Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Фонопедические упражненияпо методу В. Емельянова






    Идет девочка по улице, снег под ногами скрипит. Дети произносят «ш...ш...ш...», хлопая ладонями по коленям.
    Ветер дунет на деревья, на кусты, Делают glissando на звук [у]вверх и вниз, показывая его высоту рукой
    Полетят снежинки с веточек. Пропевают короткие звуки [а] в нисходящем движении.
    Скрипят полозья, Продолжительно выдыхают на звук [с], «скользя» ладонями друг о друга.
    Цокают копыта коня. Цокают язычком
    Едет мужичок в лес, дровишек нарубить. Произносят «бабах!»: на 1-й слог как можно более низким голосом, опустив руки с паль­цами, сжатыми в кулаки, на 2-й — резко поднять руки и выкрикнуть «бах» в самом высоком регистре.
    По бокам дорожки сугробы большие наметены. Усиливают звук и затихают, пропевая по очереди гласные [а], [о], [э], [ы], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу. Замолкают, когда ладони соприкасаются
    Несет Рукодельница ведра на коромысле, качаются ведерки, поскрипывают Произносят звук [а] в низком регистре на связках
    Опустила ведро в колодец. Делают glissando на звук [у] сверху вниз.
    Вода внизу только булькнула Произносят «бл-л-л...» в разных регистрах

    Фонопедическое упражнение «Снежинка»по методу В. Емельянова

    Туча мягко покачивалась, баюкала снежинок. Дети делают glissando на звук [а] в диапазоне терции вверх и вниз.
    Налетал ветер и катал тучу по небу. Делают glissando на звук [у] от самого нижнего звука до самого верхнего.
    Проснувшись, снежинки прыгали с тучи и летели на землю. Пропевают короткие звуки [а] в разных регистрах.
    Метель поднимала снежинки и кружила их быстро-быстро. Делают glissando на звуки [а], [о], [у] вверх-вниз.
    Ветер, расшалившись, то опускал их вниз, то поднимал вверх. Произносят «а — ах!»: 1 -й звук в низком регистре, а 2-й — в самом высоком.

    Фонопедическое упражнение «Кто как кричит».

    Слова Движения
    Корова мычит. Дети произносят «му-у!..» в низком регистре.
    Лошадка кричит. Произносят «и-го-го!»: 1-й слог высоким голосом, 2-й и 3-й-низким.
    Курочка поет, Пропевают «ко-ко-ко-ко...», опускаясь с высокого звука к низкому.
    Цыпляток зовет. Коротко произносят «пи, пи, пи...» в разных регистрах.
    Крякает утка, Зовет своих малюток. Пропевают «кря-кря-кря!», произнося 1-й и 2-й «кря» в низком регистре, а 3-й — как можно в более высоком.

    Фонопедическое упражнение «В лесу»по методу В. Емельянова

    Скрипит старое дерево. Дети произносят «а-а-а...» —штро-бас на связках.
    Воет ветер в кроне деревьев. Пропевают «у-у-у!..», делаяglissandoснизу вверх от самого низкого до самого высокого регистра.
    Шелестят листья на ветру. Произносят «ш-ш-ш...» на продолжительном выдохе.
    Падают на землю острые иголки с елок. Произносят короткие «а, а, а...»в разных регистрах с показомвысоты звука рукой.
    Квакают на лесном болоте лягушки. Произносят «ква-а-а...» в низком регистре.
    Зудят комары. Пропевают «з-з-з...», делаяglissandoвверх-вниз.
    Страшным голосом ухает филин. Произносят «у-ух!»: 1-й слог самым низким голосом, а 2-й — самым высоким

    Фонопедическое упражнение «Ракета»

    Проверяем топливо. Дети произносят «ш-ш-ш...».
    Открываем и закрываем люки. Делают glissando вверх и вниз на звук [а].
    Проверяем радио. Произносят короткие и острые звуки [у] в разных регистрах. Воспитатель показывает высоту звука рукой.
    Включаем двигатель. Произносят звук [р] и вращают кулачками перед грудью.

