Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малокомплектная школа как образовательное учреждение: сущность, особенности, история, понятия






По данным Большой советской энциклопедии малокомплектная школа – это «средняя, восьмилетняя, начальная общеобразовательная школа без параллельных классов с небольшим контингентом учащихся (до 100 человек), организуемая в небольших населённых пунктах для осуществления всеобщего обязательного обучения. В начальной М. ш. один учитель может работать одновременно с несколькими классами в одном учебном помещении (что определяет специфику учебного процесса — значительный объём самостоятельной деятельности учащихся), в 4—10-х — занятия ведутся с каждым классом отдельно. М. ш. существуют в большинстве стран» [БСЭ, 2008].

Малокомплектная школа – это единственный культурный, образовательный центр села. Задача этой школы заключается в том, чтоб все население села было грамотным, привить им чувство прекрасного, патриотизм. Пока школа существует, село живет.

Малокомплектная сельская школа отличается: небольшим количеством учеников; отсутствием параллельных классов; наличием классов, где ученики обучаются разных возрастов; учитель – всесторонний профессионал, ведет уроки, в которых не специализирован; часто у таких школ слабая материальная база.

Не так давно малокомплектную школу считали «вторым сортом», где нельзя достичь качественного образования, сегодня же напротив специалисты считают, что и эта школа имеет свои плюсы. Дело в том, что в этой школе мало учащихся, что дает учителю спросить каждого ученика. Небольшой класс, где обучаются дети разных возрастов, создает условия для развития воспитания и обучения младших школьников, возможность их общения. В таких условиях младшие школьники быстрее схватывают тему урока, а старшие вспоминают пройденный материал.

Из-за небольшого количества учеников и педагогов, малокомплектная школа - сплоченный коллектив, одна семья. Межличностные отношения в этом коллективе теплые, нет серьезных правонарушений. Все друг другу доверяют, помогают.

К сожалению, встречается немало трудностей в работе такой школы. В первую очередь это профессиональные кадры. Нет таких вузов, чтоб они выпускали учителей – универсалов. В педагогических учреждениях подготовка учителей должна быть направлена не только на полную общеобразовательную школу, но и на то, чтобы будущий учитель мог работать в малокомплектной школе.

Во-вторых, это методы, программы, организация учебного процесса. Все это ложится на хрупкие плечи педагога, он должен творчески, разумно подойти к этой проблеме.

В-третьих, это материальное положение школ. Процессы, которые сейчас происходят в обучении (различные технологии, всяческие лаборатории) приводят к снижению статуса малокомплектных школ. Если анализировать образование в малокомплектной школе, то можно сделать выводы, что она претерпевает всяческие кризисы и нуждается в помощи в первую очередь со стороны государства.

В связи с этим был принят в Пермском крае закон от 12.03.2014 N 308-ПК " Об образовании в Пермском крае" (принят ЗС ПК 20.02.2014): «Статья 12. … 2. Для малокомплектных образовательных организаций и образовательных организаций, расположенных в сельских населенных пунктах и реализующих основные общеобразовательные программы, нормативные затраты в сфере образования должны предусматривать в том числе затраты на осуществление образовательной деятельности, не зависящие от количества обучающихся, в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Пермского края. К малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из их удаленности от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся». [Закон Пермского края от 12.03.2014 N 308-ПК " Об образовании в Пермском крае" (принят ЗС ПК 20.02.2014)]

На выездном заседании в Чернушинском районе 5 октября 2012 года министром образования Пермского края Раисой Кассиной были приведены данные, что в Пермском крае в сельской местности насчитывается 471 школа, из них 364 – малокомплектные.

Малокомплектных школ становится все меньше. Это связано с ликвидацией старых зданий, которые не могут получить лицензию или те, где мало количество обучающих. В основном стараются сохранять школы: сделать капитальный ремонт и объединить вокруг крупного филиала. Также реализуются программы «Учительский дом», проект «Мобильный учитель».[zsperm.ru]

Программа «Учительский дом» - это модель малокомплектной школы, детского сада и квартиры для учителей. Программа решает проблемы функционирования малокомплектных школ, предоставление качественного дошкольного образования детям из небольших отдаленных населенных пунктов.

