Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Лекция 4. Особенности развития в дошкольном детстве






План:

1. Кризис новорожденности

2. Младенчество

3. Дошкольное детство

I. Кризис новорожденности: от 0 до 1-2 месяца.

Социальная ситуация развития новорожденного специфична и определяется следующими моментами:

1) полная биологическая беспомощность ребенка, который не в состоянии удовлетворить ни одной своей потребности без помощи взрослого, что делает новорожденного максимально социальным существом;

2) у ребенка нет никаких основных средств общения со взрослым.

Ведущая деятельность: непосредственно-эмоциональное, эмоционально-личностное общение с матерью.

Центральное новообразование: индивидуальная психическая жизнь.

Основные характеристики: возникновение индивидуальной психической жизни, отдельной от материнского организма, что проявляется в виде социальной улыбки и комплекса оживления.

Период жизни от 0 до 1 месяца называют кризисом новорожденности, поскольку ребенок меняет привычную ему водную среду обитания на воздушную. Такие перемены требуют определенной адаптации и влекут за собой массу негативных последствий. При рождении крик ребенка рассматривается как родовая травма. С другой стороны, считается, что это нормальное поведение ребенка.

Вся жизнь ребенка, его реакции на данном этапе первоначально определяются инстинктами, выраженными в виде рефлексов.

Среди врожденных рефлексов новорожденного есть функциональные, которые совершенно необходимы для его выживания во внешнем мире (защитные рефлексы, зрачковый рефлекс, мигательный рефлекс. Эти рефлексы необходимы для физического выживания и сохраняются на протяжении всей жизни человека.

Однако далеко не все рефлексы новорожденного имеют жизненно важное приспособительное значение – это атавистические рефлексы. Рефлекс Робинзона (или хватательный рефлекс), переступательный рефлекс; рефлекс ползания; рефлекс вскидывания ручек (или рефлекс Моро) – если младенцу угрожает падение или в ответ на сильный звук он резко поднимает вверх руки и быстро опускает их, при этом ладошки как бы готовы схватить что-то. В последнее время обнаружен плавательный рефлекс новорожденного: если его опустить в воду, он не утонет, а будет барахтаться и удержится на воде.

У новорожденного есть еще одна группа рефлексов, которые, хотя и не имеют жизненного значения, с возрастом не угасают, а, напротив, укрепляются. Это ориентировочные рефлексы, направленные на контакт с внешними воздействиями. Установлено, что уже в первый день жизни сильный источник света вызывает поворот головки ребенка: в детской комнате родильного дома в солнечный день головки большинства новорожденных повернуты в сторону света, как подсолнухи. Новорожденный также реагирует на сильный звук, поворачивая голову в сторону его источника. Безусловные ориентировочные рефлексы являются основой потребности во впечатлениях, которая проявляется уже в первые дни жизни.

В настоящее время авторитетные исследователи мозга разделяют представления о том, что эмоциональное и чувственное развитие новорожденного ребенка имеет решающее значение для его отмечаемой позже способности к научению. Именно под воздействием потока чувственных ощущений, доставляемых ранним жизненным опытом, формируется структура коры головного мозга. Но если мозг получает слишком мало внешних впечатлений, отсеиваются «избыточные» связи, а вместе с ними и будущие возможности.

К концу периода новорожденности, при условии эмоционально-личностного общения со значимым взрослым, ребенок начинает реагировать на его появление. Это событие, по мнению М.И. Лисиной, служит границей критического периода новорожденности, выражается в «комплексе оживления», а сроки его появления – основным критерием нормальности психического развития. «Комплекс оживления» раньше появляется у тех детей, матери которых не только удовлетворяют их витальные потребности, но и общаются с ними, играют.

«Комплекс оживления» выражается в следующих реакциях: ребенок оживляется при приближении матери (улыбается, наступает общее моторное возбуждение) или другого человека, который осуществляет уход за ним. Для привлечения внимания к себе ребенок использует крик, плач, обильные вокализации, движение ручками и ножками.

Комплекс оживления свидетельствует о первом шаге дифференциации ребенка от окружающих его взрослых, о появлении первого центрального новообразования – индивидуальной психической жизни.

II. Младенчество

Границы: 2 месяца – 1 год.

Социальная ситуация развития в младенчестве состоит в том, что вся жизнь и поведение младенца опосредуются взрослым, либо реализуются в сотрудничестве с ним.

Зависимость младенца от взрослых приводит к тому, что отношение ребенка к действительности и к самому себе всегда преломляется через призму отношений с другим человеком. Отношение ребенка к действительности с самого начала оказывается социальным, общественным отношением.

Ведущей деятельностью в период младенчества является эмоционально-личностное общение со взрослым. Внимание и доброжелательность взрослых вызывает у ребенка яркие радостные переживания, которые, в свою очередь, повышают жизненный тонус ребенка, стимулируют все его функции.

Эмоциональное общение со взрослым проходит несколько стадий:

· непосредственное общение (общение ради общения);

· общение по поводу предметов;

· общение как совместная деятельность.

Совместная деятельность на данном этапе состоит в том, что:

· взрослый руководит действиями ребенка;

· ребенок обращается к взрослому за помощью и содействием.

Наиважнейшее средство общения – экспрессивные действия (улыбка, вокализация, активные двигательные реакции).

Центральными новообразованиями младенческого периода являются потребность во впечатлениях и потребность в общении со взрослым.

Потребность во впечатлениях побуждает исследовательскую деятельность ребенка и формирующуюся познавательную потребность, которая толкает ребенка все шире и глубже входить в окружающую среду и овладевать ею.

Потребность в общении, возникая на основе потребности во внешних впечатлениях, впоследствии приобретает для ребенка самостоятельное значение и имеет самостоятельный путь развития. Потребность в общении характеризуется следующими признаками: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, инициативность в налаживании контактов со взрослым, чувствительность к его оценкам.

Потребность в общении со взрослым в это время имеет специфический характер – по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании, обмене положительными эмоциями.

Особенности психического развития






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.