Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
💸 Как сделать бизнес проще, а карман толще?
Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое раписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже.
Проблема в том, что средняя цена по рынку за такой сервис — 800 руб/мес или почти 15 000 руб за год. И это минимальный функционал.
Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.⚡️ Для новых пользователей первый месяц бесплатно. А далее 290 руб/мес, это в 3 раза дешевле аналогов. За эту цену доступен весь функционал: напоминание о визитах, чаевые, предоплаты, общение с клиентами, переносы записей и так далее. ✅ Уйма гибких настроек, которые помогут вам зарабатывать больше и забыть про чувство «что-то мне нужно было сделать». Сомневаетесь? нажмите на текст, запустите чат-бота и убедитесь во всем сами! Очерки жизни и творчества писателей 1 страница
М. М. ПРИШВИН (1873-1954) Длительное время позицию Михаила Михайловича Пришвина в советской литературе трактовали односторонне. В его адрес звучали неоднократные обвинения в том, что он «бежит в природу», отворачиваясь от сложностей и задач сегодняшнего дня, и только очень немногие критики способны были увидеть в нем художника, стремящегося соединить интеллектуальное постижение и образное восприятие окружающего мира. Рубеж XIX—XX вв. характеризуется синтезом литературы и философии. Творчество Вл.Соловьева, Н.Федорова, В.Розанова, П. Флоренского, Д. Мережковского, Л. Шестова поражает не только глубиной философской мысли, но и совершенством художественного стиля. В этом ряду — имя писателя М. Пришвина. Основной для Пришвина является традиционная тема — человек и природа. Писатель считал, что, познавая мироздание, частью которого он является, человек познает сам себя. Поэтому собственный духовный путь осознавался Пришвиным как поиск гармонии и единения с природой. Закономерно, что подобное мировоззрение обусловило исключительную роль автобиографического начала в его творчестве. Пришвин родился и провел детство в селе Хрущево Елецкого уезда Орловской губернии в усадьбе, доставшейся по наследству его отцу. Писатель всегда подчеркивал свою близость к крестьянству, к земле. Его племянник Андрей Пришвин вспоминал рассказы писателя: «Мы купцы. Дед в одних лапоточках в Елец пришел. Битую дичь возил в Москву, и Охотный ряд, и расторговался. А потом само пошло... Купец второй гильдии, потомственный почетный гражданин... Внукам — образование, имение купили... А в корне как мы были мужики — так и остались. Корень мужицкий, а человек из корня растет». Во многом благодаря матери для Пришвина не было отвлеченного понятия «народ», а были конкретные люди с конкретными судьбами и именами. Похожее отношение было и к природе. Нет абстрактной природы, а есть отдельное дерево, лес, речка, травинка и цветок. Ощущение себя, своего мира и природы как единого целого, присущее Пришвину, во многом идет из детства. Мать сумела сформировать в сыне дисциплинированность и умение владеть своими чувствами: «Через мать я природе своей получил запрет». Уже в 10 лет проявилась романтическая натура будущего писателя: мальчик с друзьями попробовал совершить побег в «Америку». При всей очевидной несерьезности этой затеи юным беглецам удалось все-таки провести на реке несколько дней. Для Пришвина это приключение детства на всю жизнь осталось неким символом и приобрело впоследствии мифическую окраску. Закончив шесть классов реального училища, юноша в 1893 г. поступает в Рижский политехникум: «В Риге меняю разные факультеты в поисках «философского камня». Одним из путей этого поиска явилось участие Пришвина в деятельности «школы пролетарских вождей», распространение нелегальной марксистской литературы, что привело впоследствии к аресту, ссылке и лишило его возможности получить образование в России. Благодаря хлопотам матери ему удается в 1900 г. выехать в Германию и поступить в Лейпцигский университет. Он посещает лекции в Йене и Берлине. Пребывание в Европе благотворно влияет на духовное становление молодого человека. Он слушает лекции известных профессоров, увлекается классической музыкой (в частности Р.Вагнером) и натурфилософией И.В.Гете. Занятия в лаборатории физика, химика и философа В.