Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Порядок сертификации. Схемы сертификации.






Главный объект сертификации систем качества (ССК) – деятельность по управлению и обеспечению качества. Эту деятельность проверяют и оценивают поэлементно на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2011.

ССК включает этап организации работ (предсертификационный этап) и три этапа сертификации.

 

На этапе организации работ заявитель направляет заявку в ЦОС системы – Технический центр Регистра. Последний определяет орган сертификации (ОС). После оплаты регистрационного взноса ОС передаёт заявителю следующие документы:

- комплекс исходных форм документов для проведения предварительной оценки СК;

- перечень документов, представляемых на ССК.

В частности, в состав исходных данных для предварительной оценки СК входят сведения о предприятии, используемой технической документации, показателях качества изготовления продукции (коэффициент дефектности, уровень гарантийных ремонтов и т.д.).

Далее сертификация может проходит по следующим этапам:

I – предварительная оценка СК;

II – проверка и оценка СК в организации;

III – инспекционный контроль за сертифицированной СК.

На I этапе комиссия проводит анализ представленных документов для предварительной оценки готовности заявителя к ССК. Этап завершается подготовкой письменного заключения о возможности проведении II этапа ССК.

Если на I этапе проводится заочная оценка деятельности по управлению и обеспечению качества, то на II этапе проводится обследование проверяемой организации по согласованной с ней программе. Несоответствия, выявленные в ходе проверки, подразделяются на значительные несоответствия (например, отсутствует один элемент) и малозначительные несоответствия (например, незначительное упущение при реализации отдельных требований стандарта). Несоответствия могут быть сняты главным экспертом в двух случаях:

- проверяемая организация представляет дополнительные доказательства того, что обнаруженные экспертом несоответствия не являются обоснованными;

- обнаруженное несоответствие устраняется в ходе проверки.

Значительное несоответствие может быть переведено главным экспертом в категорию малозначительного в случае представления проверяемой организацией объективных доказательств.

СК признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или при наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. СК признают не соответствующей стандарту при наличии одного значительного несоответствия или более 10 малозначительных несоответствий.

Результатом проверки и оценки СК может быть один из трёх вариантов:

- система полностью соответствует стандарту;

- система в целом соответствует стандарту, но обнаружены отдельные малозначительные несоответствия по элементам системы;

- система содержит значительные несоответствия.

Решение о рекомендации СК к сертификации (отказе в ССК) принимает главный эксперт на основе акта о результатах проверки и оценки СК. При положительных результатах ОС оформляет проект сертификации соответствия СК. Указанные документы вместе с актом проверки представляют Техническому центру Регистра. Одновременно ОС и организация заключают договор на проведение инспекционного контроля. Технический центр Регистра принимает окончательное решение о регистрации сертификата в реестре Регистра.

Инспекционный контроль (этап III) устанавливают на весь период действия сертификата и осуществляют не менее одного раза в год. При проведении контроля эксперты обязательно проверяют наличие корректирующих мероприятий и их результаты по данным предыдущих проверок на основе замечаний о несоответствии.

Как и при сертификации продукции и услуг (работ), в ряде случаев возникает необходимость в проведении внепланового ИК.

 

Сертификация работ и услуг осуществляется в той же последовательности, что и сертификация продукции, и предусматривает шесть этапов:

1. подача заявки на сертификацию;

2. рассмотрение и принятие решения по заявке;

3. оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;

4. принятие решения о возможности выдачи сертификата;

5. выдача сертификата;

6. инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.

Сравнивая содержание этапов сертификации продукции и сертификации работ (услуг), необходимо обратить внимание на сущность этапа 3 (оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям). В общем виде она включает:

- оценку выполнения работ и оказания услуг;

- проверку, испытания результатов работ и услуг.

Итоги первой процедуры отражают в актах, итоги второй – в протоколах испытаний.

При сертификации работ и услуг используют семь схем.

 

Нмер схемы Оценка выполнения работ, оказания услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг
  Оценка мастерства исполнителя работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль мастерства исполнителя работ и услуг
  Оценка прочеса выполнения работ и услуг Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль процесса выполнения работ, оказания услуг
  Анализ состояния производства Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль состояния производства
  Оценка организации (предприятия) Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль соответствия установленным требованиям
  Оценка системы качества Проверка (испытания) результатов работ и услуг Контроль системы качества
  - Рассмотрение заяв- ки-деларации (с прилагаемыми документами Контроль качества выполнения работ, оказания услуг
  Оценка системы качества Рассмотрение заявки-декларации (с прилагаемыми документами) Контроль системы качества

54. Выводы сертификационного аудита: значительные и малозначительные несоответствия, уведомления, последующие действия с несоответствиями.

