Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Личностные качества консультанта.






Личность консультанта - важнейшее «целительное средство». Основная техника консультирования - «психолог как инструмент» - основным средством, стимулирующим совершенствование личности клиента, является личность консультанта.

Требуемые личностные качества не являются врожденными, а развиваются в течение жизни. Эффективность консультанта определяется свойствами личности и профессиональными знаниями, специальными навыками.

Национальная ассоциация профессиональной ориентации США выделяет следующие свойства личности: проявление глубокого интереса к людям и терпение в общении с ними; чувствительность к установкам и поведению людей; эмоциональная стабильность и объективность; способность вызывать доверие; уважение прав других людей.

В 1964 году комитет по надзору и подготовке консультантов установил следующие 6 качеств личности, необходимых консультанту:

1. Доверие к людям.

2. Уважение ценностей другой личности.

3. Проницательность.

4. Отсутствие предубеждений.

5. Самопонимание.

6. Сознание профессионального долга (Р. Кочюнас).

Отмечая способность практически решать задачи на общение как специальную способность именно психологов, Н. В. Бачманова и Н. А. Стафурина выделяют в структуре этой способности пять главных ее составляющих:

Умение полно и правильно воспринимать человека (наблюдательность, быстрая ориентация в ситуации и т.п.).

Умение понимать внутренние свойства и особенности человека (проникновение в его духовный мир, интуиция).

Умение сопереживать (эмпатия, сочувствие, доброта и уважение к человеку, готовность помочь).

Умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).

Умение анализировать свое поведение (рефлексия).

Несовместимыми с работой психолога - консультанта являются: незрелость личности; низкая сила «эго»; авторитарность; низкий интеллект; пассивность и замкнутость; отсутствие эмпатии; невозможность решать проблемы; излишняя заторможенность; низкая организованность; плохое сопротивление стрессу; потребность в гиперопеке; высокая тревожность; склонность использовать клиентов для удовлетворения своих потребностей; неумение быть терпимым к различным побуждениям клиентов; невротическая установка в отношении денег.

Качества эффективного консультанта (по Р. Кочюнасу):

1. Аутентичность (подлинность). Аутентичный психолог позволяет себе не знать ответа на все вопросы, если действительно их не знает. Он является самим собой в своих непосредственных реакциях и в поведении в целом.

2. Открытость собственному опыту. Открытость - искренность в восприятии собственных чувств. Социальный опыт учит нас отбрасывать отрицательные чувства («Мальчики не плачут!»). Эффективный консультант не должен вытеснять чувства, так как вытесненные чувства становятся иррациональными, источником неконтролируемого поведения.

3. Развитие самопознания. Глубокое самопознание увеличивает возможность выборов в различных ситуациях. Ответ на вопрос о возможности помощи другому человеку кроется в самооценке консультанта, адекватности отношения к собственным способностям и вообще к жизни.

4. Сила личности и идентичность. Консультант должен знать, кто он таков, кем может стать, чего хочет от жизни, что для него важно. Руководство собственной внутренней позицией позволит консультанту чувствовать себя сильным в межличностных отношениях.

5. Толерантность к неопределенности. Консультанту необходима уверенность в себе в ситуациях неопределенности, так как невозможно предугадать, с каким клиентом столкнешься. Переносить напряжение в ситуации неопределенности помогают уверенность в своей интуиции и адекватности чувств, убежденность в правильности принимаемых решений.

6. Принятие личной ответственности. Многие ситуации в консультировании возникают под контролем консультанта, и он несет ответственность за свои действия. Понимание своей ответственности и разделение ее с клиентом позволяет свободно осуществлять выбор - соглашаться с позицией клиента или вступать в продуктивную конфронтацию.

7. Стремление к глубине отношений с другими людьми. Консультант обязан оценивать людей: их чувства, взгляды, своеобразные черты личности, но делать это без осуждения и наклеивания ярлыков. Эффективный консультант не боится свободно выражать свои чувства перед другими людьми, в том числе перед клиентами.

8. Постановка реалистичных целей. Консультант с самого начала должен осознавать наличие ограничений: объективных, связанных с внешней средой, и субъективных, связанных с личностью клиента. Если консультант ставит нереальные цели, это может привести его к разочарованиям.

Эффективный консультант (по Р. Кочюнасу) - это зрелый человек. Чем разнообразнее будет у него стиль личной и профессиональной жизни, тем эффективнее будет его деятельность. В консультировании и в жизни следует руководствоваться не формулами, а своей интуицией и потребностями ситуации. Р. - А.Б. Кочюнас полагает, что появление у клиента перечисленных выше черт зрелой личности, которые хотелось бы видеть у консультанта, может рассматриваться как весомый критерий эффективности консультирования.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.