Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глухие среди слышащих 12 страница






В 1926-1927 гг. была законодательно оформ-
лена система специального образования для глу-
хих детей. В официальных постановлениях госу-
дарство формулирует цели специального образо-
вания: " подготовка через школу и труд к общест-
венно полезной трудовой деятельности". Прави-
тельство поручает Наркомпросу подготовить план
введения всеобщего обучения слепых и глухоне-
мых. В постановлении СНК " Об учреждениях для
глухонемых, слепых и умственно-отсталых детей и
подростков" (1926) были утверждены типы специ-
альных школ, причем школы для глухих были вы-
делены из системы детских домов и стали назы-
ваться школами-интернатами.

Формирующаяся система специального обра-
зования предусматривала создание сети специаль-
ных учебных заведений, где дети-инвалиды отде-
лялись от общества. Попадая в специальную шко-
лу-интернат круглогодичного содержания, ребе-
нок оказывался практически изолированным от
семьи, от общества. Дети лишились духовной под-
держки со стороны церкви и помощи благотвори-
тельных организаций. Дети, по замечанию про-
фессора Н.Н. Малофеева, оказались как бы замк-
нутыми в особый социум (" дефектологический
квадрат"), внутри которого и осуществлялось спе-
циальное образование.

В конце 1920-х гг. основным звеном обучения
глухих становится школа " первой ступени". На
втором съезде ВОГ в январе 1929 г. глухие депута-
ты резко критиковали положение с образованием
глухих. Н.М. Крылов из Уфы говорил: " В некото-
рых отделах Наробраза работники... понятия не
имеют о существовании глухонемых и тем более о
том, как их учить, считают, что учить их невоз-
можно". Речь делегата от Крыма Е.Н. Мохонова
поражает смелостью:

" Дело поставлено еще хуже, чем в царское
время. Может быть, в центре оно высоко, но в
провинции - слабо. Я полагаю, что Вы. Федор Ан-
дреевич (Pay), согласитесь со мною, что в период
Советской власти не выпустили ни одного тако-
го глухонемого, которого мы могли бы назвать
вполне развитым. Если и бывают такие, то
лишь благодаря яркой индивидуальности, лич-

ным стараниям самого ученика. Нормальная уче-
ба для глухонемых должна продолжаться
7-9 лет, а у нас она заканчивается за 4-5 лет. Я
должен признать, что недопустимо такое отно-
шение к нам Советской власти. Знаете, товари-
щи, что в буржуазной Польше, вооруженной до
зубов, обучение глухонемых поставлено гораздо
лучше. Там охвачено 46%, а у нас
- 0, 9%".

Положение в школах глухонемых детей, фак-
ты бесчеловечного отношения к детям в ряде
школ, отсутствие надлежащего контроля со сторо-
ны Нарком проса вызвали беспокойство депутатов
съезда. В том же 1929 г. газета " Жизнь глухоне-
мых" публиковала гневные статьи:

" К ответу насильников

В последнее время в Правление ВОГа, в редак-
цию газеты ЖГ начали поступать заявления о
ряде ненормальностей, творимых в школах глу-
хонемых детей. В этих заявлениях говорится о
развращении малолетних девочек, о насилии и по-
пытках к насилию, издевательствах, избиениях...

Чита, Уфа, Ставрополь, Пенза..."

" К раскрытию безобразий в школах глухоне-
мых

10 и П августа в клубах глухонемых Москвы
проходили многолюдные митинги протеста про-
тив творящихся в школах глухонемых безобра-
зий и насилий над глухонемыми детьми. В приня-
тых на митингах резолюциях глухонемые Моск-
вы требуют " самого сурового наказания насиль-
никам. Поганой метлой вымести из школ глухо-
немых всех замешанных в развращении детей пе-
дагогов и их укрывателей. Органы Наркомпроса
должны усилить надзор за школами глухоне-
мых".

В 1930-е гт. осуществлялось всеобщее началь-
ное обучение глухонемых детей, в проведении ко-
торого активное участие принимали члены ВОГ.

