Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-содержательные аспекты профилактики агрессивности детей дошкольного возраста






Дошкольники нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная задача воспитателей в оказании посильной и своевременной помощи ребёнку - это главное условие профилактики агрессивности.

Направления профилактической работы в ДОУ с дошкольниками включают:

· обучение агрессивных детей способам саморегуляции, умением владеть собой;

· обучение дошкольников приемлемым способам выражения гнева;

· отработка навыков общения в конфликтных ситуациях;

· формирование таких качеств как эмпатия и доверие;

· работа с родителями агрессивных детей.

Представляется необходимым на ранних стадиях развития личности обучать цивилизованным способам выхода гнева и саморегуляции поведения, чтобы уже к 5-6 годам у ребенка сформировалась правильная социальная ориентация, развилась способность к адаптации и саморегуляции [24].

Основными способами снижения агрессивности детей дошкольного возраста являются: игры, хоровое пение, участие в самодеятельности; творческая деятельность (лепка, рисование, пересказ, придумывание сказок, сочинение стихов); песочная терапия; сказкотерапия, аутогенная тренировка; упражнения на устойчивость к стрессу.

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Агрессивных же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо. Поэтому, если агрессор сможет посочувствовать жертве, его агрессия в следующий раз будет слабее. Именно с этой целью в работе с агрессивным ребёнком используются упражнения по формированию чувства эмпатии. Данные, полученные исследователем Холтом свидетельствуют о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических заболеваний таких, как крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень и др. Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Важно научиться самим и научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших о себе что-то приятное - уменьшается желание действовать агрессивно. Помочь детям доступным способом выразить гнев поможет упражнение «Мешочек для криков» или игра «Обзывалки», «Листок гнева» [29].

Сказкотерапия как способ преодоления агрессивности используется в работе с детьми дошкольного возраста. Сказка - это образ, принадлежащий и взрослому миру и миру ребёнка. В каждой сказке заложен философский, духовный смысл. На занятиях могут использоваться народные или авторские художественные сказки, затем идёт обсуждение по сказке, задаются вопросы.

Песочная терапия помогает ребёнку с помощью построения песочных картин отразить все свои переживания, негативные чувства на песке. Ребёнок выступает организатором среды, где чувствует себя комфортно и защищенно, где у него есть собственное пространство, где он -- Творец. Для снятия физического напряжения ребёнка использовать игры с песком, водой и глиной.

Ребёнку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь психолога и врача [36].

Работа с родителями предполагает индивидуальную работу в форме консультаций и обучения эффективным способам общения со своим ребёнком (например, тренинг детско-родительских отношений); групповую в виде родительских собраний и просвещения, т.е. информирования об агрессивности в детском возрасте.

Работу с родителями агрессивных детей целесообразно проводить в двух направлениях: информирование (что такое агрессия, каковы причины ее появления, чем она опасна для ребенка и окружающих) и обучение эффективным способам общения с ребенком [29].

Необходимую для себя информацию родители могут получить на лекциях, консультациях и в «Уголке для родителей». Когда мать или отец осознают необходимость коррекционной работы с ребенком, воспитателю можно начинать их обучение эффективным способам взаимодействия с ребенком

Представим далее практические рекомендации для родителей и педагогов по профилактике агрессивного поведения:

1. Быть внимательным к нуждам и потребностям ребёнка.

2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.

3. Быть последовательным в наказаниях ребёнка, наказывать за конкретные поступки.

4. Наказания не должны унижать ребёнка.

5. Обучать приемлемым способам выражения гнева.

6. Давать ребёнку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.

7. Обучать распознаванию собственного эмоционального состояния и состояния окружающих людей.

8. Развивать способность к эмпатии.

9. Расширять поведенческий репертуар ребёнка.

10. Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.

11.Учить брать ответственность на себя.

12. Родителям уделять больше внимания своим детям, стремиться к установлению с ними теплых отношений, а на определенных этапах развития сына или дочери проявлять твердость и решительность.

