Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Трудности изучения глагола в практике начальной школы






 

Единый процесс обучения русскому языку имеет ряд этапов: начальные классы, средние и старшие. Преемственность образования предполагает, что между этапами школы должны быть установлены устойчивые связи с учетом того, что предшествующий этап образования является естественной базой для последующего этапа. Преемственность между различными звеньями школы, между ее отдельными классами является одним из обязательных и важных условий успешного преподавания русского языка [13, с.52]. Сохранение преемственности на занятиях по русскому языку между III (IV) и V-VI классами должно выражаться в следующем:

- в тщательном отборе материала для изучения, при котором бы учитывалось общее развитие учащихся, их подготовленность по предмету в целом и конкретные знания и навыки по отдельным частным вопросам программы, доступность этого материала для сознательного усвоения его учащимися;

- формы и методы работы, примеры и упражнения, язык учителя, способы объяснения новой темы на уроках русского языка должны не расходиться с теми, к каким привыкли учащиеся в I-III (IV) классах, чтобы был обеспечен постепенных переход к новым, более сложным для учащихся формам работы.

Преемственность и перспективность во многом определяют эффективность учебного процесса. Речь идет о том, чтобы учителя начальных классов отчетливо представляли, что ожидает их сегодняшних учеников через год или два, а учителя средней школы знали, какие важнейшие изменения происходили в языковом развитии школьников за прошедшие годы.

При решении проблемы преемственности и перспективности в обучении важным моментом считается соблюдение основных принципов дидактики, а именно: научности, систематичности, последовательности, прочности знаний и действенности результатов обучения и др.

Основные цели обучения русскому языку в школе состоят в развитии речемыслительных, интеллектуальных и творческих способностей школьника; в овладении знаниями об устройстве и функционировании языка как коммуникативной системы; в формировании умений и навыков грамотно пользоваться богатствами русского языка в своей речевой практике. Важнейшее место в обучении принадлежит морфологическому понятию, так как именно научное понятие способно концентрировать разрозненные факты языка и стать ориентиром в осознанной практической деятельности. Полноценное овладение основополагающим понятием в грамматике таким, как понятие части речи, позволяет решить целый ряд проблем при обучении русскому языку, так как это понятие является базой для полноценного усвоения не только морфологии, но и других разделов школьного курса языка – лексики, словообразования, орфографии, пунктуации, синтаксиса [14, с.63].

Морфология – один из основных разделов школьного курса русского языка, от успешности усвоения которого во многом зависит достижение этих целей. Изучение морфологии обладает широким обучающим и развивающим потенциалом. Усвоение грамматического материала оказывает огромное влияние на общее развитие школьников, способствует интеллектуальному развитию учащихся. Знания по морфологии служат фундаментом для формирования умений и навыков, подготавливают учащихся к изучению школьного курса синтаксиса. Морфология – самый сложный для ребенка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определенных мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слова в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В условиях появления нового образовательного Стандарта второго поколения для начальной и основной школы, смены ведущих целей обучения, особое значение в построении системы преподавания приобретает системно-деятельностный подход.

Выпускник начальной школы для успешного продолжения обучения в основной школе должен обладать устойчивым познавательным интересом, необходимыми знаниями, владеть основами осуществления учебной деятельности: уметь использовать учебный материал, позволяющий обучающимся решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

В разделе «Морфология» выпускник научится: определять грамматические признаки имён существительных – род, число, падеж, склонение; определять грамматические признаки имён прилагательных – род, число, падеж; определять грамматические признаки глаголов – число, время, род (в прошедшем времени), лицо (в настоящем и будущем времени), спряжение.

Выпускник получит возможность научиться: проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора; находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы И, А, НО, частицу НЕ при глаголах.

Лингвистической основой методики изучения частей речи является учение о частях речи как разрядах слов, «объединенных общими грамматическими свойствами, отражающими общность их семантики». Внимание учителя должно быть направлено на осознание учениками общности в языке определенных групп слов, их роли в общении людей. В начальных классах принят такой порядок изучения имен существительных, имен прилагательных и глаголов, согласно которому от общего ознакомления со всеми частями речи учащиеся переходят к изучению каждой из указанных лексико-грамматических групп. Такой подход создает благоприятные условия для сравнения частей речи, что способствует более четкому выделению основных сторон формируемых грамматических понятий [16, с.52]. Имена существительные, имена прилагательные и глагол ученики начальных классов осознают с пяти сторон:

1) что обозначает слово (предмет, признак предмета или действие предмета),

2) на какие вопросы отвечает,

3) как изменяется или какие имеет постоянные категории,

4) каким членом предложения является,

5) какие имеет окончания; как образуется.