Нарком просвещения А.С. Бубнов подписал
приказ о введении всеобуча физически-дефектив-
ных, умственно-отсталых и страдающих недостат-
ками речи (логопатов) детей и подростков. Приказ
и инструктивное письмо в 1931 г. были опублико-
ваны в Бюллетене Наркомпроса СССР.

Планировалось провести следующие меропри-
ятия: " подготовить к 1 октября 1932 г. около
1300 педагогов для школ глухонемых детей и под-
ростков; с 15 сентября с.г. открыть в каждой обла-
сти (крае) при опорных школах для глухонемых
детей и подростков краткосрочные (3 месячные)
курсы; к этому времени открыть дефектологиче-
ские отделения при педтехникумах, в составе кото-
рых должна быть секция по подготовке педагогов
с глухонемыми, тугоухими и позднооглохшими
детьми и подростками".

" За всеобщее обучение глухонемых

В 1934 году в школах глухонемых РСФСР обу-
чалось 10200 детей, а в 1938 году
- 22200. Широко
развернулась работа по ликвидации неграмотно-
сти среди взрослых глухонемых: в 1934 году в
школах взрослых обучалось 4 тысячи человек, а в
1938 году - 11500 человек"
(" Жизнь глухонемых".
1939. №4).

Постановление ЦК ВКП(б) " О всеобуче" не
содержало отдельной статьи о детях с отклонени-
ями в развитии, и таким образом на них распро-

странялись нормативы обучения, предназначен-
ные для нормально развивающихся детей. Ника-
кого специализированного стандарта для учащих-
ся с отклонениями в развитии не было введено -
государство установило для всех без исключения
детей школьного возраста единый образователь-
ный стандарт. Это означало, что глухие дети в
школе-интернате должны были усвоить, хотя в
иные сроки и при помощи специальных методов
обучения, общий государственный стандарт. Это
было примечательной особенностью советской
системы специального образования, и именно эта
сверхзадача стимулировала развитие отечествен-
ной научной школы дефектологии.

В 1932 г. были разработаны новый учебный
план и программа для школ глухонемых детей.
Введен девятилетний срок обучения. В учебный
план школ были включены предметы, изучаемые
во 2-й ступени массовой школы (история, физика,
химия). Началось введение в систему трудового
обучения элементов политехнического образова-
ния.

Осуществление всеобуча глухонемых способ-
ствовало формированию системы специальных
учреждений: ясли, детсады, специальные началь-
ные, семилетние и средние школы, специальные
школы для подростков и взрослых глухонемых; на
основе принципа дифференцированного обучения
организовывались школы для глухонемых, туго-
ухих, позднооглохших (первые классы для слабо-
слышащих и позднооглохших появились еще в
1920-е гг. в Отофонетическом институте в Ленин-
граде).

Во второй половине 1930-х гг. на страницах
журнала " Жизнь глухонемых" была организована
широкая дискуссия по вопросам школьной подго-
товки глухих учащихся. Отмечались низкие ре-
зультаты обучения, подчеркивалось, что глухие
учащиеся даже старших классов не владеют уст-
ной речью.

В 1938 г. состоялось Всероссийское совещание
сурдопедагогов, на котором было предложено пе-
ренести упор на формирование коммуникативных
средств у детей, была подчеркнута важная роль
письменной речи и дактилологии.

Из " Обращения Всероссийского совещания по
вопросам обучения и воспитания глухонемых де-
тей" (20 августа 1938 г.):

" Школы для глухонемых детей, бывшие до
последнего времени на задворках Наркомпроса,
включены сейчас в общий ряд советских школ,
имеют теперь новые программы и учебный
план...

Однако последствия вредительских действий
врагов народа, приложивших свою грязную лапу и
к участку работы с глухонемыми детьми, до кон-
ца еще не ликвидированы: не осуществлено пол-
ностью всеобщее начальное обучение глухонемых
детей...

Наши школы не давали до сего времени глухо-
немому ребенку сколько-нибудь удовлетвори-
тельных знаний даже в объеме начальной школы.

...В качестве центральной и по существу
единственной задачи школы для глухонемых де-
тей выдвигалась задача обучения технике говоре-
ния. Эта работа, превращенная в самоцель и про-

водимая в отрыве от борьбы за знания, при игно-
рировании развития
у глухонемых детей других
видов словесной речи (письменной речи во всех ее
видах и дактилологии)... преступно тормозила
развитие глухонемого ребенка".