Эти рекомендации адресуются не только родителям, но и педагогам, работающим с детьми [39].

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Общее в работе с агрессивными детьми основано на повышении принятия себя и других, что способствует снижению индивидуального и группового уровня агрессивности и улучшению здоровья дошкольников.

2. Важнейшим условием эффективной профилактики становления агрессивных форм поведения является изменение отношения к окружающим людям и выработку социальных навыков решения проблем неагрессивным путём. Такие изменения маленьких агрессоров медленно, но верно ведут к искоренению факторов, предрасполагающих агрессивных детей к опасным выпадам против других людей.

3. Профилактическая работа с семьёй агрессивного ребёнка предполагает восстановления доверительных отношений с родителями агрессивного ребёнка, формирование родительских просоциальных норм, установок, а также привлечение к активному взаимодействию семьи в предупреждении агрессии со стороны их ребёнка. Необходимо отметить, что недостаток ласки, внимания, доброты в раннем детстве ведёт к снижению эмпатии и усилению агрессивности, дефицит родительского тепла ребёнок испытывает на всех последующих этапах своего развития.

При  разработке  приемов  коррекции  необходимо:
1. изучать социальную ситуацию развития ребенка: конкретные отношения со сверстниками группы, удовлетворенность ими, отношения с воспитателями и родителями;

оказывать педагогическую помощь ребенку не только в налаживании внешнего (делового) плана его отношений с другими детьми, но и в регулировании внутреннего (межличностных отношений). В ходе экспериментального изучения выделены конфликт в операциях и конфликт в мотивах, соответственно чему в экспериментальной части разрабатывались два типа психолого-педагогических приемов, направленных на решение двух этих задач: задача в случае конфликта в операциях решалась путем совершенствования операциональной стороны игровой деятельности; при конфликте в мотивах – с помощью воздействия на мотивационную сторону игры.
2. Необходимо использовать игротерапию в форме терапии отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.
3.Наряду со специальными играми большое значение в коррекции имеют приемы неигрового типа, которые также помогают налаживанию бесконфликтного  общения  между  детьми:
- «Ритуальные действия» (ритуалы приветствия и прощания; групповое пение; обмен впечатлениями после игры);

- Принятие групповых решений. Многие решения в ходе игры принимают всей группой; дети сами решают, когда надо закончить игру и перейти к другой, сами распределяют роли.

- Усиление понимания, сочувствия – приемы на умение слушать друг друга, объяснять свои чувства.

- Формирование самостоятельности группы. Прием основан на выходе воспитателя из группы, когда детям предоставляется полная свобода действий, причем они не могут обратиться к взрослому за помощью и все ответственные решения должны принимать самостоятельно.

 

Заключение

Немало исследователей как в нашей стране, так и за рубежом занимались вопросом детской агрессии, никто из них не пришёл к однозначному выводу. Данный факт является показателем того, насколько рассматриваемая проблема сложна и многогранна и, таким образом, одного универсального решения быть не может.

Среди существующих нарушений у детей дошкольного возраста данная проблема самая распространенная. Детская агрессивность выражается в готовности к поведению, которое противоречит нормам поведения в обществе и может приводить к нанесению физического и морального ущерба. При этом дети дошкольного возраста, проявляющие агрессивное поведение, чаще всего, не имеют самого агрессивного мотива. Давайте попробуем разобраться в том, что в жизни ребенка провоцирует его на агрессивность. Агрессия может возникать и как механизм самозащиты, как проявление страха или тревоги в тех случаях, когда ребенок видит реальную или мнимую опасность. Проявляя агрессивность, ребенок стремится защитить себя, оградить от того, с чем он по-другому не может справиться. У него создается иллюзия смелости.