Освальда не прошли бесследно для формирования научных интересов писателя, которые в свою очередь помогли освободиться от юношеского увлечения марксизмом. Несмотря на запреты, Пришвин получает лучшее по тем временам образование в области естественных и философских наук. Именно в стенах университета, в Германии, Пришвин приходит к убеждению, что истинная свобода заключена в душе человека и примирение личной и внешней свободы можно осуществить только через «расширение " я" в котором вмещаются добро, поэзия, мысль». В 1902 г. в Париже Пришвин встречает свою первую любовь. Он испытывает чувство, которое на долгие годы окрасит в грустные романтические тона его жизнь. Предметом его любви явилась В. Измалкова, студентка Сорбонны. Вспыхнувшее чувство окончилось трагическим разрывом. Девушка почувствовала, что любят не ее, а мечту. Вернувшись на родину, Пришвин стал работать агрономом. Свой путь в литературу он не случайно впоследствии назовет «тележным» — через земледелие, фольклористику, этнографию, корреспондентскую работу, очерки. Близкое общение с людьми, внимательное отношение к языку способствуют увлечению выразительной народной речью: «Я шел путем всех наших крупнейших писателей, шел странником в русском народе, прислушиваясь к его говору». Летом 1906 г. Пришвин отправляется в Заонежье — записывать былины. Главным результатом поездки явилась книга «В краю непуганых птиц. Очерки Выговского края» (1907), основу которой составили впечатления от экспедиции. Именно в этой книге наметился новый для русской литературы взгляд на тему «человек и природа». Творчество Пришвина оказалось в пограничном пространстве — между наукой и искусством. Объективность изображения, научная точность историка, географа, этнографа, достоверность деталей соседствовали у него с пантеистическим восприятием мира. Еще 3 мая 1906 г. Пришвин записал в дневнике: «Я частица мирового космоса... Эту частицу, которая сшита со всеми другими существами, я изучаю. Швы болят еще. Это еще мешает наблюдать, но настанет время, когда все будет чистое сознание. Не скоро это...» Первая книга принесла писателю известность. Пришвин осознал, что литература — та область, где он может высказаться с наибольшей полнотой. Пришвин отправляется в следующую экспедицию — в Карелию и Норвегию. В результате появляется книга «За волшебным колобком. Из записок на Крайнем Севере России и Норвегии» (1908). Она уже не так прочно связана с действительностью, реальность в ней соседствует со сказкой. Произведение имеет свободную форму повествования, основой которого служит единый сказовый ритм. Мотив сказки (нет точного указания места, времени) ощущается и в главной цели путешествия — поиск неведомой страны. Посвящая эту книгу друзьям детства, товарищам по поиску «Америки», писатель отдает дань детской мечте. Пришвин широко использует русский фольклор и фольклор саами. Жанр путешествия придает произведению этнографический характер. «Мое занятие — этнография, изучение жизни людей. Почему бы не понимать его как изучение души человека вообще. Все эти сказки и былины говорят о какой-то неведомой общечеловеческой душе. В создании их участвовал не один только русский народ. Нет, я имею перед собою не национальную душу, а всемирную, стихийную, такую, какою она вышла из рук Творца». Именно в фольклоре Пришвин ощутил нравственный потенциал народа, проявление народной силы, способной преодолеть слабость и трагедию отдельной личности. Благополучный конец сказки, по мнению писателя, есть «утверждение гармонической минуты человеческой жизни как высшей ее ценности. Сказка — это выход из трагедии». Поэтому Пришвин оценивал фольклор как необходимую основу творчества художников прошедших и будущих веков и находился в постоянном поиске новых возможностей его освоения. Влияние на поэтику книги, по признанию автора, оказал Ремизов (они познакомились в 1907 г.): «Я был очень близок к Ремизову и не откажусь теперь признать его своим учителем. У Ремизом была настоящая студия, как у художников, у него была школа, к нему ходили, читали свои рассказы — меня пленяло исключительное отношение Ремизова к искусству как к делу». Позже близость к Ремизову отразилась в таких произведениях Пришвина, как «Иван Осляничек» (1913), «Грязица» (1916). В 1908 г. по рекомендации А. М. Ремизова