К началу войны был практически осуществлен
всеобщий охват обучением глухих детей в РСФСР.
Параллельно была развернута сеть пунктов лик-
беза для взрослых глухонемых.

Накануне войны количество школ для глухоне-
мых составляло 271 (училось более 31, 4 тыс. детей и
подростков). К лету 1944 г. в результате восстанови-
тельной работы действовали 154 школы (более
12, 8 тыс. учащихся). В первой половине 1950-х гг.
положение с обучением глухих во многих областях
было запущено. Вне школ находилось более 7 тыс.
глухих переростков. В более чем 200 школах всего
10% учителей имели специальное образование.
В сельской местности, в которой проживало много
глухих, не было учителей совсем.

В 1960-е и последующие годы особое внимание
уделялось развитию теории, созданию научных ос-
нов обучения, воспитания и трудовой подготовки
глухих детей. Особую роль играл созданный в
1944 г. при Академии педагогических наук Науч-
но-исследовательский институт дефектологии
(НИИД) - ныне Институт коррекционной педаго-
гики Российской Академии образования. Целая
плеяда выдающихся ученых создала оригиналь-
ную систему воспитания и обучения глухих и сла-
бослышащих детей.

В 1990-е гг. стали меняться ценностные ориен-
тиры образования: на первый план стали выходить
задачи целенаправленного формирования жизнен-
ной компетенции, личностного, социально-эмоци-
онального развития глухого ребенка. В России бы-
стро растет число родителей, которые желают
воспитывать ребенка в семье, а не отдавать его в
закрытый интернат. Распространяются интегра-
тивные подходы к обучению глухих и слабослы-
шащих детей. В настоящее время в рамках систе-
мы специального образования глухих действуют
разнонаправленные тенденции и подходы, о чем
уже упоминалось в главе, посвященной обучению
глухих и слабослышащих детей.

 

Становление системы профессионального
образования глухих

С сентября 1925 г. при Северо-Западной
профессионально-технической школе НКСО
им. М.В. Фрунзе в Ленинграде было открыто отде-
ление для глухонемых, для которых в первый год
было выделено 50 мест. В 1927 г. была выпущена
первая группа глухих курсантов, и в том же году
Наркомпрос издал циркуляр " О допущении глухо-
немых к производственному обучению в проф-
школах и учебно-производственных мастерских".

В 1929 г. в Москве на химическом Рабфаке
им. Бухарина начала заниматься первая группа
глухих (l9 чел.). В 1931 г. на рабфаке им. Рыкова в
Москве было открыто отделение для глухих.
В 1930-е гг. глухие обучались группами на рабфаках
в Ленинграде, Кудиново под Москвой, Томске.
В сентябре 1931 г. на рабочем факультете при Пла-
новом институте в Новосибирске начала обучаться

группа глухих, в 1933 г. ее перевели на рабфак
Томского технологического института (штатных
переводчиков при группе не было, их заменяли до-
бровольцы из числа слабослышащих студентов).

Были организованы также группы глухоне-
мых при ФЗУ 1-го подшипникового завода, ФЗУ
механического завода в Кемерово, ФЗУ завода
" Ростсельмаш" и др.

Для 1920-30-х гг. было характерно профессио-
нальное обучение глухих в школах с фабрично-за-
водскими отделениями и на базе фабрично-заво-
дских училищ при промышленных предприятиях.
Специально выделенных для обучения глухих фа-
брично-заводских отделений (ФЗО) и фабрично-
заводских училищ до 1953 г. не было, но в каждом
отдельном случае договаривались с какой-либо
школой ФЗО и ФЗУ о единовременном обучении
группы глухонемых в количестве 20-25 чел. На-
пример, с 1 сентября 1933 г. начались занятия в
группе глухонемых в составе 20 чел. при ФЗУ Ке-
меровского механического завода в с двухгодич-
ным сроком обучения

Начало обучению глухих в техникумах было
положено в 1931 г., когда в Ленинградском индуст-
риальном техникуме НКСО им. М. Фрунзе глухие
начали обучаться в одних группах совместно со
слышащими на металлообрабатывающем и дере-
вообрабатывающем отделениях.

