![]() Главная страница Случайная страница Разделы сайта АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста
Дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку - это главное условие профилактики агрессивности. Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают: · обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой; · обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева; · отработка навыков общения в конфликтных ситуациях; · формирование таких качеств как эмпатия и доверие; · работа с родителями агрессивных детей. Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции [24]. Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу. Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии. Данные, полученные исследователем Холтом свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических заболеваний таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное - уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев поможет упражнение «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева» [29]. Забиваем Сайты В ТОП КУВАЛДОЙ - Уникальные возможности от SeoHammer
Каждая ссылка анализируется по трем пакетам оценки: SEO, Трафик и SMM.
SeoHammer делает продвижение сайта прозрачным и простым занятием.
Ссылки, вечные ссылки, статьи, упоминания, пресс-релизы - используйте по максимуму потенциал SeoHammer для продвижения вашего сайта.
Что умеет делать SeoHammer
— Продвижение в один клик, интеллектуальный подбор запросов, покупка самых лучших ссылок с высокой степенью качества у лучших бирж ссылок. — Регулярная проверка качества ссылок по более чем 100 показателям и ежедневный пересчет показателей качества проекта. — Все известные форматы ссылок: арендные ссылки, вечные ссылки, публикации (упоминания, мнения, отзывы, статьи, пресс-релизы). — SeoHammer покажет, где рост или падение, а также запросы, на которые нужно обратить внимание. SeoHammer еще предоставляет технологию Буст, она ускоряет продвижение в десятки раз, а первые результаты появляются уже в течение первых 7 дней. Зарегистрироваться и Начать продвижение Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка - это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский, духовный смысл. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке, задаются вопросы. Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он -- Творец. Для снятия физического напряжения ребёнка использовать игры с песком, водой и глиной. Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача [36]. Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте. Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком [29]. Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке для родителей». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, воспитателю можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком Представим далее практические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике агрессивного поведения: 1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка. 2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения. 3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки. Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
Попробуйте сервис онлайн-записи VisitTime на основе вашего собственного Telegram-бота:— Разгрузит мастера, специалиста или компанию; — Позволит гибко управлять расписанием и загрузкой; — Разошлет оповещения о новых услугах или акциях; — Позволит принять оплату на карту/кошелек/счет; — Позволит записываться на групповые и персональные посещения; — Поможет получить от клиента отзывы о визите к вам; — Включает в себя сервис чаевых. Для новых пользователей первый месяц бесплатно. Зарегистрироваться в сервисе 4. Наказания не должны унижать ребёнка. 5. Обучать приемлемым способам выражения гнева. 6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события. 7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей. 8. Развивать способность к эмпатии. 9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка. 10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях. 11.Учить брать ответственность на себя. 12. Родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению с ними теплых отношений, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность. Эти рекомендации адресуются не только родителям, но и педагогам, работающим с детьми [39]. Таким образом, можно сделать следующие выводы: 1. Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья дошкольников. 2. Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей. 3. Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития. При разработке приемов коррекции необходимо: оказывать педагогическую помощь ребенку не только в налаживании внешнего (делового) плана его отношений с другими детьми, но и в регулировании внутреннего (межличностных отношений). В ходе экспериментального изучения выделены конфликт в операциях и конфликт в мотивах, соответственно чему в экспериментальной части разрабатывались два типа психолого-педагогических приемов, направленных на решение двух этих задач: задача в случае конфликта в операциях решалась путем совершенствования операциональной стороны игровой деятельности; при конфликте в мотивах – с помощью воздействия на мотивационную сторону игры. - Принятие групповых решений. Многие решения в ходе игры принимают всей группой; дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли. - Усиление понимания, сочувствия – приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства. - Формирование самостоятельности группы. Прием основан на выходе воспитателя из группы, когда детям предоставляется полная свобода действий, причем они не могут обратиться к взрослому за помощью и все ответственные решения должны принимать самостоятельно.
Заключение Немало исследователей как в нашей стране, так и за рубежом занимались вопросом детской агрессии, никто из них не пришёл к однозначному выводу. Данный факт является показателем того, насколько рассматриваемая проблема сложна и многогранна и, таким образом, одного универсального решения быть не может. Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива. Давайте попробуем разобраться в том, что в жизни ребенка провоцирует его на агрессивность. Агрессия может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться. У него создается иллюзия смелости. Выполненный анализ показал, что на возникновение и развитие агрессивности у дошкольника может влиять целый ряд негативных факторов и биологического, и социального генезиса. Психологическими источниками агрессивного поведения дошкольника могут быть свойства его темперамента, проявленные в несдержанности, вспыльчивости и т. д. Но всё же одна из основных причин детской агрессивности кроется в неблагополучных взаимоотношениях дошкольника с окружающим его миром, сверстниками, членами семьи, воспитателями. Проявление агрессивности, следовательно, является результатом: 1) неудовлетворенности дошкольника содержанием общения с членами семьи и со сверстниками; 2) невысокого социального статуса дошкольника в группе; 3) отсутствия успеха в совместной со сверстниками деятельности; 4) неудовлетворенной потребности в популярности. Недостатки семейного воспитания, определенные как психологическими качествами родителей, так и нарушением отношений между членами семьи, выступают одной из основных причин агрессивного поведения у ребенка. Сфера взаимоотношений детей в семье и в детском коллективе представляет для них основной источник напряжений, хронических конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развития, создать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие. В процессе выполнения курсовой работы была изучена научная литература по теме детской агрессии; было пояснено понятие детской агрессивности, выявлены психологические особенности детей, склонных к агрессии; были определены основные источники и причины детской агрессивности, а также было проведено эмпирическое исследование, имеющее целью определение возможности снижения уровня агрессии детей дошкольного возраста. По результатам исследования были сделаны необходимые выводы. Таким образом, были решены все поставленные задачи и достигнута цель курсовой работы, состоявшая в исследовании проблемы агрессивности детей дошкольного возраста.
Список использованной литературы 2. Бабосов Е.М. Конфликтология – Мн.: Народная асвета, 2001. – 390 с. 3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 380 с. 4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. – М.: Академия, 2002. – 134 с. 5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 210 с. 6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с. 7. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: Тандем, 2000. – 316 с. 8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 280 с. 9. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Академия, 2001. – 375 с. 10. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С.37-42. 11. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. – М.: МГППУ, 2003. – 42 с. 12. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384с. 13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры// Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4. – С.29-33. 14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с. 15. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. – 115 с. 16. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 110 с. 17. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 130 с.. 18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996. – 523с. 19. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. – Т.1 (А-Л) / Под ред.В.Г.Панова. – М.: БРЭ, 1993. – 560 с. 20. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками// Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С.167-174. 21. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 160 с. 22. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. – М.: Академия, 2001. – 67 с. 23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1989. – 390 с. 24. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – 260 с.
|