Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Характеристика консультативной психологии как науки.






Основы консультативной психологии.

Раздел 1. Основные положения консультативной психологии как науки.

Тема 1. Характеристика консультативной психологии как науки.

Понятие психологического консультирования. Отличия консультирования и психотерапии.

Слово «консультация» употребляется в нескольких значениях: это совещание, обмен мнениями специалистов по какому-либо делу; совет, разъяснение специалиста; беседа с целью расширения и углубления знаний; учреждение, которое дает такие советы. Консультировать - значит давать совет по интересующей проблеме.

Слово «психологическое» можно понимать двояко. С одной стороны, оно может указывать на то, что консультирование основано на данных психологической науки. С другой стороны, его можно рассматривать как указание на то, что консультирование осуществляется по психологическим проблемам - касается таких явлений: психика, деятельность, поведение.

Психологическое консультирование имеет выраженную специфику, которая определяется предметом, целями и задачами этого процесса, тем, как консультант осознает свою профессиональную роль в индивидуальной логике жизни клиента или семьи. Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

За рубежом консультативная психология выделилась как особый подход к оказанию психологической помощи человеку и семье в сложных жизненных ситуациях в 50 - е гг. XX в. То, что является основой современного психологического консультирования, зародилось и развилось в русле психотерапии, основных психотерапевтических направлений.

Возникновения психологического консультирования (по Ю. В. Меновщикову) - 1951 год, когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», чтобы отделить консультирование от клинической психологии - отрасли психологии, занимающейся проблемами оказания помощи людям, тяжело психически или соматически больным.

Естественно, что это отделение подготавливалось всем ходом развития психотерапии до этого, и в последующем психотерапия вносила и вносит свой существенный вклад в развитие психологического консультирования.

От классической психотерапии консультирование отличает отказ от концепции болезни, большее внимание к жизненной ситуации клиента и его личностным ресурсам; от обучения - придание значения больше способам взаимодействия между консультантом и клиентом, которое порождает дополнительные возможности самостоятельного преодоления трудностей, чем знаниям.

В отечественной психологической науке термин «консультативная психология» появился в начале 90 - х годов XX в.

Консультативная психология исходит из представления о том, что с помощью специально организованного процесса общения у обратившегося за помощью человека могут быть актуализированы дополнительные психологические силы и способности, которые помогут ему отыскать новые возможности выхода из трудной жизненной ситуации.

Основные вопросы консультативной психологии:

1. В чем суть процесса, возникающего между человеком (или семьей), оказавшимся в трудной ситуации и обратившимся за помощью (клиентом), и человеком, ее оказывающим (консультантом)?

2. Какие функции должен выполнять консультант и какие личностные черты, установки, знания и умения необходимы ему для успешного выполнения им своих функций?

3. Какие резервы, внутренние силы клиента могут быть актуализированы в ходе консультирования?

4. Какие особенности налагает на процесс консультирования ситуация, сложившаяся в жизни клиента?

5. Какие приемы и техники могут быть сознательно использованы в процессе оказания помощи?

При всех различиях, которые наблюдаются сегодня в понимании сущности психологического консультирования и его задач, теоретики и практики сходятся в том, что консультирование - профессиональное взаимодействие между обученным консультантом и клиентом. Оно направлено на решение проблемы клиента. Это взаимодействие осуществляется лицом к лицу, но иногда может включать в себя и более двух людей.

Психологическое консультирование переплетается с психологической коррекцией и психотерапией.

Психотерапия (греч. - забота о душе) - форма лечения психических нарушений. Однако, на что справедливо обращает наше внимание Е.А. Спиркина, психотерапия на Западе в своем развитии давно покинула эти узкие рамки. Знания и методы, накопленные в ней первоначально в процессе лечения психических и психосоматических нарушений, позволили психотерапии в наше время стать средством личностного роста и достижения зрелости, средством помощи человеку разобраться с философскими и экзистенциальными проблемами, средством повышения образования, средством достижения поведенческих изменений.

Методологической основой работы с клиентом в рамках этой психотерапии являются различные направления психоанализа, бихевиоральные и когнитивистские направления, различные течения в рамках гуманистического подхода. В последнее время стали популярными эриксоновский гипноз и нейролингвистическое программирование (НЛП).

В нашей стране под психотерапией долгое время было принято понимать нечто иное - раздел медицины, методологической основой работы с клиентом в котором являлись труды И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина, И.П. Павлова и других, а основными методами работы с клиентом являлись гипноз и аутогенная тренировка. Когда практические приложения западных психотерапевтических направлений стали проникать в Россию использоваться практическими психологами, возникла задача отделить это новое направление оказания психологической помощи от психотерапии в ее традиционном для нашей страны смысле. Для этого стали использовать термин «психокоррекция» -приложения западной психотерапии. Однако термин «психокоррекция» оказался для этого не очень удачным: он несет в себе оттенок субъект-объектности, что не свойственно для некоторых известных направлений западной психотерапии; этот термин может использоваться применительно к работе с нарушениями развития высших психических функций, например, у детей.

