Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристики навыков и умений. Научение и понимание. Кривая научения.






Основные характеристики умений и навыков. Память и научение.

Здесь два момента:

1. бихевиоризм (в рамках научения -- приобретения опыта внешнего поведения. Здесь главной единицей влияющей на механизм научения является формирование сложно рефлекторных связей).

" Память - термин для выражения факта того, что после некоторого периода неупражнений в навыках функция не исчезает а сохраняется как часть организации индивида хотя может и нарушаться. Экспериментальные исследования проведенные в этой ориентации позволяют говорить, что двигательные навыки при неупражнении утрачиваются не так значительно как речевые.

2. линия Бернштейна, вводящая в качестве основного фактор активности на любом уровне функционирования. Акция -- это идущая активность от организма при решении задач. В каждом двигательном акте выделяется: 1. его смысловая структура, которая вытекает из двигательной задачи и определяет ведущий уровень построений и 2. двигательный состав, определяемый возможностями, устройством и накопленным опытом у особи. Таким образом здесь происходит смена понимания механизма (и памяти в том числе) рефлекторной дуги (начало извне) на рефлекторное кольцо(задействование программ, которые есть у организма и дальнейший процесс сличения того что есть извне и того, что есть в организме). Всякий навык и движение это процесс решания двигательной задачи, активная психомотоорная деятельность. Механическое повторение привело бы только к закреплению неловких движений. Формирование двигательного навыка это развитие, где каждый следующий шаг лучше предыдущего, это повторение без повторения. Для каждого навыка существует свой ведущий уровень (выполняющий задачу смысловых коррекций) и соподчиненные ему фоновые. Дальше он переходит на полемику с Уотсоном по поводу навыка (как внешне проявляемого поведения): навык * это многоуровневый процесс и на начальном этапе это уровень сознания (регулирования более мелких единиц), он имеет целый ряд стадий, которые переводят функционирование на автоматизированный уровень и ведущий уровень освобождается. (Далее логика уровней построения движений). Движение этих уровней определяются типом задачи.

Возможен вопрос о научении и понимании./? /

У Нормана навыки характеризуются: 1. плавностью, 2. атвоматизмом, 3. падением умственных усилий, 4. стрессоустойчивостью, 5. интерпретацией задачи (пилот летит а не управляет самолетом).

Научение может выглядеть как наращивание, создание структур, настройка.

14. Память и мотивация: сравнительная характеристика различных подходов (ассоцианизм, психоанализ, гештальтпсихология, конструктивный и деятельностный подходы).

1. Эти исследования как правило мотивации и память здесь как следствие. Например в психоанализе здесь рассматриваются феномены действия защитных механизмов в плане мотивационного забывания (защитный механизм вытеснения: этот материал в памяти есть, но извлечь его трудно). Вынесение здесь происходит с помощью метода свободных ассоциация.

2. Исследования мотивации в рамках гештальт психологии Левина: наличие квазипотребности определяет мнемическую эффективность в непроизвольной памяти (сила следа зависит от силы напряжения). В зависимости от этапа прерывания действия (этапы решения задачи: при прерывании на этапе окончательного решения, испытуемый в отсутствии экспериментатора вместо нового задания доделывал старое). Коэффициент на начальном этапе был очень низкий, а в середине в два раза выше.

Левин разграничивал два понятия забывания: 1. относящееся к памяти как к набору знаний и 2. невыполнение намерений, когда знание о нем в памяти есть и 3. 'злопамятность' связанная с аффективными состояниями. Объяснять забывание причинами времени нельзя (как и в физике). Экспериментальные работы позволили выдвинуть следующие положения: 1. намерение не существует как отдельный факт а принадлежит к целостной структуре действий в сфере личности. Поэтому намерения забываются когда меняется сфера действий (переход к иному заданию, после паузы); 2. намерение обусловлено характером требования материала (изменения формата и цвета также способствуют забыванию) 3. намерения забываются при замещающем выполнении (рисование монограммы приводить к забыванию о подписи, письменная фиксация ослабляет внутреннюю потребность не забыть); 4. забывание может быть объяснено наличием естественных противоположных потребностей (Фрейд.).

Акт намерения возникает тогда, когда он не вытекает из естественных потребностей для данного действия. Действие намерения эквивалентно созданию напряжения внутри личности.

1. t(Sg)> 0 -- намерение достигнуть цели G вызывает напряжение t внутри системы S.

2. Если цель достигнута то t(Sg)=0.

3. Потребности в G соответствует сила fP действующая на личность и вызывающая локомоции по направлению к цели. Если t(Sg)> 0 то fP, R> 0, где R это воспоминание. Таким образом в экспериментах Зейгарник (где прерванное действие U, а завершенное C): 1. t(Su)> 0, 2. t(Sc)=0 b 3. fP, U> fP, C на уровне мышления.

3. Исследования влияния мотивации в рамках деятельностной концепции (Истомина: создание разной мотивации деятельности запоминания ребенка: задание просто запомнить и игровая ситуация (приезд комиссии) -- эффективность в несколько раз выше).

В бихевиоризме мотивация исследовалась через разные формы подкрепления заучивания. В закон Йорка-Додсона в качестве показателя эффективности могли выступить и мнемические показатели.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.