До Великой Отечественной войны рабфаки за-
кончило 396 глухих, 122 из которых получили в
дальнейшем высшее образование.

После войны начался прием глухих в Москов-
ский машиностроительный им. Дзержинского и

Московский кислородно-сварочный техникумы.
С 1948 г. глухие могли получить специальности то-
каря-универсала, столяра, слесаря-инструменталь-
щика в Тульском специальном ремесленном учи-
лище. В первой половине 1950-х гг. для групп глу-
хих были организованы школы ФЗО на базе Горь-
ковского автозавода. Челябинского тракторного
завода, на заводе в г. Верхняя Тура Свердловской
области. В 1949 г. при Златоустовском машино-
строительном техникуме им. П.П. Аносова была
организована группа из 20 глухих учащихся. В сле-
дующем году в Челябинский машиностроитель-
ный техникум на первый курс было принято
32 глухих. В обоих техникумах готовили специали-
стов по специальности " холодная обработка ме-
таллов". С 1952 г. глухие обучались группами в
Рыбинском авиационном техникуме и во Влади-
мирском авиамеханическом техникуме. С 1965 г.
зубных техников из числа глухих готовили в Пяти-
горском медицинском училище. К 1976 г. в РСФСР
спецгруппы были открыты при 9 техникумах.

В 1961 г. был утвержден список профессий из
298 специальностей, которые глухие могут полу-
чить в техникумах и вузах.

В 1965 г. в Павловске открыл двери глухим
студентам выстроенный на средства ВОГ Ленин-
градский восстановительный центр (директор -
И.Ф. Гейльман), при котором имелись: политехни-
кум, профессиональное училище и учебные мас-
терские.

В 1975 г. при Московском техникуме механиза-
ции Центрального статистического управления
РСФСР была создана первая группа глухих. До

1986 г. в техникум для группового обучения (с пе-
реводчиками) принимали ежегодно по 15-20 глу-
хих из различных учебных заведений г. Москвы.

В 1981 г. Московское медицинское училище
№ 1 открыло двери для первой группы глухих уча-
щихся в количестве 20 чел. Студентами училища
стали выпускники московских школ-интернатов для
глухих и слабослышащих детей № 30, № 10 и НИИД.

1980-1990 гг. при содействии Московской ор-
ганизации ВОГ были организованы группы глухих
учащихся в различных средних специальных учеб-
ных заведениях г. Москвы.

 

Краткая история высшего образования глухих
в России

Начало обучению глухих в вузах было поло-
жено в 1932 г. Московским институтом химическо-
го машиностроения, куда было зачислено более
10 глухих студентов, бывших рабфаковцев.

В 1934 г. в Московский механико-машинострои-
тельный институт (нынешний МГТУ им. Н.Э. Бау-
мана) было принята первая группа глухих и слабо-
слышащих. Базой для подготовки глухих в МВТУ
стал рабфак им. СМ. Кирова, на котором по иници-
ативе Московской организации ВОГ была создана
группа глухих. В 1934 г. нарком тяжелой промыш-
ленности Серго Орджоникидзе, у которого на прие-
ме побывали председатель Центрального правления
ВОГ и переводчица Д.Н. Стопановская, поручился
за будущих студентов института из числа глухих.
Так началась многолетняя история обучения глухих
в престижном техническом вузе.

Такие же группы были организованы в середи-
не 1930-х гг. при МГУ на химическом факультете,
при Московской сельскохозяйственной академии
им. К.А. Тимирязева (факультет агрохимии и поч-
воведения). Глухие обучались также в Ленинград-
ском индустриальном и Ленинградском химико-
технологическом институте. В 1935 г. первая груп-
па глухих рабфаковцев поступила в Томский тех-
нологический институт.

В 1935 г. СНК принял постановление " Об уве-
личении размера стипендии глухонемым учащим-
ся в высших учебных заведениях, техникумах и ра-
бочих факультетах".

