Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Физическое развитие






Важным показателем здоровья и социального благополучия является физическое развитие – это совокупность морфологических и функциональных признаков, которые определяют физическую работоспособность человека на определённом этапе его жизни.

К показателям физического развития относятся:

1. Соматометрические – измерения длины, массы тела, окружности головы, грудной клетки;

2. Соматоскопические – оценки строения тела по внешним признакам;

3. Физиометрические – изучение функций организма с помощью физических приборов.

Только руководствуясь совокупностью этих показателей, можно установить уровень физического развития ребёнка.

Для оценки состояния здоровья ребёнка необходимым критерием является соответствие темпов физического развития возрастной норме. Учёные доказали, что как опережение, так и отставание в росте и развитии ребёнка неблагоприятно отражается на состоянии организма в целом. В конце XIX– начале XX вв. было отмечено ускорение темпов роста и развития у детей. В 1935 году Е. Кохназвал это явление акселерацией. В соответствии с её масштабами выделяют:

- внутригрупповую акселерацию – это ускорение возрастного развития путём сдвига морфогенеза на более ранние этапы онтогенеза (увеличение размеров тела и наступление созревания в более ранние сроки по сравнению со сверстниками);

- эпохальную акселерацию – ускорение развития по сравнению с прошлым веком.

Среди возможных причин акселерации на первое место выдвигают:

1. Изменение в питании – увеличение количества полноценных белков и натуральных жиров на душу населения, более регулярное потребление овощей и витаминов.

2. Более сильную инсоляцию по сравнению с прошлым периодом (гелиогенная теория).

3. Изменение климата – более холодный климат стимулирует рост.

4. Раздражающее воздействие темпов городской жизни: дополнительное освещение, электромагнитные колебания, влияние СМИ на раннее интеллектуальное и сексуальное развитие (урбанистическая теория).

5. Новые формы и методы воспитания и образования, спорт и физическое воспитание способствуют более раннему развитию.

6. Усиление миграции, расширение географии брака, результатом которых становится проявление гетерозиса. Гетерозис (от греч. heteroiosis — изменение, превращение) – «гибридная сила», ускорение роста и увеличение размеров, повышение жизнестойкости и плодовитости гибридов первого поколения. Во втором и последующих поколениях гетерозис обычно затухает.

Многие учёные считают, что акселерацию вызывает комплекс всех выше перечисленных факторов.

В последнее время наблюдается тенденция к ретардации – замедлению (задержке) темпов физического развития. Возможно, сказывается накопление экологических и социальных факторов риска (отравление организма вредными веществами из окружающей среды, алкоголем и табаком).

 

Вопросы для обсуждения

1. Почему для развития организма необходимо взаимодействие с окружающей средой?

2. Перечислите анатомо-физиологические системы, которые составляют организм человека:

3. Каковы механизмы регуляции функций организма?

4. Что такое процессы роста и развития?

5. Способы достижения надежности биологических систем?

6. Чем определяется гетерохронность в развитии систем организма?

7. Перечислите этапы возрастной периодизации?

8. Каковы критерии биологического возраста?

9. Какие показатели физического развития используют для антропометрических измерений?

10 Может ли среда повлиять на развитие детского организма?

11. Дайте определение явлениям акселерации и ретардации, каковы их причины?

12. Что такое школьная зрелость? Критерии школьной зрелости.

Объясните значение терминов: анатомия, физиология, возрастная физиология, клетка, ткань, орган, организм, онтогенез, рост, развитие, саморегуляция, внутренняя среда организма, системогенез, функциональная система, наследственность, изменчивость, возрастная периодизация, соматотропический метод, соматометрический метод, физиометрический метод, акселерация, ретардация, школьная зрелость, адаптация, дезадаптация.

 

Задание 1. Заполните таблицу 2. Сформулируйте выводы по таблице.

Таблица 2






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.