Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новаторство






НОВАТОРСТВО

Различают:  массовый;  передовой;  новаторский опыт.

Уч-ль с передовым опытом - тот, кто добивается высокой результативности за счет усоверш-ния пед. технологий. Новатор. опыт хар-ся тем, что уч-ль сам создает новые технологии, свои пед. системы.

Н-ство – внесение абсолютного нового. Инновация – элемент новизны.

Понятие инновации вошло в научн. лексику в 40-х годах в связи с НТР. Имеется два типа нового: 1. абсолютно новое; 2. новое как сплав старого и нового. Педагогике свойственны инновации 2-го типа. Освоение пед. ин-ций - условие повышения квалиф-ии, мастерства уч-ля. Уч-ль откр-т новые пед. факты, выводит новые пед. средства, приемы и методы, создает свою систему работы.

Педагогика сотрудничества. Главные направления инновац. преобразований:  пед. система в целом;  пед. теория;  уч-ль;  обучаемые;  уч. заведения;  содержание;  формы;  методы;  средства;  управление;  пед. технологии;  цели и  результаты.

Три уровня: 1) низкий - изменения в виде необычных названий; 2) средний – изм-е форм, не затрагивающее сущностей; 3) высокий – изм-ет систему или ее компоненты по существу.

Гуманистическая пед-ка - ориентация на личность (индивид-ция, дифф-ция, создание благоприятных условий для развития способностей, психолог. безопасность, вера в уч-гося и т.д.). Инновация - изменение внутри системы; нововведение в пед. системе, улучшение уч.-восп. процесса.

Нов-во группы пед-гов 2-ой пол. 80-х гг. (Шаталова, Ильина, Лысенкова) отражало потребности шк. и пед-ки в гуманизации и демократизации уч.-восп. процесса, протест против авторитарности уч-ля, личностный подход к ребенку. Теорет. основания н-ства этой группы людей связаны с именем Шалвы Амонашвили. Общие черты:  приемы активизации и облегчения уч. раб. шк-ка;  разработка средств управл-я познават. деят-ю (опорные схемы, сигналы);  изучение мат-ла крупными блоками.

60-70е гг.: Амонашвили:  эксперимент с 6-летками, док-л, что они могут систем-ски обучаться, и это перешло в пед. практику,  безотметоч. обуч-е (но не безоценоч.),  учить детей оценочной деят-ти: пишет цель урока на доске; Шаталов:  доверие (100 задач на месяц без промежуточной проверки – решай, какие хочешь и ск. можешь, тогда вступает в действие самолюбие),  уч-к имел право не только получить 2, но и исправить ее: “+” для этого открытые листы учета знаний, где 2 став. карандашом, “-“ опорные сигналы); Ильин:  сформулир-ть вопр., чтобы возн. абсолют. тишина (момент «актуализации уч. мат-ла»),  умение оценить реплику уч-ка,  откликнуться на предложение ученика; Лысенкова: идея: хочу, чтобы уч-ки не боялись 2, но стремились к 5; Волков: большое значение придавал праву выбора.

 

27. Педагогическое общение, его функции и структура. Культура педагогического общения.

Педагогическое общение – вид профессионального общения, который представляет собой процесс установления и развития контактов между субъектами педагогического процесса, порождаемый потребностями их совместной деятельности и организованный с целью: обмена информацией (коммуникативная функция), формирования взаимоотношений (перцептивная функция) и организации деятельности (интерактивная функция).

· Вербальное (монолог, диалог)

Вербальные средства общения — это пись­менная и устная речь, используемые в качестве знако­вых систем.

Письменная речь — это та, которой обучают в школе и которую привыкли считать признаком образованнос­ти человека. Письменная речь громоздка, часто содер­жит штампы, канцеляризмы. Письменная речь не допускает различных толкований предложений, по­этому ее и предпочитают в науке, деловых и юридичес­ких отношениях. Преимущества письменной речи ста­новятся решающими там, где существенны точность и ответственность за каждое слово.

Устная речь является не безграмотной письменной ре­чью, а самостоятельной речью со своими правилами и даже грамматикой. Основным преимуществом устной речи по сравнению с письменной является экономность, т.е. для передачи одной и той же мысли в устной речи требуется меньше слов. Недостатками устного выражения мысли являются речевые ошибки, многозначность. На­пример, одно и то же предложение допускает различные толкования. Преимущества устной речи проявляются там, где нужно воспитывать, влиять, воодушевлять, в условиях дефицита времени защищать свою честь и до­стоинство.

· невербальное (жесты, мимика, позы, высота голоса, паузы, темп речи, визуальный контакт, размещение в пространстве, времени)

Функции педагогического общения:

1. Коммуникативная — обмен информацией между субъектами общения.

2. Интерактивная — общая стратегия взаимодействия: кооперация, сотрудничество и конкуренция.

3. Перцептивная — восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Структура педагогического общения:

1. Моделирование педагогом предстоящего общения с классом (прогностический этап). Этап моделирования требует знания особенностей аудитории: характера ее познавательной деятельности, вероятностных затруднений, динамики работы.

2. Организация непосредственного общения в момент начального взаимодействия (коммуникативная атака). Нужна техника быстрого включения класса в работу, нужно владеть приемами самопрезентации и динамического воздействия.

3. Управление общением в ходе педагогического процесса. На этом этапе необходимо умение поддерживать инициативу школьников, организовывать диалогическое общение, корректировать свой замысел с поправкой на реальные условия.

4. Анализ осуществленной систе­мы общения и моделирование ее на предстоящую деятельность. Анализ общения направляется на соотнесение цели, средств и результата.

Барьеры коммуникации — это психологичес­кие препятствия на пути адекватной передачи информации между партерами по общению. В ходе коммуни­кации могут возникать различные барьеры.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.