Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наука как ценность. Сциентизм и антисциентизм.






Наука как ценность. Особо остро пробл. цен-ти науки стоит в наше время, когда она перешла в стадию постнеклассич. Развития (с посл. трети ХХв.). Специфика аксиосферы науки опред-ся: 1) тем, что ученый, занятые приоз-вом знаний, всегда придерживаются тех или иных цен-тей; 2) тем, что сущ-ет социальный заказ на разработку востребованных общ-вом идей.

Как духовная деятельность по произ-ву духовных знаний наука является важной ценностью, кот. существует в определенном аксиологическом пространстве. Наука возникает в той дух. атмосфере, где знание было признано. Наука оказывает существенное обратное влияние на моральные принципы и нравственную деятельность людей (мировоззренческая цен-ть науки). Научные цен-ти начинают признаваться, п.ч. несут благо. Стремление к истине с целью дать благо общ-ву и определяет ценностное нравственное содержание научной деят-ти. Продукты научного творчества втягиваются в систему производственных, экономических, политич., образовательн. и др. обществен. отн-ний. В ходе коммуникации и раскрывается значимость того, что создано учеными. Знания намечают границы дозволенного/недозволенного, одобряемого/неодобряемого. Увеличение объема знаний расширяет область того, к чему нужно стремиться. Деят-ть ученого безнравственна, если он пренебрегает объективными тенденциями, делает акцент на предвзятое мнение. Волюнтаризм, администрирование в науке несовместимы с нравственными пр-пами.

Может ли ч-к жить без науки? Нет, не может. Результаты научного творчества своеобразно проявляются в быту, материальной, духовной и военной сферах.

Можно ли согласиться, что развитие научного знания само по себе способно разрешить все нравственные проблемы? Такая позиция называется сциентистской. Сциентизм определяется как мировоззренческая установка, в основе которой лежит представление о естественнонаучном знании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии решения смысложизн-ых проблем. Согласно точке зрении сциентистов лишь при использовании результатов и методов естественных наук возможно точное знание о человеке, все другие формы обществ. сознания должны быть отодвинуты наукой на периферию к-ры. Сциентизм, т.о., — это абсолютизация возможностей науки, ее противопоставление другим сферам культуры. Противоположным сциентизму направлением мировозренческой ориентации является антисциентизм, основанный на недоверии к возможностям науки и разума, на критике научных методов познания. Предпочтение здесь отдается вненаучным средствам освоения бытия, особенно мифу, символу, искусству. Антисциентистское направление развивалось в 19 - 20 в.в. в концепциях таких мыслителей, как Ф.Шеллинг, А. Шопенгауер, С. Кьерксгор, Ф.Ницше. Сюда же примыкает А.Бергсон с его учением о художественной интуиции, имеющей, по мнению французского философа, неоспоримое преимущество перед практическим интеллектом. Раскол между сциентизмом и антисциентизмом имеет определенную объективную основу: существенное различие предметов и методов познания у естественных и социально гуманитарных наук и еще более существенное различие в методах познания у науки и вненаучных форм знания. Это предопределило, в частности, значительное расхождение науки и искусства, составивших как бы две культуры в обществе. В 1973 г. в Париже вышел сборник документов и статей под названием «Самокритика науки». В нем большое внимание уделено критике сциентизма, который рассматривается как идеология. Кредо сциентизма было представлено в сборнике в виде сов-ти мифов. Миф 1: только научное знание является истинным и объективным, лишь научное знание оказывается универсальным, повторяемым в лабораторных экспериментах и инвариантным во все времена и во всех культурах. Миф 2: объект научного познания м. быть выражен в колич. параметрах и лабораторном эксперименте. Миф 3: мечта науки — построение «механической», «формализуемой» или «аналитической» природы, редукция сложных процессов к физико-химическим процессам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.