Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследования памяти в когнитивной психологии.






Норман, Линдсей, Клацке: Память – последовательная система переработки информации, и каждый ее блок имеет ограниченную емкость. В каждом блоке в ходе переработки информация изменяется, т.е. – кодируется (способы кодировки разные). По когнитивистам, память включает в себя 3 процесса:

1. Кодирование (введение в систему); 2.Хранение; 3.Извлечение (воспроизведение)

1 блок памяти – сенсорная память (регистр) – непосредственный отпечаток сенсорной информации – его характеристики – высокая точность и полнота, огромное количество информации, но очень краткое время хранения (емкость - доли секунды). Функции: сохранение полной картины восприятия для дальнейшей селекции (что оставить). Эта память была открыта в опытах Сперлинга (метод частичного отчета: опыты с меткой – если предъявит матрицу из 9 букв с меткой, то в первые секунды испытуемый воспроизведет всю матрицу, а если требовать полного отчета, он воспроизведет 3-4 буквы)

Сенсорный регистр существует в разных модальностях: зрительный регистр (иконическая память – время хранения – 150 милисекунд), слуховой (эхоическая память), тактильный. Время сенсорного регистра можно изменить: так, если метку предъявить не сразу, а после паузы, то часть информации уже забудется – т.е. при задержке метки сенсорный регистр угасает. Иконический образ также можно разрушить, предъявив сразу следующий стимул.

Итак, все виды памяти из сенсорного регистра очень недолговечны. Также в них еще нет информационного кодирования, нет селекции. Эхоическая память более долговечна и в ней есть последовательность звуков, а в иконической больше объем, но все стимулы одномоментны.

2 блок – кратковременная память – маленькая емкость (5-6 единиц), информация хранится интерпретированном виде. Основной механизм этой памяти - повторение! (ех, № нужного телефона («сенсорные отпечатки» повторять невозможно)). В КП – сколько материал повторяешь – столько он и хранится. Парадоксально, но эта установка на запоминание препятствует переходу материала в ДП.

КП исследовали Петерсоны: предъявлялось ряды из 3-х букв (или 3 слов) – запомнить легко, но если между запоминанием и воспроизведением дать задачу (ех., обратный счет тройками), то воспроизведения не будет! Вывод; КП нечувствительна к величине единиц и носит механический, а не смысловой характер. Однако анализ ошибок показывает, что между сенсорной и КП существует механизм кодирования информации в акустическую (речевую) форму, т.е. основная функция КП – перекодирование информации в логическую, семантическую форму. Как выяснили? Просто все ошибки в КП – акустические (так, увидев воробья, мы мысленно говорим «воробей», т.е. при запоминании все получает имя!). Опыты Шульмана: предъявлял 10 слов и 1 контрольное (вопрос, содержалось ли оно в списке). Хитрый Шульман в качестве контрольного давал похожее слово или синоним. Синонимы опознавались чаще, отсюда вывод: слова идентифицировались не по форме, а по смыслу! Т.о. информация представлена в КП в смысловой форме, и акустическое кодирование – результат смысловой переработки. Помимо повторения, как главного механизма КП, служащего для удержания информации и перевода ее в долговременную память, в КП есть еще 2 механизма забывания: интерференция (взаимное влияние информации – влияние новых элементов на старые и наоборот), и угасание (стирание во времени), когда интенсивность отдельных единиц снижается во времени. Это 2 разных механизма! Так, в опытах варьировали количество материала и время его предъявления. Оказалось, что есть оба механизма, просто в течение первых 30-ти секунд единицы памяти устойчивы к интерференции (если они не превышают объем КП), а после эти единицы очень подвержены интерференции (ех., попытка вспомнить сон). Т.о., не время разрушает КП, а просто сами единицы памяти подвержены воздействию интерференции после определенного времени.

КП состоит из:

- структурные компоненты (где хранится информация);

- процессы регуляции КП.

