Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Потребности и мотивы деятельности личности.






Потребностью называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

Она всегда связана с чувством неудовлетворенности. Потребности есть у всех живых существ, и этим живая природа отличается от неживой. Количество и качество потребностей зависит от уровня организации живого существа. Меньше всего потребностей у растений. Больше всего разнообразных потребностей у человека. Виды потребностей. По своему происхождению их делят на естественные и культурные. Их, в свою очередь, можно разделить на а) физические б) органические в) материальные г) духовные д) социальные.

Основные характеристики человеческих потребностей сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной характеристикой является предметное содержание потребности, т.е. совокупность материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена. Потребность обладает способностью воспроизводиться.

Мотив (от лат. приводить в движение, толкать) внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е. это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивы могут быть осознанные и неосознанные.

Осознанные – это когда человек отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием его потребностей. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные – это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности.

Мотивы можно разделить на внешние и внутренние. К внешним (ситуативным или узким мотивам) относятся такие побудители как: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущих благ и т.д. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают человека к деятельности как к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребность в информации и т.д.

Мотивация – это совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Мотивация это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивировка – это рациональное объяснение субъектом причин действия и поступков путем указания на социально-приемлемые для него и общества обстоятельства.

Высшие мотивы образуют ценностное ядро личности, отказ от которого переживается человеком как отказ от самого себя. В 1908 г американские психологи Иеркс и Додсон при исследовании мотивов вывели закон оптимальной мотивации, согласно которому по мере увеличения силы мотивации качество деятельности вначале возрастает, а затем постепенно понижается.

По мнению А.Маслоу у человека 7 классов потребностей.

1. Физиологические (или органические потребности голод, жажда, половое влечение и т.д. По мере их удовлетворения у человека актуализируется следующая потребность.

2. В безопасности – чувствовать себя защищенным, избавиться от страха и неудач, от агрессивности.

3. Потребность в принадлежности и любви – т.е. принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть признанным и принятым ими. Вот уже появились и социальные потребности.

4. Потребность уважения (почитания) компетентность, достижение успехов, одобрение, признание, авторитет.

5. Познавательные потребности знать, уметь, понимать, исследовать.

6. Эстетические потребности гармония, симметрия, красота.

7. Потребность в самоактуализации – реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности, потребности личного усовершенствования.







© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.