К 1947 г. в вузах обучалось 76 глухих студен-
тов, в 1951 г. их число выросло до 202 чел.

В 1959 г. группа молодых выпускников МВТУ
им. Баумана была направлена в Конструкторское

бюро СП. Королева.

В 1970-80-е гг. глухие занимались на вечерних
и заочных отделениях Московского заочного по-
литехнического института. Ленинградского инсти-
тута точной механики и оптики и др.

О групповом обучении глухих в вузах в настоя-
щее время рассказано выше.

13.13. Всероссийское общество
глухих сегодня
Всероссийское общество глухих - обществен-
ная некоммерческая самоуправляемая организа-
ция, действующая на основе Конституции РФ, за-
конодательства РФ и Устава ВОГ и объединяю-
щая около 140 тыс. лиц с нарушениями слуха.

Всероссийское общество глухих построено по
территориально-производственному принципу: в
него входят республиканские (Башкирское, Татар-
ское и др.), краевые, областные, Московская го-
родская и Санкт-Петербургская организации
ВОГ - всего 74 региональные организации. Пос-
ледние управляют работой более чем 300 местных
организаций, проводят организационно-массовую
работу с неслышащими гражданами. Координа-
цию работы региональных структур осуществляет
Центральное правление ВОГ. Раз в пять лет созы-
ваются Съезды ВОГ, на которых делегаты изби-
рают Президента ВОГ, Центральное правление
ВОГ и Центральную ревизионную комиссию. На
Пленуме Центрального правления ВОГ избирает-
ся Президиум ВОГ.

Следует подчеркнуть, что модель национальной
общественной организации глухих в России сущест-
венно отличается от национальных ассоциаций глу-
хих за рубежом. Для заграничных организаций глу-
хих характерно более четкое распределение власт-
ных полномочий: распорядительной, исполнитель-
ной и контролирующей. Там, как правило, прези-
дент, избираемый на конференции национальной
организации (проводимой раз в 2-3 года), выполня-
ет свою работу на общественных началах, ведет за-
седания бюро организаций, на которых обсуждается
ход выполнения запланированных конференцией
мероприятий и принимаются решения. По рекомен-
дации президента бюро назначает исполнительного
директора, который возглавляет работу исполни-
тельного аппарата (с ним заключается контракт и
его труд оплачивается). Таким образом, исключает-
ся ситуация, когда власть сосредоточивается в руках
одного человека. Модель нашего Общества глухих
унаследована от советских времен и по ряду крите-
риев не отвечает демократической направленности
преобразований, осуществляемых в России. Выбо-
ры на съездах ВОГ, конференциях региональных
организаций ВОГ почти повсеместно проводятся от-
крытым голосованием, зачастую на безальтерна-
тивной основе.

В 1926 г. в СССР был образовано Всероссий-
ское общество глухонемых, главными задачами
которого была борьба с неграмотностью и трудо-
устройством глухонемых. Для этого открывались
различные мастерские, артели, часть которых
впоследствии выросла в учебно-производственные
предприятия (в 1999 г. УПП ВОГ были преобразо-
ваны в ООО " Социально-производственные пред-
приятия"), а при них и клубах глухих были органи-
зованы курсы ликвидации неграмотности.

В 1930-е гг. в Центральном Совете Профсою-
зов был организован отдел по работе с глухими,
который развернул работу по широкому вовлече-
нию глухих в производство, - это были годы инду-
стриализации СССР. В 1950-е гг. экономическое
положение учебно-производственных предпри-
ятий настолько укрепилось, что с 1954 г. ВОГ пол-
ностью перешло на финансирование расходов за
счет собственных средств: культурные програм-
мы, содержание Домов культуры и клубов, зарпла-
та штатных сотрудников Общества, строительство
квартир для глухих, домов отдыха, оплата льгот-
ного отдыха членов ВОГ, помощь школам для глу-
хих и слабослышащих.

Финансирование осуществлялось за счет при-
были, полученной от производственной деятель-
ности УПП. Постановлением Совета Министров
РСФСР в 1959 г. Всероссийское общество глухоне-
мых было переименовано во Всероссийское обще-
ство глухих.

