпы.

3. Принцип раннего начала развития.

4. Принцип единства зон ближайшего и дальнего развития. Педагогу необходимо знать, что слабо развито у данного человека, а что хорошо, что целесообразно улучшить с учетом стоящих перед ним задач жизни и профессиональной деятельности, оказать помощь.

5. Принцип сочетания общего, профессионального и индивидуального развития. По мере усиления подготовки человека к профессиональной деятельности и занятий ею возникает потребность и в развитии специальных способностей к ней. Это не только развитие качеств, которым раньше не уделялось особого внимания, но и профессионализация части имеющихся, например профессиональная наблюдательность и т. д.

6. Принцип приоритетности форм и методов практического развития. Хотя словесный метод не исключен, а в развитии ряда качеств он может иметь повышенное значение, главными все же выступают деятельностные методы, практический тренинг.

7. Принцип активизации развиваемого качества с наращиванием трудности его проявления обучающимся, профессионалом.

8. Принцип повышенной активизации сознания в начале и при трудностях развития качеств. Нельзя не считаться с тем, что за внешними проявлениями качеств и способностей человека стоят невидимые психологические и психофизиологические образования и процессы. Между внешними и внутренними компонентами действий не всегда бывает однозначное соответствие.

Принцип повышения активности сознания в начале и при трудностях развития качеств. Вряд ли можно признать достаточно компетентными действия педагога, заботящегося только о погружении развивающегося человека в трудности и активную деятельность по их преодолению.

9. Принцип формирования сложных навыков и умений, способствующих развитию соответствующего качества.

10. Принцип интенсификации возможностей развивающегося. Если знания, навыки требуют постепенного повышения активности и трудностей, то развитие допускает повышенную интенсификацию возможностей человека – более сильную мотивацию, напряжение сознания и воли, проявления характера, и это делает развитие более эффективным. То, что делается с увлечением и интересом, как говорится, делается вдвойне.

Развитие человека можно условно разделить на несколько периодов:

- Младенчество (0-1 год). Этот период характеризуется стремительным физическим развитием и ростом тела, увеличением его массы. Младенец начинае узнавать близких людей, у него формируется восприятие, появляются задатки речи.

- Раннее детство (1-3 года). Происходит овладение элементарными предметными действиями. Увеличивается масса тела, начинают расти зубы, укрепляется имунная система, улучшается обмен веществ, совершенствуются двигательные навыки. Формируются первичные моральные представления. Ребенок в этом возрасте может противоречить или же соответствовать требованиям окружающих. Формируется память, развивается воображение, появляется самосознание.

- Дошкольный возраст (3-7 лет). Развивается мышечная масса и скелет, совершенствуется сердечно-сосудистая система. Молочные зубы начинают выпадать и сменятся постоянными. У ребенка формируются психологические чувства и эмоции, моральные представления, повышается их устойчивость. Завершается сложный период овладения речью; формируется ее грамматический строй. У ребенка развивается самосознание и самооценка, появляется понимание своей половой принадлежности.

- младший школьный (7-11 лет). Основная деятельность - учебная. Уравновешенность нервных процессов еще относительно невелика, происходит окостенение скелета. Для этого периода характерна эмоциональная возбудимость и неустойчивость, частая смена настроения, бурные аффекты. Активно увеличивается словарный запас, начинают проявляется различия в мышлении, проявляется логика, память дифференциируется на долго-, короткосрочную и оперативную. Для ребенка имеет большое значение его роль в семье, общение в классе и успеваемость.

- подротковый возраст (11-15 лет). Основная деятельность - общение со сверсниками. Формируются основные моральные принципы и ценности. Происходит значительная перестройка организма, меняются пропорции тела, лицо вытягивается, меняется гормональный фон, происходит половое созревание. Появляются способности к классификации, аналогии, обобщению. Развивается воображения, проявляются творческие способности. У ребенка появляется потребность измениться в соответствии со своими представлениями. Влияние родителей ограничено, более важным становится мнение сверстников. С одной стороны подросток нуждается в любви и заботе, с другой - пытается быть независимым.

- юношеский вораст (15-20 лет). Происходит подготовка к профессиональной деятельности. Снижаются темпы развития организма, железы начинают работать по взрослому типу, работа организма становится более устойчивой, а мышление - целенаправленным. Появляется способность регулировать эмоции, формируются чувства прекрасного, трагичного, юмора. Повышается наблюдательность, память становится целенаправленной (понимает, что надо понять, а что заучить). Проявляется высокий уровень абстрактного и критического мышления. Формируется мировоззрение. Происходит осознание своей уникальности и требование признания ее другими. Проявляется противоречивость установок и принципов.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.