Выполненный анализ показал, что на возникновение и развитие агрессивности у дошкольника может влиять целый ряд негативных факторов и биологического, и социального генезиса. Психологическими источниками агрессивного поведения дошкольника могут быть свойства его темперамента, проявленные в несдержанности, вспыльчивости и т. д. Но всё же одна из основных причин детской агрессивности кроется в неблагополучных взаимоотношениях дошкольника с окружающим его миром, сверстниками, членами семьи, воспитателями. Проявление агрессивности, следовательно, является результатом:

1) неудовлетворенности дошкольника содержанием общения с членами семьи и со сверстниками;

2) невысокого социального статуса дошкольника в группе;

3) отсутствия успеха в совместной со сверстниками деятельности;

4) неудовлетворенной потребности в популярности.

Недостатки семейного воспитания, определенные как психологическими качествами родителей, так и нарушением отношений между членами семьи, выступают одной из основных причин агрессивного поведения у ребенка.

Сфера взаимоотношений детей в семье и в детском коллективе представляет для них основной источник напряжений, хронических конфликтов, психологических проблем и трудностей, поэтому очень важно для сохранения психического здоровья дошкольника, успешного его развития, создать необходимые комфортные социально-психолого-педагогические условия, обеспечивающие его эмоциональное благополучие.

В процессе выполнения курсовой работы была изучена научная литература по теме детской агрессии; было пояснено понятие детской агрессивности, выявлены психологические особенности детей, склонных к агрессии; были определены основные источники и причины детской агрессивности, а также было проведено эмпирическое исследование, имеющее целью определение возможности снижения уровня агрессии детей дошкольного возраста. По результатам исследования были сделаны необходимые выводы. Таким образом, были решены все поставленные задачи и достигнута цель курсовой работы, состоявшая в исследовании проблемы агрессивности детей дошкольного возраста.

 

Список использованной литературы
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: Юнити, 2000. – 545 с.

2. Бабосов Е.М. Конфликтология – Мн.: Народная асвета, 2001. – 390 с.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.

Фельдштейна – М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. – 380 с.

4. Валеев Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования: Учебное пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов. – М.: Академия, 2002. – 134 с.

5. Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя детского сада/ Сост. А.К.Бондаренко, А.И.Матусик. – М.: Просвещение, 1983. – 210 с.

6. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2001. – 320 с.

7. Громова О.Н. Конфликтология: Курс лекций. – М.: Тандем, 2000. – 316 с.

8. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – М.: Академия, 2000. – 280 с.

9. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. – М.: Академия, 2001. – 375 с.

10. Коломинский Я.Л., Жизневский Б.П. Социально-психологический анализ конфликтов между детьми в игровой деятельности // Вопросы психологии. – 1990. - № 2. – С.37-42.

11. Маврина И.В. Развитие сотрудничества дошкольников в образовательном процессе: Учебно-методическое пособие. – М.: МГППУ, 2003. – 42 с.

12. Микляева Н.В., Микляева Ю.В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 384с.

13. Михайленко Н.Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры// Дошкольное воспитание. – 1989. - № 4. – С.29-33.

14. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. – М.: Тривола, 1995. – 360 с.

15. Панфилова М.Ф. Игротерапия общения. – М.: ТОО «ИнтелТех», 1995. – 115 с.

16. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. – М.: Педагогика, 1988. – 110 с.

17. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. – М.: Педагогика, 1988. – 130 с..

18. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в образовании. – М.: Владос, 1996. – 523с.

19. Российская педагогическая энциклопедия в двух томах. – Т.1 (А-Л) / Под ред.В.Г.Панова. – М.: БРЭ, 1993. – 560 с.

20. Смирнова Е.О., Гуськова Т.В. Исследование общения дошкольников со сверстниками// Вопросы психологии. – 1986. - № 4. – С.167-174.

21. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Владос, 2003. – 160 с.

22. Солдатова В.С. Нарушения отношений со сверстниками у дошкольников. Игровые методы диагностики и коррекции. – М.: Академия, 2001. – 67 с.

23. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Просвещение, 1989. – 390 с.

24. Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В. Запорожца. – М.: Просвещение, 1995. – 260 с.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.