Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблемы периодизации китайской литературы.




Сначала – об общей классификации. Китайская «древность» - это четвертое тысячелетие до нашей эры (неолит) – третий век нашей эры. 4-3 тысячел.до н.э. – период мифических五帝, период «мифов и легенд». За ним следует период мифической династии Ся (21-16 вв. до н.э.), а затем – период Шан-Инь (бронзовый век; первые города и протогосударственные образования; документально подтвержден – письменность). Это – период гадательных надписей на панцирях черепах и костях животных, относится к 16 – 11 вв.до н.э.. далее следует период Чжоу (11-3 вв. до н.э.). К нему мы относим такие понятия, как 诗, 书, 易, 礼 (песни, каноны, И-цзин, обряд/ритуал). В период Чуньцю появляется первая летопись (собственно Чуньцю), а к периоду Чжаньго относим такое понятие, как 诸子 – «все учителя» (расцвет философских школ), появление Конфуция, Лао-цзы (6-5 вв. до н.э.-важнейший период) а также 楚辞 (Чуские строфы), первую антологию авторской поэзии в Китае, принадлежащую перу Цюй Юаня. В чжоуский период сформировалась ранняя государственность – удельная система монархического характера. Вообще Восточная Чжоу – «классический период». Цинь и Хань знаменуют собой начало имперского периода в Китае. При Хань сформировалось пятикнижие 五经 – Шицзин, Шуцзин, И-цзин, Ли Цзи, Чуньцю; относится к Хань появление жанра оды фу; появление палаты юэфу для сбора народных песен; великий труд историка Сыма Цяня «Исторические записки» - «Ши цзи», относящийся ко 2-1 в.в. до н.э.. Все это время над письменным превалирует устное слово (что не значит отсутствие письменного). Далее следует период «шести династий» - «великая смута» 3-6 вв., раннее китайское Средневековье, когда продолжает развиваться ода, жанр ши, а также появляется повествовательная проза и, что важно, «рассуждения о литературе» - 文论 – литературная теория и критика, и затем ненадолго воцаряется династия Суй. К 7-10 вв. н.э. относится «золотой век китайской литературы», её расцвет при династии Тан. Это жанры 诗, 词, 古文 (философская проза, «эссеистика»), 传奇 (т.н.новелла). До второй половины 10 в. после Тан – период 五代, затем – Сун, просуществовавшая до 13 в.н.э.. При Сун появляется жанр话本 – жанр повести, использовавший разговорный язык (!), и здесь зарождается переход от вэньяня к байхуа(文言-白话), от «культурного», письменного языка, происходившего от древнекитайскому, к литературному языку, основанному на разговорном языке. В эпоху монгольского правления – при Юань (13-14 вв.) происходит расцвет драматургии 杂剧, 南戏, - «разные представления и южные пьесы», появляется 曲 – т.н. «арии». В период Мин, продлившийся до первой половины 17 в.., появляются крупные формы – это проза: 长篇小说, и к этому периоду относим 四大奇书 –«четыре классических романа», «книжные эпопеи» («Речные заводи», «Троецарствие», «Путешествие на Запад» и «Цветы сливы в золотой вазе»). В цинский период – 17-20 вв. – выделяем такие важные имена, как Пу Сунлин, Цао Сюецинь («Сон в красном тереме»). Имя же 20 века – Лу Синь (鲁迅), конец 19 – первое десятилетие 20 века, открывающее новый период в китайской литературе, завершая период традиционализма.

По поводу периодизации китайской литературы ведутся дискуссии. Существуют различные точки зрения на данный вопрос. С одной стороны, к Китаю «не прикладывается» система деления на древность, средние века и новое время, так как это вестернизация китайской литературы; существует и цивилизационный подход, когда выделяются некоторые общемировые цивилизации и история народа рассматривается не сама по себе, а в контексте развития других народов, цивилизаций. Этот подход близок к компаративистскому – выявлению «общих закономерностей» в развитии мировых литератур. И еще одна точка зрения – выделение трех периодов: архаический период, период рефлективного традиционализма и неотрадиционализма.

В самом Китае также существуют различные точки зрения на данный вопрос. Древнекитайский философ Мэн-цзы (4 в. до н.э.) говорил о существовании 上古 и中古 («далёкой древности» и «средней древности»), а философ 3 в. до н.э. Хань Фэй-цзы ввел понятие 今古 (今 – современность). В современном китайском термин 中古 уже «сдвинулся», обозначает теперь средние века. И еще одна классификация была предложена Лао Се в 6 в.н.э.: он определил хронологические рамки, говоря о том, что 上古 – до 11 в. до н.э., 中古 – 11 в.до н.э. – 1 в.н.э. и 近古 – 2-4 вв.н.э..


Данная страница нарушает авторские права?


mylektsii.ru - Мои Лекции - 2015-2020 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал