Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Природоохранные затраты и их эффективность. Вид специфика, Источники финансирования природоохранных затрат.






    Экономическая эффективность природоохранной деятельности означает ее результативность, то есть соотношение между результатами и обеспечившими их затратами на природоохранные мероприятия. Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды необходима для наиболее рационального использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов предприятия. Она служит:

    для оценки уже полученных выгод (или невыгод);

    для выбора наиболее целесообразного варианта природоохранного проекта;

    для определения объема затрат, необходимых для достижения оптимальных эколого-экономических результатов.

    Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды необходима для наиболее рационального использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов предприятия

    Оценка общественно необходимой величины природоохранных затрат основывается на выборе принципиальной позиции в отношении затрат на поддержание качества среды по трем направлениям:

    1) экстенсивное, сторонники которого считают сложившуюся практику техногенной экспансии неизбежной, а природоохранные усилия неэффективными, бесполезными и даже замедляющими экономический рост; такой подход, трактуемый как технокртический, минимизирует и оценки экологического ущерба и природоохранные затраты;

    2) экономическое, представители которого, ограничивают природоохранные затраты сопоставлением с текущими экономическими результатами на основе нормативных требований, опирающихся на временно согласованные эмиссии и другие нормы;: природоохранных затрат, согласованных с реальными возможностями затратной экономики, он основан на совершенных экологических нормативах и, как правило, принимает долговременные эффекты в результате, недооцениваются экономические убытки, вызванные логическим неблагополучием. Именно в рамках экономического подхода разработаны методы расчета экономического ущерба, наносимого загрязнением,

    3) глобальное, которое опирается на идею эколого-экономической сбалансированности и строится на полном учете экономических, экологических и социально-экологических составляющих в рамках долговременной природоохранной стратегии общества. По оценкам экономистов, совокупные затраты, рантирующие сохранение качества среды обитания должны составлять 8—10% ВНП. Для России эта величина должна быть существенно выше, поскольку состояние экономики кризисное.

    Зачастую выбросы прекращаются только с ликвидацией предприятий. В любом случае переработка отходов и очистка вредных примесей требует дополнительных затрат, которые называются природоохранными издержками, одновременно при утилизации отходов мож­но получить экономический эффект. Обезвреживание выбросов С02 полезно не только с точки зрения охраны природы, но и в процессе производства получается серная кислота, после утилизации которой, можно получать дополнительный доход.

    В развитых странах предприниматели, осуществляющие природоохранные мероприя­тия пользуются налоговыми льготами, при подтверждениисумма налогов уменьшается на сумму природоохранных издержек.

    Производственный процесс и жизнь человека сопряжены с образованием вредных от­ходов, которые попадают в окружающую природную среду. Изменение природной среды приводит к ухудшению условий жизнедеятельности человека, т.е. вызывает снижение уров­ня жизни, с другой стороны уменьшает производственные возможности. Люди, живущие в неблагоприятных экологических условиях, больше устают, чаще болеют, наложение этих факторов приводит к возникновению ущерба.

    Источники финансирования природоохранных мероприятий

    Основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды являются бюджеты Российской Федерации, автономных областей, автономных округов, областей, краев и местных органов самоуправления. К ним также относятся Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.
    Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающих проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным
    Актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности.
    Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности.

    Федеральный экологический фонд - внебюджетная государственная организация, осуществляющая свою деятельность под общим руководством правления, сформированного Минприроды РФ. Основной задачей фонда является финансирование всех видов природоохранной деятельности, имеющих общефедеральное и межрегиональное значение. Средства фонда формируются за счет отчислений предприятиями всех организационно-правовых форм в виде платы за нормативные и сверхнормативные выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия.

    Плата за загрязнение окружающей природной среды является одним из видов платности в использовании природных ресурсов и имеет три значения: компенсационное, стимулирующее и экологическое.

    Во-первых, плата за загрязнение направлена на компенсацию вреда, причиняемого природной среде, здоровью человека, материальным ценностям.

    Во-вторых, установленная плата взимается в бесспорном порядке за счет прибыли или себестоимости продукции предприятия-загрязнителя и на этой основе должна стимулировать сокращение выбросов, сбросов вредных веществ. Это главный ключ экологизации хозяйственной деятельности, с помощью которого можно сделать охрану окружающей природной среды экономически выгодным делом.

    В-третьих, платежи за загрязнения служат главным источником образования и пополнения внебюджетных экологических фондов, средства которых используются для оздоровления и охраны окружающей природной среды. В этом проявляется экологическое значение платы.

    Законом предусматривается три вида платы за загрязнение: за выбросы, сбросы вредных веществ в пределах установленных лимитов; за выбросы, сбросы вредных веществ сверх установленных норм; за

    размещение отходов.

    Порядок установления платы состоит из трех этапов - определение базовых нормативов платы;

    дифференцированных ставок: конкретных размеров платы за загрязнители.

    Платежи за выбросы и размещение отходов производятся за счет себестоимости продукции, а платежи за превышение лимитных загрязнений - за счет чистой прибыли предприятия-загрязнителя. Перечисление средств производится предприятием в сроки, которые согласовываются с территориальными органами охраны окружающей среды.

    Из общей суммы 10 % платежей подлежит перечислению в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Минприроды РФ, а остальные 90 % - в экологические фонды согласно установленному проценту зачисления,

     

    Кроме перечисленных выше источников образования экологических фондов, могут быть дополнительно привлечены следующие источники:
    ? платы по искам в возмещение ущерба;
    ? штрафы за нарушение природоохранного законодательства, экологических норм, правил и стандартов;
    ? средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, а также от продажи незаконно добытых с их помощью продукции и природных ресурсов;
    ? средства, получаемые в виде дивидендов, процентов по вкладам от долевого участия в деятельности совместных предприятий, иных юридических лиц и кредитов;
    ? доходы от издательской, хозяйственной, коммерческой и иной деятельности;
    ? средства от проведения денежно-вещевых лотерей и различных благотворительно-экологических мероприятий;
    ? прибыль от средств, размещенных в качестве депозитов в банках;
    ? средства из иных источников, не противоречащих существующему законодательству;

    ? добровольные взносы.

    Экологические фонды предприятий. В перспективе предполагается их формировать за счет отчислений от прибыли, а также других поступлений. Прибыль, направляемая в ли фонды, не подлежит налогообложению. Средства данных фондов необходимо использовать для осуществления природоохранных мероприятий до достижения выбросами установленных стандартов.

    Для начала необходимо ввести систему экономического стимулирования природоохранной деятельности, включающую льготное налогообложение, льготное кредитование и субсидирование проектов по охране природы, ускоренную амортизацию природоохранных основных фондов.

    Система налоговых льгот должна включать:

    уменьшение налогооблагаемой прибыли при осуществлении природоохранных мероприятий;

    налоговые льготы для предприятий, выпускающих природоохранное оборудование, материалы и реагенты, приборы и оборудование для экологического мониторинга, а также оказывающих производственные услуги экологического характера (эксплуатация городских водоочистных сооружений, сбор, утилизация и захоронение бытовых отходов, строительство, реконструкция природоохранных объектов и т. п.).






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.