Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие теоретической медицины Западной Европы ХIХ в. Морфологическое направление в медицине (К.Рокитанский, Р.Вирхов).






Одним из центров этого повсеместного движения клинической медицины по пути естественно-научного развития вновь стала Вена, где взлет медицинской мысли был связан с так называемой молодой, или новой, венской школой: дело происходило в «лоскутной» Австро-Венгерской империи, поэтому не удивляет, что самыми видными ее представителями были чехи К. Рокитанский и Й. Шкода и поляк Й. Дитль. В отличие от старой венской школы Ван Свитена и де Гаена во второй половине 18-го века, которая сыграла решающую роль в становлении клинического преподавания в Европе, новая венская школа вовсе не была научной школой в строгом смысле этого слова.

Под научной школой в клинической медицине понимают не всякий коллектив ученых, а только такой, где научное мировоззрение и клиническое мышление учеников формировались под непосредственным руководством Учителя в процессе их длительной совместной работы в клинике. В Вене в первой половине 19-го века сложилась группа видных врачей, объединенных общим пониманием очередных задач клинической медицины, но все они имели разных учителей. Лидерами этой группы были работавшие в тесном содружестве патолог К. Рокитанский и терапевт Й. Шкода.

Карл Рокитанский (1804—1878) — один из основоположников современной патологической анатомии, был, первым профессиональным патологоанатомом, уже не совмещавшим эту работу с преподаванием нормальной анатомии или обязанностями профессора практической медицины Венского университета (он создал также при университете один из крупнейших в мире патолого-анатомических музеев) и прозектора городской больницы. Он произвел около 30 тысяч секционных исследований с изучением не только макроскопической, но и микроскопической картины патологических изменений органов и тканей и сопоставлением клинических и патолого-анатомических данных.

Основанное на огромном фактическом материале его трехтомное «Руководство по патологической анатомии» (1842—1846) содержало систематизацию морфологических изменений при патологических процессах, поэтому Р. Вирхов назвал его «Линнеем патологической анатомии». Сохраняют свое значение и некоторые его взгляды по вопросам общей патологии, прежде всего о болезни как общей реакции организма и о роли гуморальных патогенетических факторов (он являлся виднейшим сторонником теории гуморальной патологии). Его капитальный труд «Дефекты сердечных перегородок» (1875) стал основой дальнейших исследований по проблеме врожденных пороков сердца.

В современной медицине сохранились связанные с его именем эпонимические названия острой жировой дистрофии печени («болезнь Рокитанского») и амилоидоза («сальная болезнь Рокитанского»), подмеченное им клиническое правило (так называемый закон Рокитанского), согласно которому у больных митральным стенозом не наблюдается туберкулез легких. Он был видным общественным деятелем — депутатом парламента, выступал за реформу образования, в частности за отделение школы от церкви. Им заложен фундамент описательной патологической анатомии, тесно связанной с клинической практикой. Ученый был не только выдающимся прозектором, но и теоретиком–патологом. Его концепция гуморальной патологии получила широкое распространение в середине 19 века.

Переломным моментом в развитии патологической анатомии и всей медицины можно считать создание в 1855 г. немецким ученым Р. Вирховым (1821—1902 ) теории клеточной патологии. Используя открытие Шлейденом и Шванном клеточного строения организмов, он показал, что материальным субстратом болезни являются клетки. Патологоана­томы и клиницисты всего мира увидели в клеточной теории патологии большой прогресс и широко использовали ее как научную и методоло­гическую основу медицины. Однако одной клеточной патологией оказа­лось невозможным объяснить всю сложность патологических процессов, возникающих при болезни. Клеточной патологии стали противопостав­лять учение о нейрогуморальных и гормональных регулирующих систе­мах организма — так появилось функциональное направление в медицине. Однако оно не перечеркнуло роль клетки в патологии. В настоящее вре­мя к клетке, ее составным элементам (ультраструктурам) подходят как к интегральным составным частям целостного организма, находящимся под непрерывным влиянием и контролем его нейрогуморальных и гор­мональных систем.

В XX веке патологическая анатомия стала бурно развиваться, при­влекая к решению своих задач биохимию и биофизику, иммунологию и генетику, молекулярную биологию, электронику и информатику. Во многих странах были созданы институты патологии, появились фунда­ментальные руководства и журналы по патологической анатомии; соз­даны Международное, Европейское и национальные научные общества патологоанатомов. Его книга " Целлюлярная патология, основанная на физиологическом и патологическом учении о тканях" (1858 г.) совершила переворот в медицине.

В ней ученый выдвинул два основных положения. Во-первых, всякое болезненное изменение организма связано с каким-то патологическим процессом в клетках, его составляющих. Во-вторых, Р. Вирхов категорически высказался против теории цитобластемы М. Шлейдена и постулировал принцип " всякая клетка из клетки". Таким образом, именно Р. Вирхов способствовал признанию деления клеток за единственный способ их размножения и, с другой стороны, под его влиянием клеточное учение проникло в медицину и стало основной теоретической базой для понимания болезненных явлений. Кроме того, ученый впервые сделал акцент на клеточное содержимое, а не на оболочку клетки. Как его предшественники, особо подчеркнув жизненно важную роль ядра. Он писал, что вся патология есть патология клетки.

Много работ Вирхов посвятил преподаванию патологической анатомии, методике вскрытий, общей постановке прозекторского дела, истории медицины. Ученый был основателем немецкого научного общества патологов, по примеру которого были организованы аналогичные общества во всех странах мира. Его институт был притягательной школой для патологоанатомов и клиницистов многих стран мира, в т.ч. России. В 1897 году как участник XII международного конгресса врачей он был в Москве и посетил ряд других русских городов. Заслуги Вирхова перед мировой наукой получили всеобщее признание еще при его жизни, он был избран почетным членом научных обществ и академий многих стран






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.