Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическое мастерство и его структура.






Мастерство - это высокое и постоянно совершенствуемое искусство вос­питания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог - мастер своего дела - это специ­алист высокой культуры, глубоко знающий свой предмет, хорошо зна­комый с соответствующими отраслями науки или искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенной детской психоло­гии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.

Мастерство материализуется в умениях и навыках, через овладение спо­собами и приемами педагогического труда. Они становятся неотъемле­мой частью привычного педагогического сознания, отработанными, привычными действиями, гарантирующими положительный результат в воспитании и обучении детей.

Стремясь к мастерству, педагог практически отрабатывает навыки орга­низации, общения, отношения и взаимодействия с детьми.

Слагаемые педагогического мастерства:

1. Умение организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиваться нужного уровня вос­питанности, развития и знаний.

2. Умение учить на уроках. Опытный педагог добивается от учеников усво­ения программного материала именно на уроке; для него домашнее за­дание - это способ углубления, закрепления, расширения знаний. Сек­рет успеха опытных учителей - в умении управлять деятельностью учащихся.

3. Умение активизировать учеников, развивать их способности, самостоя­тельность, пытливость, заставлять детей думать на уроке.

4. Умение эффективно проводить воспитательную работу в процессе обу­чения, формировать у школьника высокую нравственность, чувство пат­риотизма, трудолюбие, самостоятельность.

5. Высокий уровень педагогической техники. Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений, навыков, необходимых учителю для того, чтобы эффективно применять на практике избранные им методы педа­гогического сотрудничества. Владение педагогической техникой требует специальных знаний по педагогике и психологии и особой практичес­кой подготовки. Прежде всего педагог овладевает искусством общения с детьми: умеет выбирать нужный тон и стиль общения с ними. Составной элемент педагогической техники - умение воспитате­ля управлять своим вниманием и вниманием детей.

6. Умение по внешним признакам поведения ученика определять его ду­шевное состояние. Этого нельзя не учитывать при выборе педагогических действий.

7. Чувство темпа. Одна из причин многих ошибок состоит в том, что педа­гоги плохо соразмеряют темп действий, педагогических решений: они или спешат, или опаздывают, а это в любом случае снижает эффектив­ность педагогического воздействия.

Акмеология – наука о профессиональном и личностном самосовершенствовании зрелого человека, о развитии и реализации его творческого потенциала как субъекта профессионального труда, жизни и деятельности.

Ступени профессионального роста учителя:

1. Профессиональная умелость – основа профессионализма педагога, которая включает владение теоретическими знаниями и практическими умениями планирования, конструирования, организации, осуществления, стимулирования и контроля в педагогическом процессе, а также развитые профессионально-личностные качества (приобретается в процессе обучения в профессионально-педагогическом учебном заведении).

2. Профессиональное мастерство – комплекс свойств педагога, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации ее профессиональной деятельности, доведенная до совершенства профессиональная умелость (формируется в процессе профессиональной деятельности на основе профессиональных способностей личности).

3. Профессиональное творчество – высокий уровень выполнения профессионально-педагогической деятельности, которая характеризуется новизной и оригинальностью, рационализацией технологий, методов и приемов работы (достигается в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности) = больше субъективное творчество (открытие для себя), чем объективное.

4. Профессиональное новаторство – внесение и реализация инноваций (нововведений): новых прогрессивных идей, технологий, методов, приемов, повышающих качество профессионально-педагогической деятельности, (достигается в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности) = не только субъективное, но и объективное творчество (открытие для других).

5. Akme (профессиональная зрелость)

Профессиональная акмеология изучает условия становления компетентного специалиста.

Компетенции специалиста – нормативно-заданные компоненты содержания его профессиональной подготовки, минимальный опыт его социально-профессиональной деятельности, которые обеспечат ему осведомленность и авторитетность в вопросах, входящих в состав его профессиональных полномочий

Компетентность специалиста – результат овладения компетенциями, личностное качество, позволяющее осуществлять продуктивные с профессиональной точки зрения действия в ситуациях с высокой степенью динамизма и неопределенности.

· Готовность к целесообразной социально-профессиональной деятельности.

· Система профессионально-личностных ценностей и отношений.

· Умелость (то, чему человека можно научить, передавая соответствующие знания и навыки, упражняя в использовании существующих в культуре средств и способов достижения целей).

· Способность (то, что позволяет человеку самостоятельно создавать средства и способы достижения целей, что нельзя передать, но чему можно научиться в опыте поиска способов действий в нестандартных ситуациях).

Основные компоненты педагогического мастерства и творчества учителя:

1. Гуманистическая направленность личности учителя:

· уважение личности ребенка

· вера в способности ученика

· педагогическая поддержка

· любовь к детям

2. Профессиональные знания учителя:

· знание преподаваемого предмета

· знание психологии личности и коллектива

· знание педагогики взаимодействия

· знание методики преподавания предмета

· общая эрудиция

3. Педагогические способности учителя:

· дидактические

· коммуникативные

· перцептивные

· организаторские

· суггестивные

· педагогическая интуиция

· эмоциональная устойчивость

· креативность

· стремление к поиску, исследованию, эксперименту

4. Педагогическая техника учителя:

· умение управлять собой (владеть своим телом, эмоциями, речью)

· умение управлять классом (предъявлять требования, оценивать, оказывать стимулирующее и воспитательное воздействие)

Педагогическое общение - установление контакта с детьми. Его можно определить и как профессиональное взаимодействие педагога с учени­ками, направленное на установление доверительных отношений между ними. Здесь играют роль культура речи, правильное дыхание, постанов­ка голоса, умение управлять своим голосом, своим лицом, держать па­узу, владеть мимикой, жестом.

Аттестация учителей - комплексная оценка уровня квалификации, пе­дагогического профессионализма и продуктивности деятельности ра­ботников образовательных учреждений.

Цель аттестации - стимулирование роста квалификации и профессио­нализма, качества педагогического труда, развитие творческой иници­ативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в ус­ловиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда.

Задача аттестации - присвоение педагогу квалификационной катего­рии в соответствии с уровнем его профессионализма.

Принципы аттестации - добровольность, открытость, системность и це­лостность экспертных оценок, обеспечивающие объективное, корректное, 5-ережное и доброжелательное отношение к педагогическим работникам.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.