     

    Фонопедическое упражнение по стихотворению «Весна» С. Данилова

    Тики-таки! Чок-чок! Чей стрекочет каблучок? Это звонкая капель! Это март или апрель? Дети проговаривают словосочетания «Динь-динь!» и «Кап- кап!» по нисходящей звуковой линии и показывают движениерукой сверху вниз.
    Тики-таки! Чол-чол! Кто там по снегу прошел? Тики-таки! Снег осел, Грач веселый прилетел! Произносят «Чап-чап!» в низком регистре, поочередно ударяя ладонями по коленям.
    Тики-таки! Чоли-чек! Налился водою снег! Лучезарная весна Птичьим щебетом полна! Подражают щебету птиц, сами выбирая, голосом какой птицы они будут петь.
    Тики-таки! Чиви-чок! Голубеет ручеек! Вдаль уносит, чир-лили, Самоделки-корабли. Произносят «бл-л-л...», быстро работая кончиком языка.

     

    Фонопедическое упражнение «Полюбуйся — весна»

    Полюбуйся: весна наступает, Дети пропевают на «ля» восходящее мажорное трезвучие.
    Журавли караваном летят, Пропевают «курлы, курлы...» в верхнем регистре.
    В ярком золоте день утопает, Делают crescendo и diminuendo на одном звуке [а], то разводя руки в стороны, то приближая ладони друг к другу.
    И ручьи по оврагам шумят. Пропевают «бл-л-л...» в среднем и высоком регистрах.
    Скоро гости к тебе соберутся, Сколько гнезд понавьют — посмотри! Пропевают «ш-ш-ш...» и водят указательным пальцем по ладони.
    Что за звуки, за песни польются День-деньской от зари до зари. Подражают голосам птиц. И. Никитин

    Фонопедическое упражнение «Колокольчики будили»

    Дили-дили, дили-дили! Колокольчики будили Дети произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.
    Всех жуков, Произносят «ж-ж-ж...» на продолжительном выдохе.
    Пауков Произносят «х! х!...» на коротком, энергичном выдохе.
    И веселых мотыльков. Делают glissando легким, нежным звуком вверх и вниз на гласную [у].
    Дили-дили, дили-дили! Колокольчики будили Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.
    Всех зайчат, Произносят «бл-л-л...» в высоком регистре на длительном выдохе.
    Всех ежат, Произносят «ф... ф...» резко выдыхая, энергично работая диафрагмой.
    Всех ленивых медвежат Произносят «р-р-р...», пропеваявосходящие трихорды
    И воробушек проснулся Произносят «чик-чирик!» в разных регистрах.
    И галчонок встрепенулся Произносят «кра! кра!» очень громко в среднем регистре
    Дили-дили, дили-дили! Произносят «динь-динь!..» на разной высоте в высоком регистре.
    Встали все, кого будили Кричат «Ура!» и поднимают руки.

    Фонопедическое упражнение «Утро»

    Солнышко сказало: — Мне пора взойти! Дети пропевают «а-а-а...» на легато, поднимаясь от нижнего звука к верхнему.
    Травка зашептала: — Мне пора расти! Произносят «ш-ш-ш...» на длительном выдохе.
    — Пчелы загудели: — Мед пора собрать! Пропевают «ж-ж-ж...», делаяglissandoв пределах терции в среднем регистре.
    — Птицы загалдели: — Летать, летать, летать!.. Пропевают «чик-чирик!..» в высоком и среднем регистрах.

    Игры на развитие голоса. Картотека

    Развитие голосовой функции – это необходимое направление в логопедической практике. Игры на развитие голоса активно используются на подготовительных этапах коррекции речи, но также применяются и в последующей коррекционно-логопедической работе.

    Игра «Протяни звук»

    Цель игры: помочь ребенку развить речевое дыхание.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. В игру нужно играть, разбившись на пары. Дети становятся лицом друг к другу и по сигналу взрослого глубоко вдыхают и начинают тянуть опреде­ленный гласный звук (а, о, у, и, э). Выигрывает тот, кто дольше протянул звук, не делая дополнительного вдоха.