В ходе сертификационного аудита собирается и проверяется информация, касающаяся области и объектов аудита. Данная информация сопоставляется с критериями аудита для формирования выводов.

Последний этап аудита – это этап последующих действий. Последующие действия подразумевают оформление результатов аудита и закрытие корректирующих действий.

Результатами аудита могут быть факты соответствия, несоответствия, области улучшения.

Оформление результатов аудита принято относить к этапу последующих действий в связи с тем, что это мероприятие может быть растянуто по времени. Не всегда есть возможность по завершении проверок на месте окончательно оформить результаты аудита. Например, такая ситуация возникает когда в протоколах регистрации несоответствий отмечается результат выполнения корректирующих действий. В таком случае, окончательно оформить протокол регистрации несоответствий возможно только после завершения корректирующих действий, а выполнение этих действий может потребовать нескольких месяцев.

Оформление результатов аудита включает в себя подготовку итогового отчета по аудиту, оформление всех протоколов несоответствий, подготовку предложений по улучшению системы качества.

В итоговом отчете по аудиту указываются все выполненные мероприятия по аудиту, состав всех проверенных подразделений, выявленные несоответствия, общая оценка работы системы качества.

В протоколах несоответствий регистрируются выявленные несоответствия, указывается их категория. Также в протоколах регистрации несоответствий могут указываться корректирующие действия по устранению выявленных несоответствий.

Предложения по улучшению системы качества могут включаться в состав итогового отчета по аудиту.

Целью сертификационного аудита системы управления на втором этапе является оценка степени внедрения системы управления организации-заявителя, включая ее результативность. Второй этап аудита должен проходить непосредственно в организации-заявителе.

Сертификационный аудит системы управления на втором этапе включает:

- предварительное совещание в начале аудита;

- сбор и верификацию информации;

- получение свидетельств аудита и подготовку выводов;

- подготовку заключения по результатам аудита;

- заключительное совещание по итогам второго этапа аудита;

- подготовку отчета по второму этапу аудита.

Команда по аудиту должна проанализировать свидетельства аудита и решить, какие из них должны быть представлены как свидетельствующие о несоответствиях, а также определить категорию несоответствий. Команда по аудиту может выявлять аспекты для улучшения деятельности организации-заявителя. Наблюдения аудита, которые являются несоответствиями, не должны представляться как аспекты для улучшения.

На основании результатов анализа выявленных несоответствий командой по аудиту подготавливается заключение о степени соответствия (несоответствия) системы управления требованиям на систему управления.

В результате аудита системы управления возможны следующие выводы:

- система управления соответствует требованиям на систему управления;

- система управления не соответствует требованиям на систему управления.

Система управления признается соответствующей требованиям на систему управления, если:

– несоответствия отсутствуют;

– имеются несущественные несоответствия, которые могут быть устранены в процессе работы команды по аудиту или в течение 30 дней со дня их выявления.

Система управления признается не соответствующей требованиям, если обнаружено хотя бы одно существенное несоответствие и несущественные несоответствия. В этом случае принимается отрицательное решение по результатам сертификации системы управления. Организация-заявитель вправе подать повторно заявку на проведение сертификации системы управления после устранения несоответствий. При этом сертификационный аудит проводится в полном объеме.

По результатам аудита системы управления с учетом результатов заключительного совещания руководитель команды по аудиту обеспечивает подготовку отчета по второму этапу аудита.

Один экземпляр отчета остается в Органе по сертификации, второй передается организации-заявителю не позднее 15 рабочих дней после завершения второго этапа аудита.

В случае неустранения организацией-заявителем несущественных несоответствий в течение 30 дней со дня окончания второго этапа аудита система управления организации-заявителя признается Органом по сертификации не соответствующей требованиям на систему управления. Организация-заявитель вправе подать повторно заявку на проведение сертификации после устранения несоответствий. При этом сертификационный аудит системы управления проводится в полном объеме.

После устранения выявленных несоответствий организация-заявитель уведомляет об этом Орган по сертификации. Команда по аудиту анализирует коррекции и корректирующие действия, предпринятые организацией-заявителем по устранению выявленных несоответствий и их причин, с документальным подтверждением факта проверки в протоколах несоответствий.

Решение о выдаче сертификата соответствия принимается Советом органа по сертификации в срок, не превышающий 14 дней с момента предоставления организацией-заявителем свидетельств об устранении несоответствий.

При положительном решении Совета органа по сертификации Орган по сертификации обеспечивает оформление сертификата соответствия на систему управления.

Дата вступления в силу сертификата соответствия не должна быть ранее даты принятия решения о сертификации Советом органа по сертификации.

При выдаче сертификата соответствия Орган по сертификации заключает с организацией-заявителем соглашение по сертификации, в котором устанавливаются обязательства организации-заявителя и Органа по сертификации.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.