Проект «Мобильный учитель» решает проблему кадрового дефицита учителей в малокомплектной школе. С учителем подписывают договор о работе в нескольких школах с нагрузкой не менее 18 часов и передают в личное пользование автомобиль. [Пермский региональный сервер. Новости]

В-четвертых, в связи снижением статуса малокомплектной школы не всегда удается ее полностью укомплектовать учителями – предметниками. Один учитель берет на себя несколько предметов, в которых не компетентен, в процессе он сам обучается вместе со своими учениками. Это приводит к низкому качеству знаний. Но другого пути у школы нет.

Основоположником малокомплектных школ является Николай Александрович Корфа (1834-1883гг.). Он создал деревенские земские трехлетние школы. Они быстро распространились в России и просуществовали до первых лет советской власти.

Учитель такой школы одновременно занимался с одним классом устно, а другому классу давал письменные задания.

В 1918 году издаются основополагающие документы, определяющие школьное строительство: «Положение о единой трудовой школе», «Основные принципы единой трудовой школы». Эти документы определяли политику и идеологию просвещения и образования, типологию школ, их структуру, национальную направленность. Обучение в национальных школах велось на родном языке. [Учебно-методический комплекс дисциплины. Методика обучения в малокомплектной школе.Уральск 2012 г.]

В истории развития малокомплектных школ России можно выделить 5 этапов: XIX – начало XX вв., 1917 – 1930 гг., 1930 – 1958 гг., 1958 – 2001 гг., 2001 – 2007 гг. Из-за изменений роли государства, общественного сознания, в итоге сформировалась такая классификация, где четко видны «падения и взлеты» данного вида школ на селе.

Начало зарождения различных сельских школ приходится на XIX – начало XX вв.

В период реформ Александра I сельская школа была отделена от городской. Сельская школа стала считаться особым типом обучающего учреждения. Под влиянием идей европейского Просвещения стали создаваться школы для крестьянских детей при дворянских усадьбах. [Егоров С.Ф. «История педагогики в России», c.262]. В середине 30-х гг. XIX в. в создании сельских школ стало принимать участие и государство.

Второй этап связан с либеральными реформами Александра II. К этому периоду относятся «Положения о начальных народных училищах», «Положения о земских учреждениях» (1864 г.), это привело к созданию земских школ. [Каптерев П.Ф. «История русской педагогики», с.113].

С 60-х гг. XIX в. образовывается народная школа. На ее появление повлияла масса крестьян, которые сами подыскивали себе учителей, собирали средства на их содержание, приспосабливали помещения для обучения. Основным типом XIX – начало XX вв. являлась начальная школа. Самыми распространенными типами школ были сельские одноклассные и двухклассные народные училища и городские училища, которые подчинялись Министерству народного просвещения, а одноклассные и двухклассные духовно-приходские школы Священному Синоду.

В постреволюционный этап старая церковная система была отвергнута и в результате деятельности Наркомпроса на их месте в 1918 г. сформировались «единые трудовые школы». В этот период сельская школа ознаменовалась как начало взаимосвязи обучения учащихся и ознакомлением их с производственной деятельностью взрослых в колхозах, совхозах, на машинно-тракторных станциях. [Трегубова Н.В. О малокомплектных и малочисленных школах России: историко–теоретический аспект. Т.10, № 9, 2015, с.229 ]

После 1929 года произошел перелом и модификация системы образования на селе. Массовое отлучение детей от школ социально неблагополучных сословий: кулаков, середняков, детей народных училищ, бывших земских деятелей, сельского духовенства, кустарей, ремесленников и др. [Хрестоматия по истории советской педагогики. М., 1978]. Это привело к торможению образования на селе.

В 1930–1958 гг. произошла унификация системы образования, стандартизация подготовки педагогических кадров. В 50-х гг. в результате малочисленности учащихся стали соединять классы в один кабинет с одним педагогом. В стране был веден массовое сокращение сельских школ, что привело исчезновению многих сел, а также закрытие многих ферм, сельскохозяйственных предприятий, обезлюдели многие заселенные территории страны.

1. Сельская школа вынуждена была перейти на городские стандарты и программы. Из-за этого забылись вековые традиции взаимоотношений между учителями и учеником, учителями и родителями, крестьянский уклад. В результате произошло отторжение родителей от школы. Родители перестали участвовать в жизни школы. Сельская школа перестала являться культурным центром села как прежде. Отношения между учителями и учениками поменялись, больше нет ощущений большой семьи. [Войтеховская М.П., Сазонова Н.И. статья «Историко-педагогический анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX начала XXI века// Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 12. С.35]

Вначале 80-х гг. правительство пытается сохранять малокомплектные сельские школы из-за потребностей сельскохозяйственного производства и сельскохозяйственных кадров.

