Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные психологические концепции личности






1. Бихевиоризм, 1913г, Уотсон стимул-реакция (людей изучать с т.зр. поведения)

2. гештальтпсихология (от нем. gestalt – образ, форма) – направление, возникшее в Германии в 20-х гг. XX века. Основателями гештальтпсихологии являются М.Вертгеймер (1880 – 1943) и В.Келер (1887 – 1967), положившие начало исследованиям психики как целостного динамического образования (подобно понятию «физического поля»), которое воспроизводит ситуацию в целостных психических образах. Принцип решения проблем (ситуационно практических или когнитивных) личностью – это инсайт (внезапное, невыводимое из прошлого опыта «озарение», понимание структуры в целом), представленный способом целостного постижения мира из неразложимых сенсорных элементов. «Гештальтность» психики личности понималась как преобладание целостности ее над элементарностью психического восприятия. Поэтому психика имеет преимущество спонтанной и порой неосознанной оценки ситуации, что и заставляет личность действовать в соответствии с ней.

3. Психоаналитические концепции личности –это группа теорий, созданная немецким психологом и психиатром З.Фрейдом (1856 – 1939), получила дальнейшее развитие во многих учениях («индивидуальной психологии» А.Адлера (1870 – 1937), «аналитической психологии» К.Юнга (1875 – 1961), «эгопсихологии» Анны Фрейд, Э.Эриксона и др.). Суть психоаналитической концепции Фрейда заключается в выдвинутой им гипотезе существования важнейшего по значимости и давлеющего по объему личностной подструктуры психики – бессознательного. Именно последнее определяет психику личности и самым серьезным образом влияет на сознание. «Сознание – это вершина айсберга, бессознательное – все остальное» – писал З. Фрейд. Структура психики личности включает три подструктуры, взаимосвязанные и взаимодействующие между собой: «Оно» (Ид), «Я» (Эго), «Сверх – Я» (Супер-Эго). «Оно» – «бессознательное» – подструктура, психические процессы которой протекают на основе неосознаваемых глубинных инстинктивных влечений, побуждений, биологических потребностей. «Оно» являет продуктом биологической жизни, унаследованной человеком от животных предков, с одной стороны, и результатом сложившихся отношений с «Я» и «Сверх – Я» – с другой.

4. Транзактно-аналитическая концепция личности (Э.Берн) является оригинальным направлением, продолжающим развитие идей психоанализа в сфере межличностных отношений и внутренних трансакций (взаимодействий) эго-состояний личности. Остановимся на структурном анализе эго-состояний, более подробно с теорией можно познакомиться, прочитав источник. Структурный анализ эго-состояний основан на гипотезе о психологической структуре личности, включающей в себя три эго-состояния: дитя, взрослый, родитель. «Дитя» – психика «удовольствия». Психологическая пристройка снизу вверх.

5. «Теория черт» личности создана американским психологом Г.Олпортом (1897 –1967). В этом направлении серьезно работали Р.Кеттел, Г.Дж.Айзенк, Р.Мейли. Согласно этой концепции личность представляет собой целостную систему независимых друг от друга черт психики. Полный набор подобных самостоятельных черт личности и является предметом исканий концепции «черт». Главный метод исследования – опрос и тестирование.

6. Гуманистическая концепция личности представлена в работах американских психологов К.Р.Роджерса (1902 – 1987) и А.Х.Маслоу (1908 – 1970). Личность в этой концепции описывается в терминах «смысл жизни», «ценности», «идеалы», «мотивы», «реализация целей», «самоактуализация» и других, имеющих гуманистический смысл. Отметим лишь важнейшие для гуманистической психологии разработки мотивации (Маслоу) и «Я – концепции» (Роджерс). Развитие личности – это прогрессивное становление потребностей на пути самореализации ее. Если развитие личности блокируется на уровне базовых потребностей, то они становятся для нее ведущими. Поэтому социальные условия и материальный быт личности предопределяет возможности личности к самоактуализации (осуществление полной реализации личностных задатков и предрасположенности).

7. «Деятельностная теория» в отечественной психологии. С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, К.А.Абульханову-Славскую, А.В.Брушлинского. Данная теория имеет ряд общих черт с другими теориями (поведенческой, гуманистической, когнитивной и др.). Согласно «деятельностной теории» отрицается биологическое наследование личностных черт. Главным источником развития личности, согласно этой теории, является деятельность. Деятельность понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта (активного человека) с миром (с обществом), в процессе которого и формируются свойства личности – считал А.Н.Леонтьев. Сформированная личность (внутреннее) в дальнейшем становится опосредующим звеном, через которое внешнее оказывает слияние на человека (С.Л.Рубинштейн). Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется в течение всей жизни в той мере, в какой человек включен в социальную деятельность («личность столько стоит, сколько умеет что-либо делать, созидать»). Основное место в структуре личности занимает сознание. Развитие сознания личности в онтогенезе связано также с деятельностью и общением. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.

ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Для анализа возникновения и развития личностных черт разделим факторы, оказывающие влияние на формирование личности, на следующие типы: 1) биологическая наследственность; 2) физическое окружение; 3) культура; 4) групповой опыт; 5) уникальный индивидуальный опыт. Проанализируем влияние этих факторов на личность. Эти факторы в полной мере проявляются в процессе социализации личности.

Помощь и коррекция. Термин " развитие личности" (личностный рост) означает формирование социально значимых личностных качеств и устранение психологических условий, препятствующих этому. Можно через тренинги личностного роста, через коммуникативные тренинги и т.д. Хороша здесь психотерапия (помощь в процессе становления и личностного роста) и псих-ое консультирование (помощь в оринтации среди альтернатив возможного решения; консультирование мб чисто информационное, ориентационное, а также направленое на изменение отношений личности к себе и к своей жизненной ситуации. Консультирование чаще всего используется при возникновении экзистенциальны кризисов, м/л конфликтов, семейных или проф. проблем.).

Психологическая коррекция- это направленное психологическое воздействие на личность с целью обеспечения её полноценного развития и функционирования (значит, сначала надо провести диагностику, а потом уже коррекцией). ПК опирается на определение понимания «нормы и патологии»; мб междисциплинарный подход.

Два подхода:






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.