и В. В. Розанова Пришвин едет в Заволжье, к Светлому озеру и в Китеж. На следующий год появляется книга «У стен Града невидимого», в которой нашли отражение настроения «богоискательства» и интерес писателя к церковному расколу. Духовные искания писателя были близки старообрядчеству, что позволило ему психологически описать природу этой веры: «Я видел там, что наивная народная вера в бога-дедушку заменялась верой в божественность своего личного ''я", и как это " я" совершенно так же, как у наших декадентов, не достигая высшего " я", равного " мы", где-то на пути своего развития застревало, и каждый такой " сознательный" человек делался маленьким богом, царем своего маленького царства». Мечта об «Америке» не оставляла писателя. Он едет в киргизские степи, за Иртыш. Результатом этой поездки явились повесть «Черный араб» (1910) и очерк «Адам и Ева» (1909) (они примыкают к книге «У стен Града невидимого»), В повести «Черный араб» автору удалось достичь глубокого и топкого проникновения в психологию казахов, показать органическую связь народных легенд и поверий с бытом, обрядами и обычаями кочевого народа. Писатель стремился раскрыть нравственный потенциал архаического сознания, свойственное ему особое видение смысла жизни и назначения человека. «Черный араб» знаменателен тем, что именно здесь был найден и применен писателем ритм: «...Если теперь мне приходится писать рассказ, повесть, роман, то всегда начинаю работу с поиска фокуса и затем графически располагаю вокруг него все почему-то непременно кругами. В пространстве я представляю себе свою работу всегда кристаллом со светящимся внутри него фокусом. Вот эту силу, располагающую внешний мир и мой внутренний согласно, я называю ритмом...» В первых книгах сформировалось художественное мастерство писателя. Жанр этих книг — путевые очерки. Этнографический материал изложен в них в социально-философском ракурсе. На дореволюционное творчество Пришвина большое влияние оказали две мощные традиции. С одной стороны, философские и религиозные искания петербургского общества (Д. Мережковский, А.Блок, Вяч.Иванов, В.Розанов, А.Ремизов), с другой — традиция народнической литературы (Ф. Решетников, В. Слепцов, Г. Успенский и другие). Началась Первая мировая война. Пришвин занял антивоенную позицию. В качестве военного корреспондента он ездит на фронт, публикует газетные очерки. Февральскую революцию Пришвин принял как неизбежность, но события Октября оценил резко критически. Отношение к революции у русской интеллигенции всегда было противоречивым. Русский бунт традиционно воспринимался не только как зло, но и как проявление свободной воли, испытание. На страницах дневников Пришвина возникает образ блудного сына, одержимого стремлением «всем перемучиться, все узнать и встретиться с Богом»; «Блудный сын — образ всего человечества». Революционная идея всеобщего равенства для писателя — «жестокая расправа над человеком», уничтожение собственности — губительная мера, не способная привести к прогрессу. Пришвин осознает, что революция отбрасывает Россию назад, что претензия новой власти на универсальность приведет к «разрыву с космосом». В очерках и заметках («Князь тьмы», «Смех обезьян», «Невидимый град», «Убивец») писатель показывает революцию как конец света. Во всех бедах он винит не обманутый народ, так как «он не ведает, что творит», а князя тьмы — Аббадону. Пришвин убеждается в иррациональном ходе жизни: «Нужно знать время: есть время, когда зло является единственной творческой силой, все разрушая, все поглощая, она творит невидимый град, из которого рано или поздно грянет: — Да воскреснет Бог!» Художественно осмысливая историческую действительность, писатель приходит к ощущению катастрофы в космическом масштабе. В этом смешении реального и ирреального возникает поэтика сновидений: «Мне снилось, будто душа моя сложилась чашей — мирская чаша, и все, что было в ней, выплеснули вон и налили в нее щи, и человек двадцать... едят из нее». Впоследствии образ мирской чаши станет центральным в одноименном произведении писателя. Весной 1918 г. писатель уезжает в Хрущево, надеясь отсидеться там. Наравне со всеми ему выделили надел, но удержаться на земле Пришвину не удалось, так как в глазах мужиков он был и оставался