Такая ситуация в отечественном образовании привела к принятию Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности РФ (2002 г.). Курс на уничтожение малокомплектных школ и объединение их в более крупные имеет свои негативные стороны.

Во-первых, закрытие школ лишает село очага культуры и образования, что приводит к массовой миграции населения. Во-вторых, закрытие малокомплектных школ и перевод учащихся в школы-интернаты – отрыв детей от семьи, обычного уклада жизни. В-третьих, экономические проблемы на транспортировку детей, размещение, питание. Кроме этого имеются еще другие проблемы: бездорожье, значительная удаленность населенных пунктов друг от друга.

Работа в малокомплектной сельской школе – это большой труд. Учителя в такой школе удерживает только любовь к детям. Учителю нужно быть творческой, терпимой личностью, наполненным профессионализмом во всех сферах деятельности.

Учебный процесс в малокомплектной школе в начальных классах обусловлен тем, что один учитель одновременно может работать с несколькими классами в одном помещении. Трудность заключается в том, что это дети разных возрастов, у них разные учебные программы. Несомненно, учителю приходится тщательно готовиться к уроку, правильно организовывать учебный процесс, подбирать нужные методы, рационально использовать время на все классы. В малокомплектной школе учителю приходиться в день готовиться к 8 – 12 урокам.

Работа с несколькими классами одновременно имеет ряд недостатков:

1) Внимание учителя рассредоточено на два, а то и три класса;

2) Учитель пол урока работает с классов, а вторую половину класс работает самостоятельно;

3) При самостоятельной работе ученики не всегда могут получить нужную им помощь от учителя;

4) Ученики вынуждены работать в условии, когда у другого класса ведется беседа или учитель объясняет тему урока;

5) Ученики на протяжении урока не имеют возможности много говорить, рассуждать, не учатся отстаивать свое мнение, выражать свои мысли, чувства.

Также можно выделить и плюсы:

1) В классе мало учеников, поэтому учитель за урок может спросить, проверить каждого ученика;

2) Учитель может узнать индивидуальные особенности каждого ученика, их семейное благополучие;

3) При меньшей численности учеников, учитель меньше времени тратит на проверку тетрадей;

4) Хорошая дисциплина;

5) Учитель начальных классов может широко применять межпредметные связи.

Для улучшения учебного процесса существуют два способа объединения классов в комплекты: смежный и разновозрастной. В начальной школе оптимальными классами – комплектами считаются: 2+3, 3+4 и 2+4. Класс-комплект не должен превышать 25 человек.

С педагогической точки зрения наиболее эффективным способом является разновозрастной класс – комплект. Здесь можно вести урок переменно, т.е. сначала с одним классом поработать, а во время их самостоятельной работы с другим.

Первый класс лучше не соединять в классы–комплекты. У первоклассников происходит адаптация к школьной жизни. Для них это сильное психическое напряжение, которое влияет на физиологическое здоровье и поведение.

2. В двухкомплектной школе разумно соединить классы-комплекты таким образом: 1+3 и 2+4. Большое внимание учителя уделяется 1 и 2 классам, а 3 и 4 классы занимаются в основном самостоятельной работой. [Подласый И.П. «Педагогика начальной школы». Учебник для студентов педагогических училищ и колледжей. M.: Владос, 2008. - 464 с.]

Главной особенностью малокомплектных школ является самостоятельная работа учеников. В обычной городской школе на самостоятельную работу отводится примерно 20% от всего урока, когда в МКШ около 50%. Чем занять учеников, что дать на самостоятельную работу? Самостоятельная работа должна соответствовать требованиям программ, она должна быть выполнима учениками. С 1 класса учить детей к самостоятельной работе – это наивысшее достижение учителя. Дети сами могут найти ответы на свои вопросы, смогут работать с разными литературными, научными источниками, дидактическими пособиями выделяя самое главное, конкретное для себя. Такая работа будет приоритетной и в высших учебных заведениях, где большую часть обучения студенты добывают знания сами.

В настоящее время проблема малокомплектных школ до конца не решена. Остается надеяться, что в соответствии Концепцией модернизацией МКШ при осуществлении сетевого взаимодействия, нормативно-подушевого финансирования и повышения оплаты педагогического труда, образование можно будет получить в любой точке страны, вне зависимости, где ты находишься.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.