Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






История становления и предмет психологии развития






Лекция 1. Введение в возрастную психологию

План:

1. История становления и предмет психологии развития

2. Место психологии в развития системе наук

3. Методы исследования в психологии развития

 

История становления и предмет психологии развития

Свое начало психология развития берет в конце XIX века как детская психология. До этого времени ученые интересовались индивидуальными отличиями, т.е. рассматривали взрослых людей – установившихся.

Наука о психическом развитии ребенка - детская психология - зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Сравнение людей (прежде всего врачами) позволило отметить, что дети реагируют иначе, чем взрослые люди.

Точкой отсчета для систематических исследований психологии ребенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера " Душа ребенка".

Объективные условия становления детской психологии, которые сложились к концу XIX века, связаны с интенсивным развитием промышленности, с новым уровнем общественной жизни, что создавало необходимость возникновения современной школы. Учителей интересовал вопрос: как учить и воспитывать детей? Родители и учителя перестали рассматривать физические наказания как эффективный метод воспитания - появились более демократические семьи.

Задача понимания ребенка встала на очередь дня. С другой стороны, желание понять себя как взрослого человека побудило исследователей относиться к детству более внимательно - только через изучение психологии ребенка лежит путь к пониманию того, что собой представляет психология взрослого человека.

Первоначально дети сравнивались со взрослыми, поскольку 20 лет – считался возрастом окаменелости, прекращения развития.

Обращение к изучению детства позволило выявить его особую важность в жизни человека. Так, например, стало понятно, что большинство взрослых проблем коренятся в детстве. Значительно позднее появляется такое направление изучения как психология старости.

В настоящее время психология развития объединяет разные психологические школы и направления, разные теории, а также разные аспекты изучения онтогенеза.

Психология развития – это отрасль психологической науки, объектом исследования которой является развивающийся от зарождения до смерти человека.

Предметом изучения психологии развития являются закономерности психического развития в онтогенезе, динамика психических процессов и свойств личности на различных стадиях жизненного цикла до завершения жизненного пути.

Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение, которое происходит по определенным законам.

Задачи психологии развития:

1. Научно-исследовательские направлены на исследование общих закономерностей и факторов развития психики в онтогенезе и на разные его участках.

2. Диагностические – практико-ориентированные задачи, заключающиеся в создании инструментария для диагностических процедур, направленных на определение степени зрелости индивидных, личностных и социальных особенностей человека для каждого возрастного этапа. Установление актуального и потенциального уровня развития, соответствия возрастным нормам.

3. Коррекционно-развивающие задачи имеют прикладное значение и заключаются в исправлении отклонений в психическом развитии, создании условий для оптимальной реализации потенциальных возможностей человека.

Современное состояние психологической науки позволяет изучать возрастную динамику (предмет психологии развития) с точки зрения нескольких аспектов:

Особенности возрастной эволюции психики:

1. возрастная динамика различных ее форм имеет неодинаковую интенсивность и различное значение на каждом этапе человеческой жизни (например, до года развитие идет по дням, месяцам и т.д.)

2. учет влияния индивидуальных особенностей на возрастные изменения, особенно значительное, начиная с подросткового возраста, но самое большое значение индивидуальные особенности приобретают в зрелом возрасте.

3. возрастные особенности связаны с половыми различиями






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.