Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Позиция






Позиция означает устоявшуюся тенденцию реагировать определенным образом в определен­ных ситуациях, это — устойчивое, предсказуемое и привычное отношение к определенным объектам действительности. Позиция включает в себя три типа компонентов: ментальные, или когнитивные; эмоциальные, или аффективные; бихевиористичес-кие, или поведенческие.

Константность позиции и ее устойчивость по от­ношению к переменам опирается как раз на эти составляющие части. Так как позиция означает тен­денцию реагировать, речь идет об укоренившемся, глубоко личностном свойстве, не столь легко под­дающемся трансформациям. Нестабильность пози­ции, частое ее изменение, это тоже позиция — кон­формизм, или лицемерие, или прегибкость. Кроме того, позиция, безусловно, связана с ценностями, так как индивид формирует свою позицию, руковод­ствуясь тем, что представляется ему ценным, а от­сюда, более широко, прослеживается связь позиции с культурой вообще, так как ценностные притяза­ния определяются культурным уровнем индивида: каков культурный уровень индивида (ив целом — какова его личность) — таковы и ценности, како­вы ценности — такова и позиция.

Позиции относительно некоторых вещей весьма кристаллизованы, зато относительно других вещей этого не наблюдается: эти вещи не воспринимают­ся настолько важными, чтобы по отношению к ним был бы выработан определенный образ отношения. Поэтому позиции последнего типа довольно легко трансформируются. Они не воспринимаются как личные, затрагивающие интересы личности, поэтому и отношение к ним менее заинтересованное, более индифферентное. Зато кристаллизованные позиции чрезвычайно стабильны и поддаются изменениям с трудом, т. к. они важны не только для социума в целом, но и для личности как таковой, а все лич­ностное весьма устойчиво.

Исходя из определения позиции, ее изменение означает изменение наклонности реагирования ин­дивида. Изменение может происходить или в струк­туре, или в содержании позиции. При исследова­нии позиции внимание главным образом уделяется изменениям в ее содержании, однако стоит иссле­довать позиции в полной совокупности их свойств. Социологи иногда пользуются терминами «струк­тура» и «содержание» позиции, полагая под пер­вым некую регламентацию реагирования — рамки, а под вторым — реальное наполнение, т. е. само реагирование. Например, отношение индивида к ре­лигии тесно связано с ценностями, т.е. воспитание и прочие факторы могут влиять на содержание.

Милтон Рокич (Milton Rokeach, 1973) счита­ет, что ценности и позиции, а также в этом же ря­ду и такие ненаучные факторы, как поверья, обра­зуют функционально интегрированную систему. Перемены в любой части системы влияют на целое и приводят к изменению поведения. По его опреде­лению, позиция — относительно стабильная система идей и поверий, касающаяся объекта или ситуации, которая определяет тип реагирования индивида. Рокич приписывает поверьям те же самые компо­ненты: когнитивность, эффективность и бихевио-ристичность, которые выше были определены как компоненты позиции.

Позиции, таким образом, по М. Рокичу, связаны или с ценностями, или с поверьями. Изменение позиции происходит в результате изменения цен­ностей или поверий.

В определении и установлении позиций использу­ются разные методы. Один из них, часто используе­мый, — это метод опроса, при котором респонденты должны реагировать на предлагаемые утверждения. В зависимости от их реакции определяются их по­зиции. В определении позиций обычно обращается внимание на их частотность, силу и стабильность, что изображено на прилагаемом графике.

Легче всего изменить позиции, находящиеся в точ­ках А и В, которые не интенсивны по силе и, сле­довательно, по стабильности. Стабильные и сильные позиции могут стать взглядами, мнениями, убежде­ниями, предрассудками и стереотипами, касающи­мися различных сфер или проблем.

Норма

Норма — правило поведения, которое принято какой-то социальной группой и которое данная группа контролирует санкциями. Наиболее очевид­ные нормы: этические, эстетические и правовые. Нормы определяют, как надо или необходимо по­ступать, более широко — каким должен быть че­ловек как член социума. Нормы представлены в различных запретах и разрешениях, приказах и призывах, просьбах и рекомендациях.

Само понятие нормы предполагает единообраз­ное поведение людей, так как «нормативное» пове­дение направляется общими ценностями и оценками. Наличие норм проявляется как социальное дав­ление, требующее определенного поведения. Если правила поведения, требуемые социальным давле­нием, нарушаются, следует социальная санкция. Санкция может быть как наказанием или мерой принуждения, например за нарушения закона, так и поощрением, в том случае, если отклонение от нормы было в позитивную сторону.

У. Самнер (W. Sumner) различает в нормах моральные обычаи, законы и народные обычаи. Мо­ральные обычаи можно считать результатом тра­диции, и большинство одобряет их. Они не вызы­вают сомнений, пока не столкнутся с отличными от них моральными обычаями другого общества или общности. Народные обычаи трудно отделить от мо­ральных, и их часто рассматривают как одно и то же. Законы -- это нормы поведения, утвержденные законодательством.

Единообразное поведение — следствие принуди­тельности существующих норм. Чем более рас­плывчаты нормы, касающиеся поведения, тем по­ведение более индивидуально. Есть непреложные нормы, соблюдение которых делает человека чле­ном социума. Если он отвергает эти нормы (на­пример «не убий»), он классифицируется как «от­клоняющийся» индивид, но и здесь по разным культурам и типам обществ нет единых норм.

Соблюдение же других, не столь обязательных норм, нивелирует индивидуальность. Такие нормы, как обычаи' и даже мода, также регламентируют про­явление индивидуальности. Соотношение индиви­дуального и общего — специальная социологичес­кая проблема.

Э. Дюркгейм (Е. Durkheim) внес в социологию понятие «аномия», что, по его определению, озна­чает ненормативное состояние в обществе или груп­пе, возникающее тогда, когда желания и ожидания людей превышают реальные возможности их осу­ществления и когда между ценностными целями и разрешенными методами существует противоре­чие. Аномия касается культуры и структурных свойств общества в целом, а не частных человечес­ких свойств.

Аномия — это состояние, при котором общест­во не может дать индивиду регулирующих норм, или же состояние, при котором в обществе вообще не существует норм относительно некоторых вещей. Наиболее типично возникновение аномии в связи с социальными переменами. Аномия, как правило, свидетельствует о дефиците порядка и контроля на уровне общества. Ее сопровождает и явление «от­чуждения», положение, при котором индивид не способен влиять на какие-либо решения, принима­емые властями и касающиеся его самого. Отчуж­дение свидетельствует о тех трудностях, которые встречаются индивиду на пути самореализации.

В реальной жизни существуют официальные и неофициальные нормы. При этом под неофици­альными нормами имеются в виду нигде не установ­ленные правила поведения, которые приняты, так сказать, молчаливым согласием и считаются само собой разумеющимися. Например, дружба предпо­лагает определенные, в общем довольно жесткие, правила взаимного поведения; это неписаные пра­вила, но их нарушение «карается» не менее стро­го, чем нарушение неких официальных норм, — потерей дружбы, лишением друга. Даже такое «со­циальное взаимодействие» как любовь, несмотря на большую трансцендентность, чем дружба, имеет, как правило, свои нормы и законы. Любая нор­ма — официальная или неофициальная — всегда обязывает. Наряду с нормами поведение индивида регулируется также убеждениями и принципами, например религиозными убеждениями и полити­ческими принципами.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.