Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Роль и функции руководителя






Роль руководителя - это форма его поведения в коллективе, в отделе, в организации.

Современный руководитель выступает в нескольких ролях (рис.1): - управляющий, облеченный властью, руководящий большим коллек­тивом;

—лидер, способный вести за собой подчиненных, используя свой авто-­
ритет и высокий профессионализм;

—дипломат, устанавливающий контакты с партнерами и властями, ус-­
пешно преодолевающий внутренние и внешние конфликты;



—воспитатель, обладающий высокими нравственными качествами, спо-­
собный создать коллектив и направлять его развитие;

—новатор, понимающий роль нововведений в современных условиях,
умеющий оценить и без промедления внедрить любое новшество;

—просто человек, обладающий высокими знаниями, способностями,
уровнем культуры, честный, решительный и в то же время рассудитель-­
ный, способный быть образцом во всех отношениях.

В процессе управления руководитель осуществляет ряд функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и собствен­ной работы; распределение заданий и инструктаж подчиненных; контроль за исполнением; подготовка отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление с новинками, выдвижение и рассмотрение новых идей и пред­ложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчи­ненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.


Принятие решений - главная функция руководителя, которую выпол­няют президент фирмы, председатель правления, ищущие новые пути дости­жения целей и берущие на себя всю ответственность за риск; ее выполняет руководитель, ответственный за распределение ресурсов и организационную работу, или представитель фирмы, ведущий переговоры.

Работа руководителя характеризуется большим разнообразием дейст- вий (до 200 видов в день) и мест их осуществления, широкими коммуника­циями внутри и вне организации, быстрой сменой событий, действий и

людей.

Выполняя свои повседневные обязанности, руководитель общается с различными категориями лиц. Прежде всего - это партнеры, которые неред­ко могут быть весьма сложными в общении, выдвигающими несуразные тре­бования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга. В деловом общении с ними следует выражаться четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, излагать мысли кратко. Ставя какую-либо проблему, лучше сразу же предлагать варианты ее решения, чтобы на­чальник не занимался решением проблемы от начала до конца. С подчинен­ными общение должно быть доверительным и доброжелательным: от них в решающей степени зависит судьба руководителя. И наконец, руководитель постоянно общается с коллегами — руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может, поэтому здесь особенно необ­ходимо уметь вести переговоры, торговаться и убеждать.

В процессе коммуникации (общения, взаимодействия) руководитель координирует работу групп людей и упрощает диалог между ними, обеспе­чивает прием, передачу и обработку различного рода информации.

Руководители высшего звена обычно являются номинальными глава­ми, координаторами, представителями, определяют цели и основные прин­ципы деятельности. Руководители среднего звена чаще всего выступают в качестве генераторов идей, представителей на переговорах, координаторов деятельности своих подчиненных, определяют их функциональные обязан­ности и цели, ведущие к совершенствованию производственного процесса. Руководители низшего звена ближе всего находятся к исполнителям. Цели для них формируются на ближайшую перспективу непосредственными ру­ководителями и ориентированны на повышение производительности труда и повышение квалификации отдельных работников. В отличие от предыдущих категорий управленцев они решают вопрос не «что делать?», а «как делать?». С точки зрения работы с подчиненными (контактности) выделяют не­сколько типов руководителей.

Первый тип: те, кто большую часть времени, примерно две трети, тра­тит на своих подчиненных, и только одну треть - на осуществление внешних

связей.


Второй тип: те, кто уделяет тому и другому примерно одинаковое ко­личество времени.

Третий тип: те, кто осуществляет только вертикальные контакты с на­чальством и подчиненными, но не желает общаться с коллегами своего уровня.

Четвертый тип: те, кто сторонится вообще всех контактов.

Первый и второй типы руководителей хороши для оперативного управления, четвертый - для стратегического, третий тип руководителя во­обще не отвечает требованиям, предъявляемым к современным управ­ляющим.

Выстраивая свои отношения с подчиненными, руководитель должен уметь правильно оценить свои возможности, возможности и поступки под­чиненных, обладать здоровым оптимизмом и уверенностью в себе. Он дол­жен уметь определить объем своих служебных полномочий, иметь возмож­ность действовать независимо от руководства, уметь побуждать людей к ис­полнению, творчеству, должен терпимо относиться к слабостям людей и не­терпимо ко всему, что препятствует успешному решению стоящих перед ним и коллективом задач. Он должен считаться с желанием подчиненных до­биться определенного положения, знать и способствовать реализации их идеалов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.