Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Воспитание, как фактор развития личности






Воспитание – процесс, направленный на активацию самоконтроля, саморазвития и саморегуляции человека. Человек – творец самого себя, и если к заложенной с рождения программе развития прибавить привитую с детства тягу к самосовершенствованию, человек может добиваться любых высот. В идеале воспитание должно проходить по определенной научно обоснованной программе, которую мудрые родители могут узнать из специализированной литературы.

Воспитание позволяет проектировать развитие личности, поднимать его на новые ступени развития, благодаря чему относится к определяющим факторам развития.

5 Развитие идеи природосообразности обучения и воспитания в истории педагогики(Я.Коменский, Ж_Ж.Руссо, Й.Песталоцци, А.Дистерверг, В.Сухомлинский).Индивидуальныйи Личностно-ориентированный подходы в современной школе.
Проблема природосообразности в воспитании занимала умы наиболее крупных педагогов прошлого. Ее разрабатывали Я.А.Коменский, Дж.Локк, Ж.-Ж..Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег, К.Д.Ушинский и другие. Каждый из них понимал природосообразность воспитания по-своему. У Я.А.Коменского принцип природосообразности воспитания раскрывается как учет врожденных естественных сил и возрастных особенностей детей в аналогии с жизнью растений и животных, так как человек является частью природы и подчиняется ее всеобщим закономерностям. Воспитание сообразно природе, по Дж.Локку, означает учет не только биологической, но и социальной природы человека. Иная трактовка природосообразности воспитания в педагогической системе Ж.-Ж.Руссо - следование в воспитании естественной природе ребенка с учетом его возрастных особенностей. Природосооб-разное воспитание, по Ж.-Ж.Руссо, - воспитание свободное. В педагогической теории И.Г.Песталоцци принцип природосообразности трактовался как соответствие воспитания законам природы человека, его вечного саморазвития, предопределенного божественным началом. А.Дистервег считал необходимым учитывать процесс естественного развития человека на каждом возрастном этапе.



Природосообразность воспитания К.Д.Ушинский рассматривал как философский и об Выдающийся немецкий педагог Ф.В. Дистирвег – важнейшим принципом воспитания считал вслед за Песталоцци природосообразность. Природосообразность воспитания в его трактовке - это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. В дополнение к принципу природосообразности Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культурообразный характер. Он писал, что " при воспитании необходимо принимать во внимание условия места и времени, в которых родился человек и предстоит ему жить, одним словом, всю современную культуру в широком смысле словащепедагогический принцип, характеризующий созревание душевных сил ребен

В педагогической науке индивидуализация определяется как " организация учебного процесса, при которой выбор способов, приемов, темпа обучения учитывает индивидуальные различия учащихся, уровень развития их способностей к учению" [30].

Но обычно под индивидуализацией понимают " учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются" [39. С. 8].

В последнее десятилетие в свете идеи гуманитаризации образования все более утверждается личностно-ориентированный подход к выявлению сущности содержания образования.

Личностно-ориентированное содержание образования направлено на развитие целостного человека: его природных особенностей (здоровья, способностей мыслить, чувствовать, действовать); его социальных свойств (быть гражданином, тружеником) и свойств субъекта культуры (свободы, гуманности, творчества). При этом развитие и природных, и социальных, и культурных начал осуществляется в контексте содержания образования, имеющего общечеловеческую, национальную и рациональную ценность.
Основная и очень ответственная задача школы как считает И. Осмоловская – раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Потому то и нужно начинать не с отбора и даже не с формирования желаемых педагогу качеств, а с квалифицированного, осуществленного в равных для всех условиях, педагогического наблюдения за каждым учеником [29

6 Принцип культуросообразности обучения и воспитанияв истории педагогики(Г.С. Сковорода, А Дистервег, К.Д.Ушинский, В.А.Сухомлинский).Современная концепция «Школы диалога культур».

Принцип культуросообразности предполагает неразрывную связь воспитания с культурным достоянием человечества и своего народа, в частности со знаниями об общечеловеческих богатства в области духовной и материальной ьнои культуры, об особенностях развития и становления национальной культуры и ее взаимосвязи с общечеловеческой; знаниями истории своего народа, его культуры; обеспечением духовного единства и спад коемности поколений.

Требования принципа культуросообразности имеют пронизывать все сферы жизни человека, а особенно молодого поколения - быт, взаимоотношения, производственную деятельность, радио, кино, телевидение, театр, книги и прежде им - сферу образования и воспитания В системе образования молодые люди тратят большие усилия на овладение сложных для усвоения основ теоретических знаний А в результате в памяти остается лишь небольшая ча стина из того, что предусмотрено учебными программами Вне поля зрения, по сути, остаются такие пласты культуры, как изобразительное искусство, музыка, культура быта и поведения, прикладное искусство Эти средс и воспитания влияют прежде всего не столько на разум, сколько на чувственную сферу Они способствуют формированию и повышению духовной культуры личностистості.

Соотношение принципов природосообразности и культуросообразности в истории образования Природосообразность и культуросообразность обучения и воспитания в учении Дистервега базируются на сущностных характеристиках человека - природной и социальной. " Воспитание отдельного человека должно поэтому следовать законам, установленным для воспитания всех людей в зависимости от общечеловеческой природы, а также считаться с требованиями, обусловленными данным местом и временем".

Сама идея культуросообразности образования восходит к учению Платона о трех составных частях душа, составившей основу его педагогической системы. Душа бестелесна, бессмертна, она - не возникает одновременно с телом, но существует извечно. Тело однозначно подчиняется ей. Состоит она из трех иерархически упорядоченных частей. Высшей частью является разум, затем идут воля и благородные желания и, наконец, третья, самая низшая часть - влечения и чувственность. В соответствии с тем, какая из этих частей души преобладает, человек ориентируется либо на возвышенное и благородное, либо на дурное и низкое. Трем частям души соответствуют три сословия идеального государства: правители-философы, стратеги-воины, задача которых стоять на страже безопасности государства, и производители-земледельцы и ремесленники, которые обеспечивают удовлетворение жизненных потребностей общества. У философов преобладает разумная часть души, у воинов определяющей частью души является воля и благородная страсть, у ремесленников и земледельцев преобладают чувственность и влечения, которые должны, однако, быть управляемыми, умеренными.

Принцип природосообразности Понимание воспитания как создания условий для развития человека обусловливает принципы природосообразности и культуросообразности. Из подхода к воспитанию как к целенаправленному развитию личности вытекает принцип центрации воспитания на развитии личности. Связь воспитания с другими факторами развития человека отражается в принципе дополнительности. Принцип природосообразности воспитания. Идея зародилась в антическом обществе (Демокрит, Платон, Аристотель). Наиболее глубоко она была обоснована и разработана Я.А. Коменским (Коменский Я.А., 1982). Принцип природосообразности занимал значительное место в педагогическах системах Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Ф. А. Дистервега. При различных трактовках самого понятия природы их объединял подход к человеку как к её части и утверждение необходимости его воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека в окружающем мире.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.