Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Регуляция деятельности






АНАТОМИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

 

Учебное пособие

 

Пенза – 2015


УДК

 

 

Р е ц е н з е н т ы:

 

 

Анатомия и возрастная физиология: учеб. пособие / О.А. Догуревич, Г.А. Сугробова, О.Н. Васина. – Пенза: ПГУ, 2015. – с.

ISBN

 

Представлены теоретические материалы, вопросы и задания для самоконтроля по учебной дисциплине «Анатомия и возрастная физиология».

Книга написана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и программой преподавания дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» для студентов педагогического института.

 

ISBN © Пензенский государственный университет, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Предисловие………………………………………………………….  
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ…………………………………………..    
Тема 1. Общие закономерности роста и развития детского организма……    
Раздел 2. РЕГУЛЯТОРНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА И ИХ ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ…………………………………………..    
Тема 2. Анатомия и физиология нервной системы……………………………    
Тема 3. Эндокринология. Репродуктивная система. Половое созревание…..    
Раздел 3. ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВНД) И СЕНСОРНЫЕ СИСТЕМЫ…………………………………………………    
Тема 4. Высшая нервная деятельность и ее возрастные особенности……….    
Тема 5. Анатомия и возрастная физиология анализаторов…………………...    
Раздел 4. МОТОРНЫЕ И ВИСЦЕРАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА…………………………………………………………………    
Тема 6. Опорно-двигательный аппарат (ОДА)………………………………….    
Тема 7. Система крови и кровообращение…………………………………….    
Тема 8. Пищеварительная система человека. Обмен веществ..………    
Тема 9. Дыхательная система. Система выделения: мочевыделительная система, кожа…………………………………………..    
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ………………………………………………  
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………..  

Предисловие

 

Дисциплина «Анатомия и возрастная физиология» относится к базовой части математического и естественнонаучногоцикла. Изучение данной дисциплины базируется на знании общеобразовательной программы по биологии.

В пособии рассмотрены закономерности возрастных анатомических и физиологических изменений, особенности индивидуального развития детей и подростков, гигиенические требования к организации образовательного процесса в школе. Основное внимание уделено строению и функционированию нервной системы, психофизиологическим особенностям организма в различные периоды онтогенеза. Материалы пособия ориентированы на формирование у студентов систематизированных знаний в области анатомического строения и функционирования организма ребенка

Содержание пособия соответствует новому Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования по всем педагогическим специальностям.

Цель освоения дисциплины «Анатомия и возрастная физиология» – формирование систематизированных знаний в области анатомического строения и функционирования организма ребенка на различных возрастных этапах развития для сохранения здоровья в образовательном процессе и внеурочной деятельности, а также развитие общечеловеческих качеств, формирование общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций личности выпускника.

Цель настоящего пособия – оптимизация подготовки студентов по дисциплине «Анатомия и возрастная физиология», концентрация их внимания на основных изучаемых вопросах, теоретическая подготовка к выполнению практических работ, на которых проводится углубленное изучение основного материала и частных закономерностей.

Пособие включает теоретический материал по темам, предусмотренным государственным стандартом, каждая из которых включает следующие рубрики:

– " Материалы лекции" (текст, таблицы, рисунки, схемы);

– " Вопросы для обсуждения" (подготовка к практическим работам);

– " Объясните значение терминов";

– " Задания" (обязательное оформление самостоятельной работы в тетради);

– " Темы докладов, сообщений, презентаций" (индивидуально, по выбору преподавателя).

 

Раздел 1. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ АНАТОМИИ И ВОЗРАСТНОЙ ФИЗИОЛОГИИ. Тема 1. Введение. Общие закономерности роста и развития детского организма. Материалы лекции

В последние годы предметом особой тревоги и заботы общества стало здоровье детей, поскольку последствия негативных тенденций состояния здоровья подрастающего поколения касаются таких фундаментальных ценностей общества, как сохранение трудового, оборонительного и интеллектуального потенциалов страны.

По данным официальной статистики, состояние здоровья детей школьного возраста можно расценить как крайне неудовлетворительное. Среди учащихся младших классов число здоровых детей не превышает 10–12 %, средних – 8 %, старших – 5 %. Указывается, что половина школьников 7–9 лет и более 60 % старшеклассников имеют хронические заболевания. Среди заболеваний лидируют патологии органов пищеварения и опорно-двигательного аппарата.

Особую актуальность в этих условиях приобретает проблема создания здоровьесберегающего пространства ребёнка.

Факторы, которые могут оказывать прямое влияние на здоровье детей и подростков, можно разделить на три категории:

- неизбежные – с ними необходимо считаться, но нет способа изменить;

- корректируемые – действие которых можно в некоторых случаях корректировать;

- устранимые – негативное действие которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

К группе неизбежных факторов относятся все эндогенные, а среди экзогенных – экологические и экономические факторы. К корректируемым факторам относятся социальные. Все внутришкольные факторы относятся к корректируемым или устранимым, т. е. именно на них должно быть направлено наибольшее усилие.