     

    Игра «Повтори за мной»

    Цель игры: научить ребенка подражать, выразительности речи и мимике.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. В эту игру можно играть как вдвоем, так и разбившись на пары. Взрослый изображает поочередно сначала веселого, потом грустного, сердитого и удивленного человека, при этом произнося с определенной интонацией «ах-ах-ах», «ай-ай-ай», «о-го-го», «ох-ох-ох», «ой-ой-ой» и выражая эмоции ми­микой. Задача ребенка — догадаться какое настроение передает взрослый, а по­том попробовать повторить слова с той же интонацией.

     

    Игра «Уложи куклу

    Цель игры: развить плавность голоса ребенка, спать»

    Оборудование: коляска и кукла.

    Ход игры. Ребенок стоит рядом с коляской и держит на руках куклу. Взрос­лый объясняет малышу: «Кукла устала, плачет и хочет спать. Покачай ее немно­го. Но сначала посмотри, как это нужно делать». После этих слов взрослый берет куклу на руки и напевает: «А-а-а!». а уже затем эти действия выполняет ребенок.

    Игра «Эхо»

    Цель игры: развить силу голоса ребенка.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. В игру можно играть вдвоем или с большим числом игроков, глав­ное, чтобы участников было с четное количество. Игроки разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Одна шеренга громко произносит сочетания глас­ных звуков, например, ау, оу, ио, аи и пр., а вторая тихо их повторяет.

    Игра «Пароход»

    Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить различать звуки, произносить их тихо и громко.

    Оборудование: рисунок парохода.

    Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением парохода и спрашивает, что это такое, а как он гудит, а затем изображает гудок парохода, когда он находиться далеко, и просит повторить де­тей. Затем взрослый изображает гудок приближающегося парохода. Дети повто­ряют. И, наконец, взрослый имитирует гудок парохода, который находиться со­всем близко. Дети снова повторяют. Необходимо следить за тем, чтобы дети пра­вильно произносили звук парохода, находящегося вблизи, вдали и совсем близко.

    Эту игру можно провести как подвижную. В этом случае предложите детям двигаться как пароходы и сигналить, приближаясь к пристани или удаляясь от нее или друг от друга.

     

    Игра «Вездеход»

    Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

    Оборудование: рисунок вездехода.

    Ход игры. В игру можно играть как вдвоем с ребенком, так и с группой из 3—4 детей. Все участники рассаживаются за столом. Взрослый показывает картинку с изображением вездехода и спрашивает, что это такое. Затем предлагает детям выучить небольшое стихотворение про вездеход:

     

    Вы сегодня что, проспали?

    И на поезд опоздали!

    Вы садитесь в вездеход.

    Самый лучший вездеход.

    Всюду он вас довезет.

     

    Стихотворение следует произносить немного нараспев. Взрослому необходи­мо следить за тем, чтобы дети правильно выговаривали все звуки.

     

    Игра «Поход в лес»

    Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить гласные звуки.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Декламируют стихотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

     

    Мы сегодня в лес идем (поднять руки вверх)

    И друзей с собой зовем: «Ау! Ау!» (сделать ладони рупором)

    В этот солнечный денек (руки опустить вниз)

    Я залезу на пенек: «Ух!» (прижать ладони к щекам)

    Следить за тем, чтобы все слова произносились на выдохе и нараспев.

     

    Игра «Коровка»

    Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить сонорные звуки.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Глубоко вдохнуть, на одном выдохе протяжно произнести слоги: «Моо, муу».

    Чтобы игра проходила веселее, можно читать различные забавные стишки, например:

    «Му» — коровка по утру

    Замычала на лугу.

    Травку там она жует,

    А дома молочко дает.

     

    Или:

    Рано утром пастушок

    Весело трубит в рожок,

    Коровы смотрят вслед ему

    И мычат протяжно: «Мууу» (сложить руки рупором).

     

    Игра «Дом»

    Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса, научить правильно произносить звуки.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети вместе со взрослым стоят в кругу, делают глубокий вдох, а при выдохе протяжно произносят слоги: «Динн, донн, бимм, бомм». Затем декла­мируют стихотворение, одновременно делая движения.

     

    Бим — бом! Бим — бом! (стоять на месте)

    Дружно строим вместе дом (положить руки на пояс, наклоняться вперед).

    Бим — бом! Бим — бом! (хлопать в ладоши)

    Как хорош будет наш дом! (поднять руки вверх)

    ***

    Дин — дон! Дин — дон! (стоять на месте)

    Просыпается наш слон (поднять руки вверх и потянуться).