помещиком. Родной дом разорился, сад вырубался. Писатель мучительно переживает разрушение родного очага, для него это конец старого мира: «Старый дом, на который мы смотрим теперь только издали, похож на разрытую могилу моей матери». Для Пришвина — художника гармонического склада — это было угрозой творческой гибели: исчезал предмет художественного исследования. У него отняли возможность печататься; «Я писатель побежденного бессловесного народа без права даже писать». На этом печальном фоне Пришвин обретает смысл жизни в любви к бытию, что и стало основой его личной философии: «Радоваться жизни, вынося все мучения». Единственное богатство творческой личности — ощущение внутренней свободы: «Я не нуждаюсь в богатстве, славе, власти, я готов принять крайнюю форму нищенства, лишь бы оставаться свободным, а свободу я понимаю как возможность быть и себе». Из этого убеждения складывается и образ поведения сродни христианскому аскетизму: «Жить в себе и радоваться жизни, вынося все лишения, мало кто хочет, для этого нужно скинуть с себя все лишнее, мало кто хочет для этого перестрадать и, наконец, освободиться». Для творчества Пришвина характерен «геооптимизм» (Горький), т.е. утверждение радости жизни вопреки страданию. «Я, может быть, больше других знаю и чувствую конец на кресте, но крест — моя тайна, моя ночь, для других я виден, как день, как цвет», — говорил писатель. Желание встать под «голубое знамя» христианства определило политическую позицию писателя — «ни за белых, ни за красных». В автобиографической повести-притче «Раб обезьяний» (позднее название «Мирская чаша» (1920), полный вариант вышел в свет в 1990 г.) Пришвин представляет современную Россию как ликую «Скифию», в которой многовековой уклад жизни сметен революционным ураганом, Через всю повесть проходит мотив уничтожения и разрушения. На этом фоне разыгрывается драма борьбы человеческого духа и звериных инстинктов. «Мирская чаша» развивает темы раннего творчества Пришвина. Вместе с тем это произведение, в котором сделана попытка охватить и осмыслить резкие перемены, происходившие в жизни, органично входит в литературный процесс первых послереволюционных лет. Пришвин показывает, как социальная катастрофа приводит к ожесточенной борьбе природного и рационального начала, к разрыву естественных связей человека и природы. Пришвин старается воплотить целостный образ человека, собрать его по крупицам. Изображение человека в переломный момент жизни общества восходит у него к традиции «Медного всадника» А.Пушкина, впервые в русской литературе поставившего проблему спасения маленького человека от могучей стальной силы огромного государства. Герой «Мирской чаши» Алпатов в определенной степени восходит к авторскому прототипу. Он старается осмыслить происходящее, с интересам присматривается к людям, творящим революционную историю. Повесть имеет два плана — первый, бытовой, основанный на автобиографическом материале, и второй, опирающийся на взаимосвязь настоящего и будущего — возникновения новой жизни в новом обществе. Опубликовать «Мирскую чашу» полностью не удалось. Две главы были напечатаны в газете «Новости». В 1924 г. вышла автобиографическая повесть Пришвина «Курымушка» (три звена будущего романа «Кащеева цепь»). Работу над произведением автор начал еще в середине 1910-х годов и впоследствии неоднократно возвращался к нему. В заглавии — детское прозвище писателя, оставшееся в памяти как синоним детства, счастья, гармонии и лада. «Кащеева цепь» — символ разъединения людей, и уже в детском сознании возникает стремление разбить эту цепь, объединить всех людей и сделать их счастливыми. Роман «Кащеева цепь» (1927) принято называть лирической эпопеей. Исторические события осмыслены в нем через личные переживания, основное внимание уделено не действиям героя, а его мыслям, раздумьям. Роман был хорошо встречен критикой, которая посчитала, что история формирования творческой личности и приход молодежи в революцию показаны автором убедительно. К роману тесно примыкали «Журавлиная родина», «Охота за счастьем», «Большая звезда», «Завлекающий рассказ». Таким образом, получилась своеобразная лирическая исповедь «сына века» — рассказ о духовной жизни поколения. В образе главного героя Алпатова писатель передает трагическое мироощущение личности накануне социальной катастрофы. Роман написан в духе классических произведений о русском поместном дворянстве — трилогии Л.