Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерии литературного развития читателя-школьника.




Выделим важнейшие критерии литературного развития, определенные целями школьного курса литературы.
1. Начитанность учащегося, направленность его читательских интересов, круг литературных явлений, значительных для него, активность их оценки, любовь к чтению, постоянство потребности в книге.
2. Умение выделить в тексте нравственно-идеологические проблемы и определить социально-нравственную позицию автора произведения.
3. Объем историко- и теоретико-литературных знаний и способность применять их в анализе художественного текста, определять ценность его в общем потоке литературы.
4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия:
эмоциональная отзывчивость (активность читательских чувств и точное улавливание авторских чувств, сопереживание ситуации, герою произведения, автору); активность и объективность читательского воображения — воспроизводящего и творческого;
постижение содержания произведения на уровнях репродуктивном (пересказ), аналитическом (вопросы к тексту, размышление над прочитанным, мотивировка событий, поступков героев), синтезирующем (концепция произведения в целом); осмысление художественной формы на уровне детали и композиции.
5. Умения, связанные с анализом художественного произведения:
а) находить эмоциональный лейтмотив (общий тон, настроение), основную проблему произведения;
б) проследить развитие сюжета в эпическом произведении, конфликта в драме, смену чувств в лирическом стихотворении;
в) мотивировать слово-образ и определить стилистическую окрашенность повествования;
г) сопоставлять героев и ситуации разных произведений, выделяя общность и отличия авторской позиции;
д) видеть движение мысли писателя от замысла произведения к художественному его осуществлению и сравнивать фрагменты вариантов текста;
е) выделять общие свойства произведений одного жанра и различать индивидуальное своеобразие писателей в его пределах.
6. Способности и умения, связанные с литературно-творческой деятельностью учащихся:
а) умение выразить чувства, возникшие при чтении, и найти в собственном жизненном опыте аналог ситуации произведения;
б) умение видеть обстановку действия и мысленно рисовать портрет персонажа;
в) умение передавать динамику чувств героя и автора в выразительном чтении;
г) умение оценить игру актеров в отдельной сцене, сравнить эпизод эпического произведения с его экранизацией или иллюстрацией к нему;
д) умение составить киносценарий и подготовить инсценировку по фрагменту литературного текста и т. д.
В старших классах предстоит овладеть новыми умениями (среди них основное — оценка художественных интерпретаций текста и создание собственной интерпретации):
а) умением эмоционально откликнуться на произведения разных жанров, в выразительном чтении передать стиль, характерный для писателя;
б) умением сравнить трактовку роли разными актерами;
в) умением, сопоставив иллюстрации к тексту, определить общую трактовку художником литературного произведения;
г) умением написать отзыв о театральном спектакле, инсценировке, экранизации изучаемого произведения;
д) умением написать рецензию на произведение современной отечественной и зарубежной литературы.

 


Данная страница нарушает авторские права?





© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.