Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Бюджетный процесс и его участники






 

Бюджетный процесс — это совокупность этапов формирования и исполнения бюджета, включающий формирование, утверждение, исполнение бюджета, а также утверждение отчета об исполнении.

Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный процесс в Российской Федерации регламентируется: Бюджетным кодексом РФ; соответствующим законом субъекта Федерации; соответствующими правовыми актами органа местного самоуправления.

Бюджетный кодекс РФ, являющийся базовым документом, регули­рующим бюджетную деятельность, выделяет следующие стадии бюджетного процесса: составление проектов бюджетов; рассмотрение и утверждение бюджетов исполнение бюджетов; подготовка, рассмотрение отчета и утверждение отчета об исполнении бюджета.

Каждая стадия имеет свое назначение, все они должны быть соблюдены и выполнены в обозначенные законодательством сроки. Открытие бюджетных ассигнований осуществляется финансовыми органами только после утверждения соответствующего бюджета, что создает основу для исполнения бюджета.

Участниками бюджетного процесса являются: Президент РФ; органы законодательной (представительной) власти; органы исполнительной власти; органы денежно-кредитного регулирования; органы государственного и муниципального финансового контроля; главные распорядители и распорядители бюджетных средств; иные органы, на которые законодательством Российской Федерации и ее субъектов возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные уч­реждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов РФ, которое:

• составляет проект федерального бюджета и представляет его в Правительство РФ, а также принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов;

• осуществляет методическое руководство в области составления проекта федерального бюджета и его исполнения;

• разрабатывает, по поручению Правительства РФ, Программу го­сударственных внутренних заимствований Российской Федерации, условия выпуска и размещения государственных займов, выступает в качестве эмитента государственных ценных бумаг, проводит регистрацию эмиссии государственных ценных бумаг субъектов РФ и муниципальных ценных бумаг;

• осуществляет, по поручению Правительства РФ, сотрудничество с международными финансовыми организациями;

• разрабатывает, по поручению Правительства РФ, Программу го­сударственных внешних заимствований Российской Федерации, организует работу по привлечению иностранных кредитных ресурсов, разрабатывает программу предоставления гарантий Правительства РФ на привлечение иностранных кредитов третьими сторонами и определяет порядок предоставления таких гарантий;

• предоставляет, по поручению Правительства РФ, от имени Российской Федерации государственные гарантии ее субъектам, муниципальным образованиям и юридическим лицам;

• проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств, в том числе получателей бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и государственных гарантий, бюджетных инвестиций;

• регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образовании, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий;

• ведет государственные книги (реестры) внутреннего и внешнего долга РФ;

• осуществляет управление государственным долгом РФ;

• организует исполнение федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

• исполняет федеральный бюджет;

• осуществляет предварительный и текущий контроль за исполнением федерального бюджета, а также бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

• составляет отчет об исполнении упомянутых бюджетов в случае заключения соответствующих бюджетных соглашений;

• составляет отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ;

• представляет отчет об исполнении федерального бюджета в Правительство РФ;

• устанавливает порядок ведения учета и составления отчетности об исполнении бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, смет расходов бюджетных учреждений, устанавливает формы учет? и отчетности по исполнению бюджетов всех уровней;

• открывает лицевые счета главных распорядителей, распорядите­лей бюджетных средств, бюджетных учреждений, а также бюджетные счета получателей бюджетных средств;

• обладает правом требовать от главных распорядителей, распо­рядителей и получателей бюджетных средств представления отчетов об использовании средств федерального бюджета и иных сведений, связанных с получением, перечислением, зачислением и использова­нием средств федерального бюджета;

• получает от кредитных организаций сведения об операциях с бюджетными средствами и средствами государственных внебюджет­ных фондов;

• приостанавливает операции по лицевым счетам главных распоря­дителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

Особая ответственность за организацию и непосредственное ис­полнение бюджетного процесса возложена на Федеральное казначейство. Оно несет ответственность за: правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами; финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ; полноту и своевременность перечисления бюджетных средств получателям; своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей; своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета; фи­нансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись; финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета; осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями; исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.