Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Юрген Хабермас (1929- ) как защитник проекта модерна.






Немецкий теоретик, родился в 20-е годы и работающий и поныне в сфере философии, политической мысли и социологии.

Его главная идея - проект модерна - остался незавершённым, т.е., идеи модерна нужно развивать дальше. Хабермас игнорирует постмодерн и его теорию.

Как сторонник модерна он логично развивает его рационалистическую традицию. Это выливается в его теорию рационального дискурса или дискурсивной этики с главными идеями:

- люди и общество отличаются рационализмом, степень и прозрачность которых возрастает;

- проблемы в обществе связаны с искажением в процессе коммуникации;

- чтобы исправить эти искажения, нужно:

а) собраться вместе;

б) разъяснить понятия;

в) достичь консенсуса (согласия);

г) соблюдать достигнутые договора.

Однако по сути Хабермас - это последний мамонт эпохи рационализма, который в новых условиях пытается защитить старые положения модерна.

 

К другому направлению критического переосмысления модерна относятся:

1. Энтони Гидденс (1938-) британский социолог с идеей рефлексивного модерна в противоположность жесткому, ригидному, классическому модерну. Хотя у него сохраняется понятие модерна, он рассматривается как более гибкий, откликающийся на понятие времени.

2. Теория общества рисков Ульриха Бека (1944-2015)

Вклад этого немецкого социолога в социологию ассоциируется с теорией «общества рисков». Её главная идея: сегодня человечество вступило в период своего развития, когда нас постоянно сопровождают риски: от глобальных до локальных. При этом он подчёркивает 2 особенности этих рисков:

а) эти риски - результаты не только провалов, но и нащих успехов;

б) в силу этого такие риски неустранимы.

Здесь следует различать риски традиционные по логике " ошибка - зона риска - устранение ошибки - устранение риска" (смысл понятия " uncertainty").

Бек же имеет в виду другую логику - " ambiguity" (многозначность) как признание нескольких вариантов адновременно.

 

3. Теория " текучего модерна " Зигмунда Баумана (1925-)

Бауман - современный британский социолог, по происхождению - польский еврей, который иммигрировал из Польши сначала в Израиль, а потом в Великобританию. Активно развивает новые подходы в социологии. Его инновационность консервативные социологи иногда оценивают термином " Бауман - неправильный социолог", ведь он больше теоретик, т.е., философствующий социолог, искупающий " вину" Конта (основатель социологии), отказавшегося от философии.

Вторая особенность - использование метафор в его социологии, что якобы противоречит природе этой строгой науки.

Теоретическая эволюция Баумана начинается с анализа в его работах особенностей модерна, а затем он стал использовать понятие постмодерна.

Более того, пытаясь творчески усвоить постмодерную теорию, он в своё время выдвинул задачу - создать социологию постмодерна (а не постмодерную социологию), которая бы всю социологию ввела в рамки постмодерной теории.

В данном контексту он выделяет 2 типа интеллектуальной деятельности:

1) законодатели как интеллектуалы представляют модерную традицию;

2) интерпретаторы как показатель постмодерного стиля мышления

Законодатели:

1. Являются носителями объективного знания, универсальной истины, которой все должны руководствоваться.

2. Их знание основано на большей осведомленности.

3. Конечная цель законодателей и их универсального монопольного знания – обеспечение в обществе порядка и стабильности

Интерпретаторы

1. они не претендуют на готовые истины;

2. они не обладают монополией на знания;

3. они лишь являются фасилитаторами. способствующими диалогу между разными сообществами с целью сохранения динамичного баланса различных интересов в обществе;

Однако в последнее время Бауман отходит от задачи создать социологию постмодерна и развивает свою теорию " текучего модерна". Это понятие несёт для него больший позитив, чем критические установки постмодерна.

Среди главных идей:

1. состояние неопределённости в современном обществе есть единственная определённость;

2. мы живём сегодня в период межцарствования между уходящим прошлым и приходящим будущим;

3. сегодня мы расстаёмся с иллюзиями модерна о возможности прогрессивного и запланированного на успех развития (крах идеи прогресса)

4. состоянию неопределённости сопутствует состояние страха такого же текучего.

Бауман о необходимости новой социологии

В недавней статье " Социология в период текучего модерна" он выдвигает социологам серьёзное обвинение:

за последние 50 лет социология превратилась в науку для обслуживания власть имущих, в систему убеждения и принуждения, обмана с целью заставить свободных людей действовать так, как нужно власть имущим, т.е. научно обосновать необходимость добровольного рабства.

Задача новой социологии - стать наукой и технологией свободы, обслуживающей интересы свободного человека.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.