    Старый, добрый, серый слон (положить руки на пояс).

    Дин — дон! Дин — дон! (шагать на месте)

     

    Игра «Кто дольше»

    Цель игры: развивать у детей длительность и устойчивость звучания голоса. Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети сидят на диванчике, делают глубокий вдох. При выдохе про­тяжно произносят слоги, которые состоят из согласных «м» и «н» и различных гласных: «Маммм, миммм, муммм, моммм» и т. д. Произносить слоги следует как можно дольше.

     

    Игра «Самолет»

    Цель игры: развить у детей силу голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети вместе с взрослым становятся по кругу. Затем разводят руки в стороны и покачивают ими, представив себя самолетом, и протяжно произносят звук [у]. Потом быстро опускают руки вниз и, присев, коротко говорят [у].

     

    Игра «Тихо — громко»

    Цель игры: развить у детей силу голоса.

    Оборудование: бубен или барабан.

    Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Под звуки бубна или бараба­на они начинают шагать по кругу. Если взрослый ударяет в барабан громко, то шатать нужно, высоко поднимая ноги и громко говоря: «топ — топ». При тихих ударах шагать надо как обычно и говорить тихо. Также при громких ударах сле­дует громко хлопать в ладоши, а при тихих ударах — тихо. В это время произно­сить следующие слова:

    Мы идем и топаем:

    «Топ — топ — топ».

    Мы идем и хлопаем:

    «Хлоп — хлоп — хлоп».

     

    Игра «Спуск с горы»

    Цель игры: учить детей изменять силу голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети сидят на диванчике и представляют, что они спускаются с горы вниз и считают до десяти, постепенно понижая голос. Начинать считать надо громко, а закончить уже шепотом. Затем расскажите детям, что вы поднимаетесь назад в гору и снова считаете. Только теперь начинать надо шепотом, по­степенно повышая голос.

     

    Игра «Котята»

    Цель игры: развить у детей силу голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети сидят на диванчике и читают вслух стихотворение, изменяя силу голоса в зависимости от смыслового содержания:

     

    Тише, тише

    Кот на крыше, (говорить следует почти без голоса).

    И котята чуть-чуть выше (произнести шепотом).

    Кот пошел за молоком (произнести с обычной громкостью)

    А котята кувырком.

    Кот принес всем молока, (говорить следует громко)

    Прилег довольный: «Ха! Ха! Ха!» (произнести очень громко)

    В игре можно использовать другие стихотворения, читая которые также сле­дует менять силу голоса.

     

    Игра «Жук»

    Цель игры: развить у детей силу голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает им изо­бразить жука. Для этого нужно опустить руки вниз, а затем разводить ими в сто­роны и произносить «жу» низким голосом, как будто жук только расправляет крылья и собирается взлететь. Постепенно следует поднимать руки вверх и од­новременно повышать голос. Когда руки будут на уровне груди надо произнести «жу» нормальным голосом. Далее поднять руки вверх, а слог «жу» произнести высоким голосом, ведь наш жук полетел.

    Можно разрешить детям немного покружиться.

     

    Игра «Ракета»

    Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят в кругу. Ведущий предлагает детям представить, что они превратились в ракеты. И вот ракета взлетает! Дети начи­нают протяжно произносить низким голосом звук [у], руки немного разведены в стороны. Наша ракета летит на Луну. Малыши поднимают руки вверх и протяж­но произносят высоким голосом звук [у]. Ракета приземляется на Луне. Нужно опустить руки и присесть, затем протяжно произнести низким голосом звук [у]. А теперь ракета летит домой. Выполнить все движения еще раз в том же порядке.

     

    Игра «Поезд»

    Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети вместе с взрослым стоят, выстроившись по цепочке, взрос­лый впереди. Все вместе начинают читать стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно перемещаясь по кругу, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, изображая поезд.

    Поезд мчится во весь дух:

     

    — Ух! Ух! Ух! (произносить высоким голосом) Едет — едет паровоз:

    «У-у-у-у! Я домой вас повезу» (произносить низким голосом).