Толстого, книг С.Аксакова, А.Н.Толстого, И. Бунина. Говоря о традициях, можно упомянуть и трилогию М. Горького. У Пришвина присутствует подробное описание быта, обстановки, где происходит формирование героя и его столкновение с социумом. Конфликт романа развивается в двух планах: остро социальный конфликт и конфликт обыденной частной жизни. Произведение, начинавшееся как книга о детстве, постепенно переросло в книгу всей жизни, ее хронику. В послереволюционной России немногие писатели продолжали традиции лирической прозы: личностные оценки происходящих событий не были востребованы временем и обществом. Новая действительность требовала активной адаптации, но Пришвину, как и большинству интеллигентов старой формации, не хотелось утрачивать духовные принципы и идти на компромисс. В литературном процессе 1920-х годов он считался попутчиком. У него сложилась репутация большого художника, не стремящегося освещать актуальные проблемы современности, а склонного к поэтизации прошлого. Критика не учитывала живых очерков Пришвина, явившихся откликом на насущные проблемы тех лет: «Каляевка» – о доме беспризорных под Сергиевым Посадом, «Башмачники» — о кооперативах башмачников и др. Писатель действительно все чаще обращается к теме природы. Это было не «бегством в природу», а скорее своеобразным видом борьбы с технократией, которой противопоставляется органическая цельность жизни, когда природа воспринимается как «зеркало человека». С середины 1920-х годов писатель начинает создавать свою «микрогеографию». Она складывается из ежедневных наблюдений за жизнью природы и человека. В этих записях и наблюдениях зарождается новый жанр Пришвина — лирическая миниатюра. Его этюды способны передать настроения и веяния эпохи, местный колорит. Началом можно считать книгу «Родники Берендея», которая вышла в свет в 1926 г. с подзаголовком «Из записок фенолога с биостанции " Ботик"». «Родники Берендея», первая часть «Календаря природы» (1925—1935), посвящены самому светлому и поэтическому времени года — весне, их главным героем является «сама земли». На фоне лирических весенних пейзажей запечатлены события личной жизни писателя, представлена окружающая действительность. Эта книга, как и многие другие, создана на основе дневников писателя, которые он вел на протяжении почти всей жизни (1905—1954). В 1920-е годы дневники начинают обретать черты самостоятельного произведения. Именно в них Пришвин без внутреннего цензора излагает свои думы, оценивая происходящее в традициях русской гуманистической нравственности и эстетики. Дневники по своему объему превосходят многие эпопеи, их можно рассматривать как летопись эпохи. Несмотря на то что записи велись ежедневно, события не выстраиваются в строгом хронологическом порядке. Дневники, изданные без купюр в конце 1980-х годов, открывают новые грани таланта Пришвина: его глубокое проникновение в политические и социальные вопросы. Писатель отразил одну из главных проблем общественной жизни — сосуществование народа и интеллигенции, описал кризис, который переживала интеллигенция в связи с уничтожением духовных ценностей в период революции. Здесь прозвучало творческое кредо писателя — внимание к потомку «маленьких людей» «тихому скромному человеку». В 1927—1930 гг. Пришвину удается благодаря поддержке Горького издать собрание сочинений в 7 томах. Появление 7-го тома — «Журавлиная родина» — совпало с началом травли Пришвина а печати. На него обрушился РАПП с обвинениями в «биологизме», «наивничанье» и «неверии в конечные цели революции», в отсутствии «советского духа» и незнании языка. Писатель был на грани самоубийства, его мучило состояние личной и творческой несвободы. Между тем в творчестве Пришвина открывается, по словам Горького, «совершенно новое мироощущение». На мировоззрение писателя большое влияние оказывают философские и научные идеи эпохи о космическом сознании, например идея «всеединства», т.е. родственной близости всех элементов бытия. Пришвин увлекся книгами известного мыслителя А.Лосева «Античный космос и современная наука», В.