Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теория когнитивного развития Ж. Пиаже






Особое значение в этой теории отводится формированию мышления, а также организации умственной деятельности. Пиаже не рассматривает становление мотивационной и эмоциональной сферы, личности в целом, социального поведения, хотя многие исследователи считают, что его идеи помогают глубже понять и эти явления. С точки зрения Пиаже, интеллект не просто реагирует на раздражители: скорее он растет, меняется и адаптируется к миру.

Наблюдая за развитием собственных сыновей Ж. Пиаже сформулировал основные принципы развития интеллекта. Человек, по мнению Пиаже, на протяжении всей жизни остается активным, любознательным и изобретательным. Люди вступают во взаимодействие с окружающим миром и главное – интерпретируют события. Именно интерпретация, а не событие само по себе, оказывает влияние на поведение. Активная, деятельностная, природа интеллекта проявляется и в том, что человек, чтобы познать объекты, активно преобразовывает их. Таким образом, познание связано с действиями. Кроме деятельностной природы интеллекта ведущее место в теории Пиаже занимает положение об адаптивной природе интеллекта: он способствует приспособлению индивида к окружающей среде. Интеллектуальное развитие зависит от активности самого ребенка, богатства или бедности его спонтанного опыта, от культурной среды. К биологическим факторам на определенном уровне развития присоединяются социальные.

В совей теории Ж. Пиаже использует ряд специфических понятий:

Схема – это способ отработки информации, меняющиеся по мере того, как человек растет и получает больше знаний. Самые простейшие схемы есть уже у новорожденного (сосание, хватание, смотрения) именно при их помощи новорожденный познает окружающий мир. Постепенно они усложняются, интегрируются и развиваются во взрослый разум. Существуют 2 типа схем: сенсомоторные схемы - действия и когнитивные схемы - понятия. Человек перестраивает свои схемы для приспособления к новой информации и одновременно интегрирует новые знания в старые схемы (ассимиляция и аккомодация).

Ассимиляция – интерпретация нового опыта исходя из существующих ментальных структур без какого-либо их изменения.

Аккомодация – изменение существующих ментальных структур в целях объединения старого и нового опыта.

Операция – мыслительное действие ребенка, которое обладает таким важным свойством как обратимость. Обратимость – способность вернуться к началу мыслительного процесса.

Стадии развития интеллекта

Стадия Возраст Особенности мышления
Сенсо-моторный интеллект (0-2 года) Этапы: 1. рефлекторный – действуют врожденные и непроизвольные рефлексы; 2. произвольный – ребенок произвольно регулирует действие схем (т.е. хватает для того, чтобы схватить) Появляются вторичные схемы; 3. третичные схемы. Координирование схем по принципу координирования средств и целей (есть цель сделать что-то дальше, например, хватает, чтобы бросить) этап интериоризации (перевода действия во внутренний умственный план) – окончательная интеркоординация схем, в результате которой происходит качественный сдвиг в интеллектуальных действиях, т.е. схемы активизируются в отсутствии самого объекта.
Дооперациональная стадия или стадия репрезентативного интеллекта (2-7 лет) Эгоцентризм – такое отношение к окружающему и к внешним событиям, при которых себе отводится центральное место. Ребенку чрезвычайно трудно представить себе, как видят другие то, что видит и наблюдает он сам. Связующее мышление – способность соединять возникающие в разуме идеи вместе, не беспокоясь о том, что их на самом деле объединяет. Антропоморфизм– приписывание неживым объектам свойства живых объектов.
Стадия конкретных операций (7-11 лет) Консервация – мыслительных операций предполагает понимание ребенком того, что при определенных преобразованиях некоторые основные свойства объектов не изменяются (например если вылить из высокого стакана воду в широкую чашку, ребенок может понять, что с изменением высоты уровня воды ее объем сохраняется). Классификация – умение классифицировать, то есть выделять понятия и оперировать ими. Ребенок понимает, что та или иная категория включает в себя другие и одновременно включается сама в более крупные. Сериация – способность располагать предметы в соответствии с имеющейся между ними связью, ранжировать объекты по какому-либо измеряемому параметру (например, по весу или величине). Сериация связана с другим важным мыслительным принципом – транзитивностью – способностью переносить информацию с одной ситуации на другую.
Стадия формальных операций (от 11 лет) гибкость мышления и рассуждения разнообразные стратегии мышления способность рассуждать о гипотетических проблемах системность поиска решений

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.