Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Причины педагогических конфликтов






1. Объективные причины педагогических конфликтов:

  • Недостаточная степень удовлетворения базисных потребностей ребёнка.
  • Противопоставление функционально-ролевых позиций учителя и ученика (задача первого — учить, задача второго — учиться; учитель априорно считается превосходящим ученика умом, знаниями, опытом и наделяется властью над ним).
  • Существенное ограничение степеней свободы (требования жесткой дисциплины, подчинения, отсутствие возможности выбора учителя, предмета, класса, обязательное посещение уроков и т.д.).
  • Различия в представлениях, ценностях, жизненном опыте, принадлежность к разным поколениям (проблема " отцов и детей").
  • Зависимость ученика от учителя.
  • Необходимость оценивания учащихся учителем.
  • Игнорирование личных проблем учащихся в формализованных образовательных системах.
  • Множественность ролей, которые вынужден играть школьник в силу предъявляемых к нему разных, порой противоположных требований в учебном учреждении, родителями, товарищами, какими-либо другими значимыми людьми.
  • Различие между учебным материалом и явлениями, объектами реальной жизни.
  • Социальная нестабильность и др.

2. Субъективные причины:

· Психологическая несовместимость учителя и ученика.

· Наличие у учителя или ученика определённых черт характера, определяющих так называемую " конфликтную личность" (агрессивность, раздражительность, нетактичность, ехидность, самоуверенность, грубость, жесткость, придирчивость, скептицизм и т.д.).

· Отсутствие коммуникативной культуры у учителя или ученика.

· Необходимость изучения данного предмета всеми учащимися и отсутствие интереса к нему у конкретного ученика.

· Несоответствие интеллектуальных, физических возможностей данного ученика и предъявляемых к нему требований.

· Недостаточная компетентность учителя (отсутствие опыта, глубоких знаний по предмету, готовности к разрешению конфликтов, низкий уровень развития определённых профессиональных способностей).

· Наличие у учителя или ученика серьёзных личных проблем, сильного нервного напряжения, стресса.

· Чрезмерная загруженность учителя или ученика.

· Вынужденная бездеятельность ученика.

· Отсутствие самостоятельности, творческого начала в учебном процессе.

· Несоответствие самооценки ученика и оценки, данной ему учителем, и др.

Виды педагогических конфликтов:

1. Межличностны е (столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, противодействуют и мешают друг другу).

2. Межгрупповые (противоборство групп в коллективе, социуме).

3. Внутриличностные (столкновение противоположно-направленных мотивов, потребностей, интересов у 1-го человека).

4. Между личностью и группой (возникает в случае расхождения, несовпадения позиции одного члена группы и всей группой («моббинг»).

К.Томас выделил 5 способов поведения в конфликте:

· Соревнование (соперничество, противоборство, подавление ) — стремление добиться своих интересов, не принимая во внимание интересы других. Характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, применением всех доступных ему средств для достижения поставленных целей: применением власти, принуждения, других средств давления на оппонентов, использованием зависимости других участников от него.

· Приспособление (подчинение, уступчивость) - вынужденный или добровольный отказ от борьбы и сдача своих позиций, пренебрежение собственными интересами ради других.

· Уклонение (избегание, уход) - индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается от высказывания своей позиции, уклоняется от спора. Этот стиль предполагает тенденцию ухода от ответственности за решения.

· Компромисс — соглашение между конфликтующими сторонами, которое достигается путем взаимных уступок.

· Сотрудничество — альтернативное решение конфликта, которое полностью удовлетворяет интересы конфликтующих сторон. Считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте.

Согласно К. Томасу:

· В случае избегания конфликта, ни одна из сторон не достигнет успеха.

· В случаях соперничества, приспособления и компромисса, кто-то выигрывает, кто-то проигрывает, или обе стороны проигрывают, потому что идут на компромисс.

· Только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.