Вернадского «Биосфера». По теории последнего, биосфера и человек — это единая система, изменить которую можно лишь но воле человека и с помощью его разума. Конечное состояние биосферы, когда человеком вносятся глобальные изменения в естественную среду, называется ноосферой. В ноосфере происходит замена антропоцентризма на антропокосмизм. устраняется противостояние человека и природы. На основе этой теории возникает тезис Пришвина: «Мы — дети солнца». В 1931 г. Пришвин отправляется на Дальний Восток, а в 1933 г. в числе других писателей едет на строительство Беломорского канала. В этой поездке он испытал ошеломляющее впечатление от Надвоицкого водопада. Созерцая его красоту, писатель смог увидеть «образ всего человека, единого в своем бесконечном разнообразии». Поездка повлияла на все последующее творчество писателя. Впечатления от поездок на Урал, на Дальний Восток отразились в ряде очерков, объединенных в книгу «Золотой рог» (1931). В этой книге картины природы Сибири соседствуют с историями автора-рассказчика. В поэтической повести «Жень-шенъ» («Корень жизни», 1933) сильно лирическое начало, связанное с переживаниями героя. Эмоциональный пафос произведения заключен в противопоставлении мошной чудодейственной красоты природы и сложного противоречивого внутреннего состояния героя. Мятущийся человек не способен ощутить полное счастье среди необыкновенной природы. Встреча с ней поначалу не отвлекает героя от печальных раздумий, а бередит душу, но постоянное общение с миром постепенно излечивает его, возвращает к жизни и радости. В книге проявляется сильное качество таланта Пришвина — умение дать поэтичные и в то же время точные описания природы, полные тончайшего психологизма. Название повести, герои которой находится в поиске источника творческих сил, говорит о корне жизни — не только физической, но и духовной. Современные писателю критики (В.Перцов, А.Тарасенков) видели в этом произведении прелестную утопию и отдавали должное необыкновенной художественной силе таланта Пришвина. В 1920— 1930-е годы писатель много внимания уделяет произведениям для детей. Выходят его сборники «Еж» (1928), «Луговка» (1928), «Зверь-Бурундук» (1935), «Журка» (1938), «Серая Сова» (193S), «Дедушкины валенки» (1941). Пришвин очень серьезно относился к творчеству для детей, считая, что детский рассказ является пробным камнем для писателя, Его книги познавательны и светлы, они увлекают ребенка, будят юное воображение. В творческой манере писателя, в том числе и в детских рассказах, много внимания уделено ритму повествования. Необычный ритм возникает при повторе слон, особом построении фразы, создании особой интонации: «Растут, растут зеленые дудочки; идут, идут с болот сюда тяжелые кряквы, переваливаясь, а за ними, посвистывая, — черные утята с желтыми лапками между кочками за маткой, как между горами». В конце 1930-х годов в жизни Пришвина происходит духовный переворот, завершается долгий путь к «Невидимому граду» христианства, к церкви, положивший начало новому этапу творчества — «радостному творчеству христианского космоса любви». Этому способствовала женитьба на В.Лебедевой. В 1941 г. создана книга «Лесная капель», в нее вошли поэма «Фацелия» и лирические миниатюры «Лесная капель». Издание поэмы было прервано: автору ставилась в вину аполитичность. «Фацелия» — самая любимая поэма писателя, он ее называл «песнь песней». В этом произведении ощущение подлинного счастья, которое испытал писатель в личной жизни. Образ любимой женщины в поэме собирательный. Здесь присутствует и горький привкус утраченной первой любви, не покидающий автора. Это произведение этапное для творчества писателя, так как здесь заявлена тема, ставшая лейтмотивом поздних вещей. По его признанию, в поэме «намечена, но не совсем раскрыта тема первенства жизни перед искусством». В военные годы Пришвин пишет «Повесть нашего времени» (1941), цикл рассказав «Ленинградские дети», или «Рассказы о прекрасной маме». Писатель создает замечательный образ русской женщины, которая стала «прекрасной мамой» тремстам детям-сиротам. Пришвину удается вернуть первоначальный смысл заштампованному выражению и символу «Родина-мать»: она вечна и всегда придет на помощь своим детям. «Повесть нашего времени», по мнению самого автора, «подчеркнуто