Большое внимание уделялось строительству до-
мов культуры для глухих. Тогда и зародилась мо-
дель " города глухих" (чисто советский феномен) —
рядом с учебно-производственными предприятиями
строились многоквартирные дома для рабочих, на
территории предприятий появились общие холлы
для глухих - " красные уголки", вблизи располага-
лись дома культуры со спортивными площадками.
Молодые глухие получали профессиональную под-
готовку на предприятиях, а до получения квартир
могли жить в общежитиях рядом с фабриками.

Подобные " города глухих" были построены в
Пскове, Смоленске, Горьком (Нижнем Новгороде),
Йошкар-Оле, Ейске, Омске, Саратове, подмосков-
ном Подольске и других городах. Здесь сейчас жи-
вет много слышащих - детей и родственников глу-
хих. Большинство этих людей знает жестовый язык.

В 1971 г. 14 тыс. чел. из 144 тыс. членов ВОГ
работали на 69 УПП. На каждую группу из 50 че-
ловек полагался переводчик или социальный ра-
ботник. На 157 клубов приходилось 24 спортивных
зала и 120 спортивных площадок.

В 1960-1970-х гг. на средства ВОГ помимо
большого числа производственных зданий, домов
культуры, жилых домов были выстроены Дом от-
дыха " Маяк" на Кавказском побережье Черного
моря, Дом отдыха " Крюково" и пансионат им. 50-
летня ВОГ в Подмосковье, Ленинградский восста-
новительный центр в Павловске, Армавирский
дом-интернат для престарелых и инвалидов по слу-
ху с сопутствующими заболеваниями, первый в
мире профессиональный Театр мимики и жеста,
административное здание ЦП ВОГ.

В настоящее время в " хозяйстве" Общества -
68 социально-реабилитационных предприятий
(СРП) различных профилей производства: швейное
производство, металлообработка, деревообработка
и др. Большинство занятых в СРП - глухие работни-
ки. Подобные предприятия существуют также в
бывших республиках СССР, а также в Болгарии. В
Польше они уже прекратили свое существование.
По-видимому, в будущем на этих предприятиях, ес-
ли они выживут, будут работать только глухие, име-
ющие 1-ю или 2-ю группу инвалидности и сопутст-
вующие заболевания. В системе Общества функци-
онирует более 250 клубных учреждений и домов
культуры. В Москве действует профессиональный
Театр Мимики и Жеста. На побережье Черного мо-
ря имеется санаторное учреждение " Маяк".

В 1990-е гг. на баланс г. Армавира был переве-
ден дом-интернат для престарелых и инвалидов по
слуху с сопутствующими заболеваниями. Бывший
Ленинградский восстановительный центр передан
в ведение Министерства труда и социальной защи-
ты РФ.

С распадом СССР и началом " перестройки"
(вторая половина 1980-х гг.) система стала давать
сбои. Пришлось передавать в муниципальную соб-
ственность жилые дома в связи с невозможностью
оплачивать за счет УПП коммунальные платежи.

Немногие СРП могут обеспечить своим работникам
достойную зарплату. Численность работающих ин-
валидов по слуху на СРП сокращается и составляет
в настоящее время около 4 тыс. чел. Если раньше
все отчисления от прибыли переводились в Москву,
откуда деньги распределялись по местам, то теперь
часть средств остается в распоряжении местных
правлений ВОГ, что не всегда позволяет даже обес-
печить зарплату работникам Общества. Не хватает
средств и на выполнение программы культурного
обслуживания членов ВОГ. Если в 1991 г. функцио-
нировало 423 культурных ВОГовских центра, где
работало 3460 чел., то сейчас осталось 264 клубных
учреждения с 980 сотрудниками, из них 436 - инва-
лиды по слуху, а собственно специалистов по куль-
турно-просветительной работе всего 273. Лучшие
ДК ВОГ со стабильным штатом и самодеятельными
коллективами работают в Уфе, Челябинске, Ново-
сибирске, Нижнем Новгороде, Иркутске, Самаре,
Ярославле, Москве, Екатеринбурге, Архангельске,
Орле, Владимире (информация отдела культуры
ЦП ВОГ)- Поэтому региональные правления Обще-
ства на местах уповают на помощь губернаторов,
ведут активные поиски спонсоров.