     

    Игра «Ножки»

    Цель игры: развить у детей умение изменять высоту голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети сидят за столами и читают стихотворение, изменяя высоту голоса и одновременно стуча пальчиками по столу:

     

    Бегут по дорожке

    Нашей Маши ножки.

    Топ! Топ! Топ! (произносить высоким голосом и быстро и легко постукивать пальцами по столу).

    А вот папины ноги

    Идут по дороге.

    Топ! Топ! Топ! (произносить низким голосом, медленно и громко стучать по столу).

     

    Игра «Клоун»

    Цель игры: развить у детей умение изменять высоту и тембр голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети сидят за столом. Предложите им поиграть в клоуна, который изображает различных животных и предметы. Каждый ребенок по очереди ста­новиться клоуном и изображает звуки, которые издает какое-нибудь животное. Остальные дети должны угадать это животное и повторить действия ведущего. Взрослому следует помочь ведущему изобразить животное или предмет. Начи­нать игру должен взрослый, для того чтобы показать детям, как правильно изо­бражать животное или предмет. Можно предложить детям изобразить вой волка, шипение гуся, жужжание комара, мухи, пчелы, свист чайника, плачь ребенка, вой ветра, паровозный гудок, лопающиеся пузыри, крик вороны, кукушки и т. д.

     

    Игра «Сказочник»

    Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети сидят на диванчике. Предложите малышам рассказать из­вестную им сказку. Если они затрудняются, можно подсказать им такие сказки, как «Колобок», «Теремок», «Три медведя», «Пых», «Машенька и медведь» и др. Нужно рассказывать сказки по ролям, изменяя интонацию и тембр голоса. Сле­дует следить за правильным произношением всех звуков. Также необходимо следить за тем, чтобы дети, рассказывая сказку, делали вдох на паузах между фразами, а не между словами.

     

    Игра «Дождик»

    Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым и декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения:

    Дождик, дождик, лей, скорей! (стоять прямо, согнуть руки в локтях, повер­нув их внутренней стороной ладоней вверх)

    Хорошо меня полей!

    Хочется мне вырасти! (встать на носочки и поднять руки вверх)

    И не страшно сырости!

     

    Игра «Гром»

    Цель игры: развить у детей силу и плавность голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети сидят за столами и декламируют стихотворение, одновре­менно выполняя соответствующие движения:

     

    Гром гремит: Бух! Бах! (ударить ладошкой по столу)

    Все дрожит от страха (обнять себя за плечи).

    Дождь закапал: кап, кап, кап (постучать кончиками пальцев по столу).

    Нужно спрятать нам ребят (убрать руки со стола).

     

    Игра «Божья коровка»

    Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети сидят за столами и читают стишок, постепенно увеличивая темп речи:

    Читая детям стихо­творения, соблюдай­те правильный темп речи, логические ударения и нужную интонацию.

    Божья коровка,

    Полети на облачко,

    Принеси нам с неба,

    Чтобы были летом:

    В огороде бобы,

    В лесу ягоды, грибы,

    В роднике водица,

    Во поле пшеница.

     

    Игра «Дружные ребята»

    Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса.

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети становятся по кругу вместе со взрослым. Декламируют сти­хотворение, одновременно выполняя соответствующие движения и постепенно ускоряя темп речи:

     

    Мы по кругу идем, (идти по кругу медленно и так же медленно читать стихо­творение)

    Дружно песню поем.

    Поскакали по дорожке, (бежать, высоко поднимая колени, темп речи уско­рить) поднимая ножки.

    Скачем, скачем: скок да скок (говорить очень быстро).

    А потом встали и молчок! (встать и замолчать)

     

    Игра «На велосипеде»

    Цель игры: развить у детей силу и подвижность голоса,

    Оборудование: специального оборудования не требуется.

    Ход игры. Дети сидят на диване и произносят фразы сначала медленно, затем постепенно ускоряя темп речи до очень быстрого. Затем темп речи опять посте­пенно замедляется до медленного:

    Сели и поехали все быстрей,

    Быстрей, быстрей,

    Быстро съехали с горы.

    Снова в гору едем мы,

    Вот па гору поднялись,

    И довольно смотрим вниз.


     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.