Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инновационная направленность руководителя






По степени развития творческого отношения к работе руководители делятся на пассивных и активных. Пассивные используют в основном прин­ципы деятельности, выработанные другими, замыкаются преимущественно на своих подчиненных, пытаясь контролировать все их действия. В повсе­дневной работе такие руководители ограничиваются решением узких про­блем. Они берутся лишь за то, что служит их карьере и позволяет «набирать очки», да и здесь, боясь риска, действуют только по схеме «так, чтобы на­верняка», не пытаются расширить кругозор, а нехватку знаний и идей по­полняют заимствованием их у своих подчиненных.

Руководитель активного типа не сидит на месте, стремится к испыта­ниям, полностью отдает себя работе. Он обладает четкими жизненными ус­тановками, требователен к себе и окружающим, стремится к совершенству. Такой руководитель постоянно находится в гуще жизни, непрерывно выра­батывает и пересматривает принципы деятельности в соответствии с обста­новкой. Он стремится конструктивно использовать любые, даже конфликт­ные, ситуаций, не боясь, риска и ответственности. Активный руководитель ищет и устанавливает контакты с окружающими, поощряет самостоятель-


ность подчиненных, дает им возможность выдвинуться. У активного руково­дителя есть все необходимые задатки для того, чтобы стать лидером коллек­тива, совмещающим в себе официальное признание руководства и неофици­альное - подчиненных.

Как известно, вся человеческая деятельность подразделяется на репро­дуктивную и продуктивную. Репродуктивная деятельность всегда осуществ­ляется по отработанной схеме, то есть является алгоритмизированной, и на­правлена на получение уже известного результата известными средствами, тогда как продуктивная связана с разработкой качественно новых целей и средств деятельности, а потому всегда включает в себя элемент творчества.

«Нововведение», или «инновация» - понятие относительно новое. Оно обозначает как процесс качественного изменения чего-либо, осуществляе­мый осознанно, так и результат этого изменения — новшество. Введенное в активный научный оборот экономистами, занимающимися исследованиями научно-технического прогресса, данное понятие в настоящее время приобре­ло междисциплинарный статус. Это связано с тем, что нововведения, пони­маемые как комплексный процесс создания, распространения и использова­ния нового практического средства (новшества) для новой или лучшего удовлетворения уже известной потребности людей, порождают существен­ные изменения в различных структурах общественной системы: технико-технологической, социально-экономической, правовой, организационно-управленческой, социальной, социально-психологической, которые стано­вятся объектом внимания соответствующих специалистов.

Любые нововведения имеют объективные предпосылки для своего по­явления. Под воздействием закономерных тенденций и процессов, происхо­дящих в обществе, формируются новые потребности, которые уже не могут быть удовлетворены за счет имеющихся способов и продуктов деятельности людей. В этой ситуации и возникают инновационные проблемы, решение которых возможно лишь путем конструирования новых способов и продук­тов, то есть благодаря некоторой специфической, предметнопреобразующей

деятельности людей.

Одним из важнейших факторов, обуславливающих успех внедрения новшеств, является отношение руководящих работников к новому или нали­чие «чувство нового». Доказано, что поддержка новаций «ключевыми людь­ми» организации является важным условием успешности их осуществления. Коллектив очень чувствителен к настрою руководства на вводимые новше­ства.

Выделяется пять типов руководителей, различающихся по уровню

своей направленности на инновационную деятельность.

1. Консервативный. Характеризуется такими признаками, как ори­ентация на привычные, многократно проверенные на практике способы ра­боты; к новому относится с предубеждением; если инициатива идет сверху,

старается достойно ее обойти или максимально растянуть сроки.


2. Декларативный. Такой тип руководителя на словах — за любое
новшество, на деле же отличается от предыдущего лишь тем, что проводит в
жизнь нововведения, не требующие больших затрат труда, энергии, риска.

3. Колеблющийся. Характеризуется боязнью нововведений; его
решения в этой области зависят от того, под влиянием кого из своих бли­-
жайших помощников он находится; склонен к смене своей позиции.

4. Прогрессивный. Постоянно ищет новые, более эффективные пу-­
ти достижения целей организации; обладает развитым чувством нового, пе-­
редового; часто идет на разумный риск.

5. Одержимый. Характеризуется стремлением к постоянным изме­-
нениям и перестройкам; он все время что-то меняет, не утруждая себя глубо-­
ким обоснованием вносимых изменений; реализует новшества методом
проб и ошибок.

К характерным чертам творческого человека с обостренным чувством нового относятся большая гибкость, чуткость и заинтересованность. Гиб­кость обеспечивает ему открытость мышления и принятие новых идей (сво­их и окружающих его людей). Чуткость дает возможность обращать внима­ние на многочисленные вещи, на которые обыкновенный человек внимания не обращает. Творческий человек обладает большой фантазией и способно­стью использовать ее, но при этом остается способным очень рационально и логически осмыслить появившиеся замыслы.

Приведем перечень наиболее характерных черт, отличающих творче­ского руководителя. Они подразделяются на две группы: одна характеризует непосредственно личность руководителя, другая составляет его рабочую ха­рактеристику.


В. Рабочая характеристика:

хорошо чувствует проблемы; весьма терпим и хорошо переносит неясность и сложность ситуации; хорошо ориентируется в реальной обстановке; настой­чив; критичен, скептичен, точен; очень хорошо выражает мысли (устно и письменно); гибок и адаптивен к изменениям, готов к экспериментированию; оригинальность и необыденность замыслов; способен быстро выдвигать большое количество новых идей и конструктивных предложений; способен развивать воспринятые идеи, способен к выработке концепций; независим в суждениях (в том числе при внешнем давлении); менее авторитарен, не лю­бит авторитарно-директивное руководство; инициативен; высокие темпы ра­боты, весьма активен, расходует много энергии, высокая внутренняя моби­лизация; не находит удовлетворения в рутинной работе; обладает способно­стью к высокоабстрактному и теоретическому мышлению; способен учится на ошибках; работает одновременно над несколькими проблемами; при не­удачах не падает духом; умеет проводить различие между творческим и кри­тическим мышлением; аналитичен, не спешит с выводами, избегает скоро­спелых суждений.

От руководящего работника требуется умение окружить себя людьми с развитыми творческими способностями. Его задача заключается не только в выявлении всего нового, передового или же в собственных разработках нов­шеств и их реализации в возглавляемом коллективе, но и в руководстве (и это главное) возникновением, разработкой и реализацией нововведений.

В результате исследований выяснилось, что одни работники принима­ют вводимое новшество сразу, тогда как другие - лишь спустя какое-то вре­мя. По быстроте восприятия нововведений выделено пять категорий ра­ботников, и установлено их статистическое распределение в коллективах (рис. 2).


 








© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.