субъективная вещь». Размышления и раздумья писателя о русском характере и правде века тесно связаны с героем-рассказчиком повести Алексеем Михайловичем. Подобные философствующие герои встречались в произведениях Пушкина. Толстого, Достоевского. В 1945 г. появляется «сказка-быль» «Кладовая солнца», по которой в 1947 г. был создан киносценарий «Серый помещик». Ее основная тема — становление детских характеров, единство человека и природы. Олицетворение природы роднит «Кладовую солнца» с произведениями фольклора. Задача автора состояла в создании современной сказки, в которой символ и вымысел не разрушают реалистической основы сюжета. Центральным мотивом этого произведения, как и многих других, является мотив путь-дороги. Он соединяет в себе многое: размышление о жизненном пути, пути рода человеческого, пути матери-Родины. Автор сумел не только изобразить видимый пейзаж, но и воспроизвести звуки лесной жизни. Голоса птиц и животных позволяют физически ощутить обстановку леса, создавая тем самым особый эмоциональный настрой. Таким образом, пейзаж и человек предстают в неразрывном единстве. Пришвин рассказывал об особенностях этой книги: «Сказка тем сказка, что она подчинена ритму, не как рассказ, механическому, а песенному. Я это понял по " Кладовой солнца". Я буду говорить о значении сказки при моих попытках творчества, но я должен предупредить, что сказку я понимаю в широком смысле слова как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма». Произведение было удостоено первою места на конкурсе Министерства просвещения РСФСР на лучшую книгу для детей. В 1953 г. завершена работа над повестью-сказкой «Корабельная чаща» (первоначальное название «Слово правды»), опубликованной в 1954 г. уже после смерти писателя. В основу «Корабельной чащи» легли впечатления от путешествия в леса по бассейну реки Пинеги. «Кладовую солнца» и «Корабельную чашу» объединяют одни герои. Внешне схожи и сюжеты обоих произведений. Настя и Митраша отправляются в дальние странствия, а новый герой Веселкин ставит перед собой цель — найти Корабельную чащу, с которой связана надежда на победу в войне. Развитие мотива «поиска правды» приобретает некий философский характер. Герой «Корабельной чащи» в определенной степени условен — властелин природы и Земли, но в то же время и ее часть. Сказочная форма характерна для послевоенного творчества Пришвина, так как именно в ней писатель видит неограниченные возможности для соединения мечты и реальности, для осуществления идеи религиозного преображения мира. В течение почти 20 лет Пришвин работал над романом-сказкой «Осударева дорога» (начало работы относится к 1933 г., 1-я редакция была закончена в 1948-м, а опубликована в 1956-м). В основе произведения лежат впечатления от двух поездок в Заонежье и на строительство Беломорканала. Этот роман является авторской исповедью и трудом всей жизни. В произведении переплетены история и биографии современников. По законам жанра романа-сказки главное в «Осударевой дороге» не сюжет и не конкретные исторические детали, а философские раздумья. Столкновение нового социального устройства со старым укладом жизни, этикой, моралью составляет основу конфликта произведения. Рождение нового человека — сквозная тема произведения — решается Пришвиным в духе христианства. К сожалению, сдержанность писателя, вызванная цензурными запретами, затрудняет верное восприятие глубокого религиозно-философского подтекста. В 1942 г. в дневниковой записи Пришвин, задумавшись над стихами Тютчева, описал тем самым и свою творческую эволюцию: «...еще читал Тютчева. Проследил, что в первых стихотворениях у него был параллелизм: природа и вслед за тем человеческая душа, а в последних совершенно природа и человек соединяются в единство. Я тоже так шел, достигнув совершенства в детских рассказах». В наши дни Пришвин признан одним из создателей современного планетарного мироощущения — русского космизма. Его идеи находятся в прямой связи с теориями Н.Федорова, В. Вернадского, А. Ухтомского. А.Лосева. Полное представление о художественном мире писателя можно будет составить только после завершения издания всех его дневников и художественных текстов. Лишь тогда возможна верная оценка творчества Пришвина, художника и мыслителя.
|