Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Изложите основные принципы номинализма У. Оккама.






В изложении самого Оккама этот принцип записан так: «entia поп sunt multi plicanda prea ternecesitatem» (Сущностей не следует умножать сверх необходимого). Если мы, к примеру, интересуемся проблемой воз­никновения Вселенной и станем допускать, что Вселенную создал Бог, то такое предположение и будет излишним, его надо отбросить. Ибо если Бог создал Вселенную, то обязательно возникает вопрос: «А кто создал Бога?, кто создал того, кто создал этого Бога?» и так до бесконеч­ности. К тому же перенесение вопроса из «Кто создал...?» на Бога созда­ет дополнительные трудности. Вместо решения проблемы о возникно­вении Вселенной мы теперь вынуждены решать дополнительные и еше более сложные вопросы: «А почему это Бог создал Вселенную?»; «А по­чему именно такую, именно такого вида, а не другую и не другого вида?» Таким образом, излишние предположения не помогают, а только ус­ложняют решение научных проблем.

3. Что понимает автор под универсалиями?

В одном смысле «единичное» обо­значает все то, что есть одно, а не многое. Тогда те, кто считает универса­лию неким свойством ума, которое может сказываться о многих вещах (представляя не себя, а эти многие вещи), должны признать, что любая универсалия поистине и на деле есть единичное, ибо, подобно тому как всякое слово, каким бы общепринятым оно ни было, поистине и на деле единично и одно по числу, ибо оно одно, а не многое, так и интенция души, обозначающая множество вещей, поистине и на деле единична и одна по числу, ибо она одно, а не многое, хотя и обозначает многие вещи. В другом смысле под именем «единичное» понимается то, что одно, а не многое и по своей природе не таково, чтобы быть знаком многих вещей. И если понимать «единичное» так, то никакая универсалия не есть единичное, ибо универсалия по своей природе такова, что служит знаком многих вещей и сказывается о многих вещах. Необходимо знать, что универсалии бывают двух видов: универсалия по природе, то есть естественный знак, который может сказываться во многих вещах, подобно тому, как дым указывает на огонь, стон — на страдания больно­го, смех — на внутреннюю радость; и такая универсалия есть лишь ин­тенция души, и потому никакая субстанция вне души и ни одна акци­денция вне души не есть такая универсалия. Другой вид — это универса­лия по установлению. В этом смысле и произнесенное слово, которое есть некое качество, представляет собой универсалию, ибо оно знак, установлены и для обозначения множества вещей.

Р. Бэкон// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 224 -225.

1. Какое место отводит автор науке в системе человеческих знаний о мире?

Оно ос­новывается на неотъемлемых от нее свойствах, благода­ря которым она, помимо других наук, выведывает тайны природы соб­ственными силами. Состоит оно в двух вещах, а именно в познании бу­дущего, прошедшего и настоящего и в удивительных делах, превосходя­щих в способности суждения общераспространенную аст­рономию. Ибо Птолемей во вводной книге «Альмагеста» говорит, что есть другой, более верный путь, чем путь общераспространенной астро­номии. И это путь опыта, идущего дорогой природы, которому следуют многие из заслуживающих доверия философов, как Аристотель и мно­жество тех, кто рассуждал о небесных светилах, как он сам сказал и как мы знаем из собственного опыта, которому нельзя противоречить. Надо иметь в виду, что хотя и другие науки дают много удивительного, однако все, что обладает удивительной пользой для государства, принадлежит главным образом к опытной науке. Ибо эта наука относит­ся к другим так, как искусство мореплавания к умению править повоз­кой или как военное искусство к простому ремеслу. Ибо она предписывает, как делать удивительные орудия и как, создав их, ими пользовать­ся, а также рассуждает обо всех тайнах природы на благо государства и отдельных лиц и повелевает остальными науками, как своими служанка­ми, и поэтому вся сила умозрительной мудрости приписывается в осо­бенности этой науке.

2. Что дает наука человеку? Какая от нее польза?

