Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






  • Сервис онлайн-записи на собственном Telegram-боте
    Тот, кто работает в сфере услуг, знает — без ведения записи клиентов никуда. Мало того, что нужно видеть свое расписание, но и напоминать клиентам о визитах тоже. Нашли самый бюджетный и оптимальный вариант: сервис VisitTime.
    Для новых пользователей первый месяц бесплатно.
    Чат-бот для мастеров и специалистов, который упрощает ведение записей:
    Сам записывает клиентов и напоминает им о визите;
    Персонализирует скидки, чаевые, кэшбэк и предоплаты;
    Увеличивает доходимость и помогает больше зарабатывать;
    Начать пользоваться сервисом
  • Мишель Фуко. (1926-1984) Проблемы дискурса и власти






    Этот французский теоретик, работавший больше в области философии, тем не менее, оказал большое влияние на социальную теорию и социологию.

    В его творчестве 2 этапа: " археология знания", т.е. вскрытия механизмов формирования знания, и " генеалогия власти", т.е. расширение прежнего узкого понимания власти.

    В ранний период " археологии знания" Фуко анализирует то, как формируется массив знания. Для этого он:

    1. акцентирует внимание на объектах, а не на субъектах, т.е. важно, что говорится, а не кто говорит.

    2. описывает этот процесс через понятие дискурса.

    По Фуко дискурс - это группа утверждений, имеющих общую систему своего формирования. Дискурс не является документом, он рассматривается как момент.

    Примеры дискурса:

    " Как ты живёшь? Да я в твоём возрасте..." - дискурс-родителей.

    " Почему вы не ходите на занятия и не выполняете требования? " - дискурс преподавателя.

    Существует ли научный дискурс? Важно различать анализ явления от анализа дискурса об этом явлении. Например, научный анализ коррупции и анализ дискурса о коррупции, т.е как коррупция оценивается в данном социуме.

    Поздний Фуко переносит акцент с формирования знания на проблему власти и её формирования (генеалогия власти). Его заслуга состоит в расширении прежнего узкого понимания власти, которое ограничивалось силой и центром (власть только в центре), а также одним носителем власти.

    В своём исследовании Фуко расширяет область власти и включает в неё такие сферы, как: 1. знание; 2. сексуальность; 3. сумасшествие (как следствие его интереса к психоанализу).

    Для Фуко само знание и обладание знанием обладает мощным властным потенциалом, т.е. сфера знаний у него также попадает в сферу властных отношений.

    Проблеме сексуальности и сексуальных удовольствий Фуко уделяет особое внимание в своём трёхтомнике " История сексуальных удовольствий". В нём он рассматривает то, как сексуальные желания являлись предметом регулирования со стороны властителей (свобода/запрет).

    Сексуальные отношения обладают таким же властным потенциалом, и поэтому тоже относятся к сфере власти.

    В истории современности мы видим много примеров их взаимосвязи: от влиятельной Клеопатры до современных сексуальных скандалов современных политииков (сексуальный скандал президента США Клинтона и Моники). " Власть имущие" всегда имеют облегчённый доступ к сексуальным удовольствиям.

     

    Социология Пьера Бурдье (1930- 2002)

    - французский теоретик, получивший философское образование, долгое время занимавшийся полевой работой (этнографа) в Алжире и лишь после этого ставшего социологом.

    Основные идеи:

    - замена понятия субъекта на агента,

    - развитие теории власти, символической власти

    - понятие габитуса

    Пытаясь отойти от теории структурализма, в которых индивид зависим от основных социальных структур, Бурдье заменяет слабое понятие субъекта на более сильное - агент, таким образом, в его теории индивид уже не пассивен, как ранее, а более активен (сравнить понятия агент 007 и субъект 007).

    Бурдье продолжает традицию отхода от старого, узкого понимания власти у Фуко (с которым он дружил). Для этого вводит такое понятие, как " символическая власть ", т.н. " soft power" - мягкая власть в противоположность традиционной " hard power" - жесткой власти как силе. Другими словами, символическая власть это власть авторитета, которая в современном обществе является необходимой и даже более важной составляющей власти. Таким образом, современная власть должна быть не только легальной и опираться на власть как на силу, но и быть легитимной, т.е. завоевавшей и сохраняющей власть как авторитет.

    Это объясняет феномен неизбежного падения власти диктаторов, которые опираются и наращивают только жесткую власть как силу (пример Садама Хусейна в Ираке и Каддафи в Ливии).

    Понятие габитуса является теоретической инновацией Бурдье с целью объяснить, как в действиях индивида сочетается объективное и субъективное начало; через это понятие мы можем объяснить то в поведении людей, что обозначают нечётким понятием " менталитет".

    Понятие " габитус" сложное, и у самого автора есть несколько вариантов его определения.

    Более строгое: габитус - это система установок, которые агент неосознанно наследует, впитывает (объективность процесса) и далее руководствуется этими установками и неосознанно воспроизводит их на практике (субъективность процесса).

    Другие определения габитуса по Бурдье:

    - это социальная игра. воспринятая человеком и превращённая им в свою вторую природу.

    - это то наследие, которое получают социальные агенты и которым далее руководствуются на практике.

    Самое простое:

    - это состояние, в котором социальный агент чувствует себя как рыба в воде.

    Существует " временной габитус", т.е. наше поколение - уже не дети СССР, а, при всех ее недостатках, дети Украины, а поколение наших родителей - дети СССР.

    Есть также " пространственный габитус", объясняющий, например, почему установки восточных украинцев отличаются от установок западных украинцев.

    В силу этих причин габитус характеризуется иммунитетом к чему-либо чужому из другого габитуса. Его представители даже не рассматривают других альтернатив, следовательно, отсюда вытекают проблемы с перевоспитанием носителей определённого габитуса.

    Бурдье развивает свою теорию символической власти и габитуса применительно к языковой коммуникации (см. приложение - " Интервью с Бурдье")

    Главные идеи:

    - отличие социологического подхода к языковой коммуникации - она понимается также как сфера властных отношений

    - в этом общении также присутствует " языковой габитус" - неосознанное ограничение (самоцензура - осознание что, кому, когда и насколько можно говорить).

     

    Жан Бодрийяр и его теоретические инновации (1929-2007)

    Это французский теоретик, который писал о себе, что просто зарабатывает социологией себе на жизнь.

    Он прошёл эволюцию влияния марксизма и отхода от него, поэтому вместо марксистского акцента на производстве Бодрийяр делает акцент на потреблении и анализирует общество потребления.

    При этом само потребление у него не столько удовлетворение потребностей человека определённым товаром, сколько то, что товары рассматриваются как носители символов, кодов, статусов.

    Он пишет: " Вы предпочитаете автомобиль BMV авто Hyundai не столько потому, что он ефективнее среди авто, сколько потому, что обладание BMV дает вам более высокий статус".

    В результате обмен товарами превращается в процесс символического обмена, обмена статусами.

    Этот процесс разрыва между самим товаром и его функциями с одной стороны и товаром как кодом и статусом с другой, сегодня становится всё больше.

    В результате возникает процесс симулирования ухода в виртуальное пространство. Более того, Бодрийяр фиксирует появление таких феноменов, как симулякры. Это то, чего нет в действительности, но в существование чего мы верим. Он приводит пример McDonalds`а как ресторана.

    Феномен симулякр мы наблюдаем не только относительно товаров, но и во всех сферах жизнедеятельности. Наше образование - во многом симулякра. Симулякры существуют в политике. Например, то, что при Ющенко идет вступление Украины в НАТО было симулякрой, но многие украинцы боялись этого как реальности. Новая власть с лозунгом " жить по-новому" тоже является симулякрой.

    Очень показательна оценка Бодрийяром террористических актов в США 11.09.2001. Это они (террористы), кто сделал это, но именно мы (Запад) создали все условия, чтобы они это сделали. Т.е., он показывает, что терроризм - средство неравенства в современном мире, когда богатый Запад эксплуатирует бедные страны, и в целом терроризм появляется там, где нельзя решать споры цивилизованным юридическим, политическим и другим порядком.

     

     






    © 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
    Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
    Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.