Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Реформа психиатрической помощи и больничного дела (Ф. Пинель. П. Кабанис).






Во второй половине средних веков Западная Европа вступила в один из мрачных периодов своей истории. Началом этого периода следует считать буллу - послание папы Иннокентия VIII (1484), которое предписывало разыскивать и предавать суду людей, отдавших себя во власть демона, к ним причислялись и психически больные. Несомненным доказательством виновности считалось «чистосердечное признание обвиняемых». Многочисленные признания создавали атмосферу коллективной внушаемости и широкого распространения демономаний. Среди женщин, особенно в женских монастырях, наблюдались массовые истерические эпидемии. Нет точных данных о том, сколько людей, в том числе психически больных, погибли на «священных» кострах инквизиции, - наверное, не меньше, чем в кровопролитных войнах того времени. Известно, что в одном только округе Кома ежегодно сжигались до 1000 «колдунов и колдуний», и среди них огромное число психически больных. Лютеранство поддерживало католицизм: «По моему мнению, - говорил Лютер, - все умалишенные повреждены в рассудке чертом. Если же врачи приписывают такого рода болезни причинам естественным, то происходит это потому, что они не понимают, до какой степени могуч и силен черт».

Однако остановить развитие науки невозможно и постепенно происходит решительный сдвиг в общественном сознании и отношении к психически больным. Славу реорганизатора психиатрической помощи в период французской революции приобрел Ф.Пинель. Конец 18 в. ознаменовался реформой в организации помощи психически больным. Ф. Пинель (1745—1826) — главный врач приюта и больницы для престарелых, инвалидов и душевнобольных близ Парижа в 1793 г. получил разрешение Конвента на проведение такой реформы, обосновал ее теоретически и осуществил на практике: были отменены бытовавшие методы насилия (цепи, наручники, голод, избиения), введены больничный режим, врачебные обходы, лечебные процедуры, трудотерапия, превратив тем самым психиатрические заведения из мест тюремного заключения в лечебные учреждения. Эти принципы содержания психически больных в 19 в. были приняты повсеместно и явились необходимым условием формирования психиатрии.

Идеи Ф. Пинеля развивал английский психиатр Джон Конолли (Conolly, John, 1794—1866), который боролся за ликвидацию мер механического стеснения больных в психиатрических лечебницах.

В начале XIX в. психиатрия стала развиваться как самостоятельная естественно-научная клиническая дисциплина. В психиатрических больницах, а затем на медицинских факультетах университетов началась подготовка кадров врачей-психиатров.

Кабанис Пьер-Жан-Жорж (1757-1808) - фр. врач и философ, ученик Кондильяка, участник Великой фр. революции. Написал дневник болезни и смерти графа Мирабо. Главный труд: «Отношения между физической и нравственной природой у человека» в котором утверждал, что мозг выделяет мысль подобно тому, как печень выделяет желчь (вульгарный материализм). Впечатления, достигающие мозга, приводят его в деятельное состояние, подобно тому как пищевые продукты, попадая в желудок, вызывают выделение в достаточном количестве желудочного сока и движения, благоприятствующие их растворению. Эта формула ознаменовала новый шаг в естественнонаучном объяснении сознания. Впервые однозначно утверждалось, что сознание не есть локализованное в мозгу духовное начало субстанционального или феноменального характера, а функция этого телесного органа, не уступающая по степени реальности и телесности другим функциям организма. В русле материалистического направления в психологии выдвинул положение о трех уровнях организации поведения: рефлекторном, полусознательном и сознательном, каждый из которых имеет свой «жизнелогический субстрат».

Кабанис опирался на методологические принципы, выработанные предшествующим поколением материалистов. Прежде всего, он был непоколебимо уверен в том, что сознание и тело нераздельны и, стало быть, влияние психического (морального) на организм не может означать ничего иного, кроме влияния мозговой системы как органа мысли и воли на другие органы.

Слабость позиции Кабаниса была обусловлена тем, что он обособлял идейный продукт не от мозга (представляя его якобы как выделяемое, секрет), а от объекта. Без познавательной и действенной связи с объектом психическое невозможно ни на одном уровне. Относя переработку идей за счет внутримозговой механики, Кабанис становился на путь физиологизации не только индивидуального, но и общественного сознания.

Был участником в реформах больничного дела и медицинского образования во Франции. После революции 1789 г. Кабанис в больничной комиссии Конвента предложил ряд мер по улучшению больничного дела и медицинского образования во Франции. Был активным участником изменения медицинского образования во Франции. Закрывал университеты схоластического направления, создавая вместо них общенародные школы при крупных больницах, чтобы, проводя обучение студентов у постели больного, подготовить врачей, умеющих лечить, а не только блистать на словесных диспутах. Кабанис так определял задачи новых школ: «Учащиеся будут изучать анатомию на вскрытиях, химию, производя опыты, фармацию, приготовляя лекарства, практическую медицину, наблюдая лично и осуществляя уход за больными».

Был основателем учения об «идеологии» как науке о всеобщих и неизменных законах образования идей.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.