Дети, начинающие обучение в школе, имеют сниженный потенциал здоровья, обусловленный хроническими заболеваниями и функциональными нарушениями. К тому же специалисты считают, что 20–40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей и подростков, связано с образовательным учреждением, с некомфортными условиями обучения, с недостаточной подготовкой учителей в вопросах охраны собственного и детского здоровья.

Поэтому необходимо уже в процессе обучения осуществлять разностороннюю подготовку будущих педагогов и психологов по вопросам сохранения здоровья участников образовательного процесса. Эта подготовка включает в себя понимание основ сохранения собственно здоровья в процессе профессиональной деятельности, грамотность в области здоровьесберегающих образовательных технологий и формирования здорового образа жизни учащихся.

Возрастная физиология (ВФ) – это наука о закономерностях формирования и функционирования организма на разных этапах индивидуального развития (онтогенеза). Она включает в себя физиологию развития ребёнка и физиологию старения организма (геронтологию). Значение возрастной физиологии для педагогической науки, психологии велико, т. к. она научно обосновывает организацию образовательного процесса, режим дня и отдыха учащихся, питание детей, оборудование, планировку и благоустройство детских учреждений, а также санитарно-техническое оснащение этих учреждений.

Основной задачей ВФ является целенаправленное влияние на рост и развитие, повышение работоспособности и функциональных возможностей организма, расширение границ его адаптационных возможностей, обеспечение соответствия условий, режима обучения анатомо-физиологическим особенностям детей.

Общий план строения организма. Организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани – органы, которые в свою очередь объединяются в системы, образуя целостный организм.

Клетка – элементарная структурная единица.

Ткань – совокупность клеток, сходных по строению и выполняемой функции, и межклеточное вещество. Ткани выполняют определённые функции, одна из которых является главной (например, основная функция эпителиальной ткани – защитная), обладают специфическими свойствами (например, мышечная – способностью к сокращению).

Ткани образуют органы. Орган имеет особое строение, выполняет определённую функцию, занимает в теле постоянное положение. Состоит из нескольких видов ткани. Одна из них всегда преобладает и определяет его главную, ведущую функцию.

Система органов – совокупность органов, совместно выполняющих определённую функцию (например, основная функция кровеносной системы – транспорт веществ).

Деятельность организма как единого целого. Деятельность всех структур организма – от клетки до системы органов – согласованна и подчинена единому целому. Каждая структурная единица вносит свой вклад в функционирование организма.

Организм (а не отдельные его части) приобретает свои особые свойства, осуществляет свою жизнедеятельность и взаимодействует со средой как целостная система. Как целое он реагирует на среду и использует её факторы для своего существования и развития.

Все процессы жизнедеятельности организма могут осуществляться только при условии сохранения относительного постоянства внутренней среды.

К внутренней среде организма относятся – кровь, лимфа и тканевая жидкость. Каждая клетка организма нуждается в постоянном притоке кислорода и питательных веществ, а также в непрерывном удалении продуктов обмена. Кислород и питательные вещества могут проникать сквозь мембрану клетки только в растворённом состоянии. Каждую клетку омывает жидкость, содержащая всё необходимое для её жизнедеятельности. Это – тканевая жидкость. Она образуется из жидкой части крови – плазмы, проникающей в межклеточные щели через стенки кровеносных сосудов, и из продуктов обмена, постоянно поступающих из клеток. Её объём у взрослого человека составляет приблизительно 20 л.

Кислород и питательные вещества поступают в межклеточное вещество из крови, циркулирующей по замкнутой системе кровеносных сосудов. Мельчайшие кровеносные сосуды – капилляры – пронизывают все ткани организма. Через стенки капилляров в межклеточное вещество постоянно поступают содержащиеся в крови различные химические соединения и вода и поглощаются продукты обмена, выделяемые клетками.

В межклетниках слепо начинаются лимфатические капилляры, в них поступает тканевая жидкость, которая в лимфатических сосудах становится лимфой. Цвет лимфы желтовато-соломенный. Она на 95 % состоит из воды, содержит белки, минеральные соли, жиры, глюкозу, а также лимфоциты (разновидность лейкоцитов). Состав лимфы напоминает состав плазмы, но белков здесь меньше, и в разных участках тела она имеет свои особенности. Например, в области кишечника в ней много жировых капель, что придаёт ей беловатый цвет.

Способность сохранять постоянство химического состава и физико-химических свойств внутренней среды называют гомеостазом.

Регуляция деятельности

Постоянство внутренней среды поддерживается непрерывной работой всех систем путём саморегуляции.

Саморегуляция – свойство биологических систем устанавливать и поддерживать на определённом, относительно постоянном уровне те или иные физиологические показатели (артериальное давление, to, pH…).

Одним из важнейших условий саморегуляции является наличие обратной связи между процессом и регулирующей системой, то есть в центральные регулирующие органы должна поступать информация о конечном эффекте для анализа и в случае необходимости соответствующей коррекции состояния организма.

К регулирующим (регуляторным) системам организма относятся нервная и гуморальная системы (таблица 1).

На деятельность нервной системы постоянно оказывают влияние химические вещества, переносимые с током крови. Но и само образование химических веществ и выделение их в кровь находятся под постоянным контролем центральной нервной системы (ЦНС).


Таблица 1






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.