Таким образом, очевидна удивительная польза этих трех наук в этом мире для божьей церкви в ее борьбе против врагов веры, которых скорее следует одолеть усилиями мудрости, чем военными орудиями, каковы­ми обильно и с успехом пользуется антихрист, дабы растоптать и смять всякую силу мира сего, и каковыми пользовались тираны прошлых вре­мен для покорения мира, что известно из бесчисленных примеров.

Н. Кузанский// Практикум по философии: В 2-ух ч. Ч.1. – Мн., 2004. – С. 233 – 236.

1. Как взаимосвязаны Бог и мир?

Бог един, пребывает в единой Вселенной; Вселенная пребываете универсальной совокупности вещей, опреде­ляясь в них. Бог, простейшее единство, существует в единой Вселенной, в порядке следствия через посредство Вселенной пребывает во всех вещах, а множество вещей через посредство единой Вселенной — в Боге.

Философ: Что скажешь ты о душе мира? То, что Платон назвал душой мира и Аристотель — природой, есть Бог, создающий все во всем; и он творит в нас ум.

Простец: Думаю, что душой мира Платон назвал то, что Аристо­тель— природой. Но я полагаю, что эта душа и природа есть не что иное, как Бог, который все во всем создает и которого мы называем ду­хом всего в совокупности.

2. Какую цель должен преследовать процесс познания?

Знает по-настоящему тот, кто знает свое незнание. И тот почитает истину, кто знает, что без нее не может ни чем бы то ни было обладать, ни существовать, ни жить, ни понимать. Но последняя точность сочетаний в телесных вещах и однозначное приведение неизвестного к известному настолько выше человеческого разума, что Сократ убедился, что он знает только о своем незнании; премудрый Соломон утверждал, что все вещи сложны и неизъяснимы в словах. Поскольку это так, то ясно, что все, чего мы желаем познать, есть наше незнание. Если мы сможем достичь этого в полноте, то достигнем знающего незнания. Для самого пытливого человека не будет более совершенного постижения, чем явить высшую умудренность в собственном незнании, всякий окажется тем ученее, чем полнее уви­дит свое незнание.

3. В чём заключается богоподобие человека?

Бог, творец Вселенной, равен всякому бытию, и Вселен­ная сотворена по Его подобию. Это высшее равенство каждому бытию будет тогда всеми вещами абсолютным образом, а та — высшая человеческая природа соединится с Ним, и, значит, тот же Бог, приняв в себя человечность, через эту человечность будет каждой вещью также и конкретно, подобно тому как Он равен всякому бытию абсолют­но. Человек, благодаря такому соединению существующий, как к своей ипостаси, в этом максимальном равенстве всякого бытия, будет Сыном Бога, то есть Словом, которым все создано, — самим равенством бытия, носящим имя Сына Божия, и все-таки не перестанет быть сыном чело­веческим.Поскольку Бог пребывает во всем так, что все в Нем, Он не утрачивает своего равенства всякому бытию при соединении с человечностью Иису­са. Но соединение это максимально, потому что максимальный человек не может пребывать в Боге иначе как тоже максимально. Значит, в Иису­се, который тем самым равен всякому бытию, как в божественном Сыне; среднем лице Троицы, пребывают и вечный Отец, и Святой Дух, и все существует в Нем, как в Слове, и все творение содержится в Его верхов­ной и всесовершенной человечности, которая свернуто заключает в себе все, что только может существовать тварного во Вселенной.

4. Как философия Николая Кузанского повлияла на научную концепцию Николая Коперника?

Философия Н. Кузанского носила на себе явственные следы бого­словия, но она подтолкнула ученых к нетривиальному решению тех про­блем астрономии, которые вызваны недостатками геоцентрической си­стемы Птолемея; он создал ту атмосферу научного поиска в естествозна­нии, которая привела к разработке Николаем Коперником гелиоцентри­ческой картины мира. По сути Коперник в своей гелиоцентрической системе высказал то, что ранее сделал Кузанский. Но если выводы Ку­занского носили сугубо умозрительный, теологический характер, то Коперник доказал их, пользуясь непререкаемыми научными фактами.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.