Структурные компоненты – буферная модель Аткинсона: Буфер повторения (пространство, где «гоняется» информация до ее обработки) ® рабочее пространство (семантическая обработка, структурирование информации + постоянный взаимный обмен информацией с буфером, это преддверие ДП)® ДП

И буфер и рабочее пространство непостоянны по величине, объем которой меняется в зависимости от задачи. И процессы регуляции КП - это переключение системы памяти в нужный режим. Регулируются: объем буфера и соотношение числа элементов буфера числу элементов рабочего пространства..

 

3 блок – долговременная память – очень сложное строение, почти неограниченная емкость, долгое хранение, но введение в эту память требует дополнительных усилий, смысловой переработки информации. (Ех., вопрос из КП: Какими были пос­ледние слова предыдущего предложения?; вопрос из ДП: Что вы ели на обед в прошлое воскресенье?) Клацки: в ДП хранятся все знания, когда-либо полученные человеком – их добываемость зависит от степени упорядоченности памяти.

Существует 2 подраздела ДП:

- эпизодическая память – основана на временной последовательности событий. Это календарь нашей жизни (здесь особое значение имеет интерференция). Но это нечестный календарь – в зависимости от мотивации, события (и куски информации) могут меняться местами и даже перейти в бессознательное. Новая информация здесь не отменяет старой.

- семантическая память - на речевой, языковой основе. Это консервированное мышление. Здесь новая информация может подтверждать или опровергать информацию (семантическое поглощение)

! Одни и те же события могут быть представлены в разной форме в обоих видах памяти.

Существует 3 вида моделей ДП:

1. Сетевые модели. Имеют тесную связь с ассоцианизмом – это обширная сеть связанных между собой представлений. Т.е. здесь память выступает как сложный пучок ассоциаций (временных, логических и т.д.). Эти ассоциации строго упорядоченны: одни понятия определяются через ассоциации с другими, т.к. основа сетевой модели – структура языка. В ДП существует 2 эффекта:

Эффект величины класса - исследования Брауна и Мак-Нейла. Испытуемый должен быстро ответить, истинно ли то, что ему говорят (ех., канарейка - птица). Регистрировалось время реакции (правильного и неправильного ответа) + менялась величина класса (канарейка – птица, певчая птица, животное, живой организм и т.д.). Оказалось, что при укрупнении класса время реакции возрастает, т.е. суммируется каждый отрезок времени, пока человек перебирает семантическую цепь «канарейка–птица -певчая птица–животное-живой организм». Этот эксперимент не противоречил теории сетевых моделей.

Эффект семантической близости – была аналогичная задача. Оказалось, что скорость ответа зависит от типичности (очевидности) предлагаемой пары: «канарейка-птица» – более быстрый ответ, чем «курица-птица». Этот эффект не был объяснен и расшатал представление о семантических сетях.

2. Теоретико-множественные модели Мейера. Здесь семантическая информация представлена в ДП в виде множества элементов, множества представителей класса (ех., класс – птицы, объединенный рядом атрибутов). Эти множества могут пересекаться, совпадать и не совпадать и т.д. Так, курица может попасть в классы: птица, пища, имущество (мелкий скот J) и т.д. Эта модель Мейера хорошо объясняет оба эффекта. Объяснение эффекта величины класса: большой класс требует большого времени перебора, это перебор множества предметов – чем больше класс, тем больше времени нужно). Объяснение эффекта семантической близости: близость (типичность) это принадлежность своему классу, а если объект входит сразу в несколько классов (курица), то он не типичен. Перебирая эти классы субъект тратит время (т.к. мы едим не одних только кур, иначе ответ был бы быстрым).

3. Модели, основанная на семантических признаках – это 2 класс семантических моделей. Эти модели хорошо объясняют эффект семантической близости, т.к. здесь классы представлены как набор признаков (более сильных и более слабых). Существенные признаки – это определительные, а несущественные – характерные (признаки чередуются, как гребенка).Если у курицы и птицы много общих признаков, значит это одно и то же.

Т.о., разные модели объясняют разные эффекты ДП.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.