В настоящее время психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия.

Как видим, развести два термина - «психокоррекция» и «психологическое консультирование» - довольно трудно. Даже психологи-консультанты, которые высказываются в пользу разведения этих двух понятий, порой используют их как синонимы. Например, Ю.Е. Алешина в своем руководстве по психологическому консультированию третий этап консультативной беседы обозначает как «Оказание психокоррекционного воздействия».

Термин «психологическое консультирование» применим к ситуациям диалога, откровенного обсуждения, субъект-субъектного общения. Термин «психокоррекция» применим к ситуациям спланированного воздействия, когда специалист, оказывающий воздействие, не полностью открыт клиенту, их общение не носит характера откровенного диалога, отношения имеют оттенок субъект-объектности. Психологическое консультирование ориентировано на урегулирование отношений клиента с другими людьми, а психокоррекция - на решение внутренних проблем клиента, но когда идет реальный процесс работы с клиентом, трудно определить, где заканчивается психокоррекция и начинается психологическое консультирование, поэтому в ситуации реального анализа работы по оказанию воздействия не будет серьезным нарушением рассматривать эти термины как синонимы.

Слово «психокоррекция» - чисто русское. В западной психологии этот термин не используется. В отечественной литературе появилось новое словосочетание для обозначения психотерапии в том смысле, в котором это слово понимается на Западе, - «немедицинская психотерапия».

Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии состоят в следующем.

Психологическое консультирование:

1. Сфера применения шире, чем у психотерапии, обращенность к проблемам психически здоровых людей. Психологическое консультирование стало использоваться в образовании, менеджменте и промышленности, для решения индивидуальных и семейных проблем.

2. Ориентация на широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики.

3. Работа с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

4. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога-консультанта и клиента. Клиент - здоровый человек, которому можно делегировать ответственность за свою жизнь.

5. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых явлений.

6. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека.

7. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.

Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии (по Ю. Е. Алешиной):

1. Отличия, связанные с характером жалобы клиента. В случае психологического консультирования клиент жалуется на трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности. В случае психотерапии клиент жалуется на невозможность контролировать себя.

2. Отличия, связанные с процессом диагностики. В психологическом консультировании диагностика направлена на события настоящего и недалекого прошлого. Большое внимание уделяется конкретному поведению, межличностным отношениям. В психотерапевтических подходах диагностика направлена на события далекого детства и юности (вероятное время получения психологической травмы). Внимание уделяется анализу бессознательного: исследуются сны, ассоциации.

3. Отличия, связанные с процессом оказания воздействия. Основой психологического консультирования является изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними. Следующим этапом работы является изменение поведения клиента. В психотерапевтических подходах большое внимание уделяется взаимоотношениям между клиентом и психотерапевтом, анализ которых в терминах переноса и контрпереноса является одним из важнейших средств углубления и расширения возможностей воздействия, тогда как для консультирования это может даже выступать как нежелательное побочное явление, затрудняющее работу.

Перенос - склонность клиента переносить (проецировать) на специалиста, оказывающего воздействие, свои отношения с ним и свои отношения со значимыми людьми, основные проблемы и конфликты. Контрперенос - склонность специалиста, оказывающего воздействие, проецировать свои отношения со значимыми людьми, основные внутренние проблемы и конфликты на отношения с клиентом.

4. Отличия, связанные со сроками работы. Психологическое консультирование является краткосрочным и редко превышает 5-6 встреч с клиентом. Психотерапия ориентирована на десятки и сотни встреч в течение ряда лет.

5. Отличия, связанные с типом клиентов. Клиентом в психологическом консультировании может быть практически любой человек. Психотерапия ориентирована на невротиков с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу, способных оплачивать дорогой и длительный курс лечения, обладающих для этого достаточным количеством времени и мотивацией.

6. Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие. Психологу-консультанту необходим психологический диплом (удостоверяет его знание достижений научной психологии) и некоторая дополнительная специальная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, которая может быть недлительной. Практическая подготовка будущего психолога - консультанта - наблюдение за работой опытного психолога-консультанта (лучше нескольких) и самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога-консультанта с последующим анализом деятельности. Психотерапевт не сильно привязан к психологическому диплому (многие психотерапевты вырастали из медицинской среды или из сфер, далеких от психологии). Ему необходимо получить документ, удостоверяющий его право работать в рамках того направления психотерапии, которое он избрал. Психотерапевту необходим длительный опыт собственной психотерапии для того чтобы понять, что ощущает клиент во время работы с ним, разбираться в особенностях своего контрпереноса и длительный период самостоятельной работы под наблюдением опытного руководителя.

Психологическое консультирование - непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом построенная беседа. Соответствующая форма беседы используется в психокоррекционной работе и в психотерапии. Консультирование ориентировано на помощь клиенту в реорганизации его межличностных отношений, а психокоррекционное или психотерапевтическое воздействие ориентировано на решение глубинных личностных проблем человека, лежащих в основе большинства жизненных трудностей и конфликтов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.