По мере изучения постепенно углубляются знания о грамматических признаках каждой части речи. Во II классе изучают классификацию слов с учетом морфологического вопроса, на который они отвечают. III класс является центральным в формировании понятия «часть речи», учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), синтаксическая функция в предложении. В ознакомительном плане представляется имя числительное и, несколько подробнее, личные местоимения. В IV классе углубляются знания о морфолого-синтаксической стороне каждой части речи: изменение имен существительных и имен прилагательных по падежам, глаголов по лицам. Большое место занимает формирование навыков правописания окончаний.

Центральным объектом при изучении морфологии должен стать глагол, с его самобытными, не свойственными другим частям речи грамматическими категориями. Во II классе начинается более целенаправленная работа над глаголами в процессе изучения темы «Слова, отвечающие на вопрос что делать?» Программа указывает в качестве одного из умений, формируемых у второклассников, постановку вопроса к слову. Вопрос к слову ставится для выяснения, что обозначает слово: предмет, действие предмета или его признак. В III классе основная задача при изучении глагола – формирование понятия «глагол как часть речи», ознакомление с изменением глаголов по числам и временам, овладении учащимися умением образовывать временные формы глаголов, наиболее употребительных в речи младших школьников. В IV классе необходимо углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение, изменение по числам, временам, роль в предложении), развить навыки точного употребления глаголов в речи, познакомить со спряжением глаголов, научить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени, подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола, провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, учить распознавать спряжение по неопределенной форме. Учащиеся должны узнать о сущности спряжения как изменении окончаний глаголов по лицам и числам, научились различать лицо глаголов по местоимениям и окончаниям, спрягать глаголы с ударными окончаниями. Затем школьники знакомятся с I и II спряжением глаголов, запоминают окончания глаголов. После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, различать спряжения таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. При изучении этой темы особое внимание необходимо уделить глаголам-исключениям, их 11(которые относятся ко II спряжению), но в начальной школе изучают только 6 глаголов плюс такие глаголы-исключения как брить и стелить (относятся к I спряжению). Так создается основа знаний и умений, опираясь на которые учащиеся могут осознанно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и будущем времени. В процессе изучения темы «Глагол» речь учащихся обогащается новыми глаголами. Дети уточняют для себя лексическое значение глаголов, которыми они уже пользовались, наблюдают за многозначностью глаголов, их употреблением в прямом и в переносном значении. В курсе средней школы все эти понятия и признаки глагола будут изучаться подробно [9, с.46].

В разных учебниках русского языка для основной школы по-разному трактуется – ть и –ти на конце инфинитива: как суффикс и как окончание, что отражает различие взглядов лингвистов. В такой ситуации не представляется правильным в начальных классах закреплять одну из точек зрения, поэтому в курсе изучения вопрос оставляется открытым. О неопределенной форме говорится, что она оканчивается на – ть и –ти. Для разбора по составу слова глаголы в неопределенной форме не предлагаются, но при необходимости –ть и –ти просто подчеркиваются.

В результате принятого методического решения учащиеся знакомятся с объективно существующей лингвистической проблемой, что важно для понимания школьниками возможности существования различных точек зрения и, как следствие, - для развития гибкости их мышления.

Специфика предмета «русский язык» требует для реализации преемственности и перспективности соблюдения целого комплекса условий, таких как: осуществление обучения на всех этапах школьного образования в рамках единой лингвистической концепции, которая обеспечит поэтапное продвижение в освоении грамматики русского языка; совершенствование методической системы преподавания, обеспечение такого построения школьного курса грамматики, при котором содержание материала, порядок его расположения, упорядоченное применение методов и форм работы учителя, непрерывная опора на предшествующие знания, их точный учет, постоянная взаимосвязь нового и ранее изученного представляют собой единую систему; построение начального курса грамматики с учетом закономерностей речевого и интеллектуального развития школьников [12, с.37].

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.