Центральное правление ВОГ не может обеспе-
чить политику самофинансирования, но активно
взаимодействует с государственными органами,
участвует в разработке законодательных и норма-
тивных актов по реабилитации инвалидов и в раз-
работке и осуществлении целевых социальных
программ реабилитации инвалидов по слуху.

В январе 2000 г. Постановлением Правительст-
ва Российской Федерации была утверждена Феде-
ральная целевая программа " Социальная поддерж-
ка инвалидов на 2000-2005 годы", финансирование
которой определено за счет средств госбюджета.

Программа предполагает создание на первом
этапе реабилитационных учреждений Всероссий-
ского общества инвалидов, Всероссийского обще-
ства слепых, Всероссийского общества глухих,
развитие их материально-технической базы, орга-
низацию и проведение фестивалей, конкурсов и
спортивных мероприятий для инвалидов, создание
специальных телевизионных программ и системы
оказания переводческих услуг, что имеет значение
для обеспечения доступа инвалидов к информа-
ции, более активного участия в культурной, спор-
тивной и иных сферах жизни общества.

На втором этапе (2003-2005 гг.) ожидается уве-
личение государственной поддержки общественных
объединений инвалидов. Объем финансирования
мероприятий за счет средств федерального бюдже-
та составит 1524, 2 млн руб., в том числе на государ-
ственную поддержку общественных объединений
инвалидов будет израсходовано 282, 14 млн руб.

Федеральная целевая программа " Социальная
поддержка инвалидов на 2000-2005 годы" для глу-
хих предусматривает комплекс мероприятий:

Разработка и внедрение системы профессио-
нальной реабилитации инвалидов, обеспечиваю-
щей их конкурентоспособность и занятость на
рынке труда, в том числе путем создания и сохра-
нения рабочих мест для инвалидов.

Освоение серийного производства новых мо-
дификаций слуховых аппаратов, комплектующих
частей и сопутствующих изделий к ним.

Внедрение в производство технических
средств передачи текстовой и звуковой информа-
ции для людей с нарушением функций слуха, слу-
ховых тренажеров и визуальных информаторов о
звуковых сигналах. Ожидаемые результаты: се-
рийное производство новых моделей специальных
телефонных аппаратов (15 тыс. штук в год); так-
тильных вибраторов (8 тыс. штук в год); устройств
для скрытого субтитрования телевизионных про-
грамм, декодеров для приема скрытых субтитров
(10 тыс. штук в год); технических устройств для
связи глухих по телефону (20 тыс. штук в год); слу-
хоречевых тренажеров коллективного и индивиду-
ального пользования (4 тыс. штук в год); световых
и вибрационных информаторов (40 тыс. штук в
год); 10 наименований устройств для оборудования
учебных и рабочих мест для инвалидов по слуху
(12 тыс. штук в год).

Подготовка и издание учебных и методиче-
ских пособий, рекомендаций, нормативно-техни-
ческих документов, информационных сборников,
производство кино- и видеоматериалов по пробле-
мам инвалидности и инвалидов.

Реконструкция и развитие санаторно-ку-
рортных учреждений всероссийских обществен-
ных объединений инвалидов с созданием на их
базе центров медицинской и социальной реаби-
литации.

Поддержка действующих предприятий ВОГ
для сохранения и создания новых рабочих мест для
инвалидов по слуху. Ожидаемые результаты: обес-
печение трудоустройства 3550 инвалидов по слуху
на 68 предприятиях ВОГ.

 

Создание в Российской Федерации системы
услуг по сурдопереводу с использованием базы ре-
гиональных отделений ВОГ. Ожидаемые резуль-
таты: подготовка и повышение квалификации спе-
циалистов по сурдопереводу на базе Межрегио-
нального центра реабилитации лиц с проблемами
слуха Минтруда России; оснащение региональных
групп ВОГ специальным оборудованием для сур-
доперевода.

Организация и проведение всероссийских,
международных и региональных фестивалей, кон-
курсов и спортивных соревнований для инвалидов.






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.