Студопедия

Главная страница Случайная страница

Разделы сайта

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международные правовые акты о защите прав человека






Международные источники защиты прав человека подводят под основу прав человека и гражданина основополагающие принципы, которые закрепляют и способствуют реализации их правового статуса.
К этим принципам можно отнести следующие:
1. Не отчуждаемость прав и свобод человека. Права, признаваемые естественными, дарит не государство. Оно лишь признает, фиксирует и создает гарантии их реализации и соблюдения. Ни само государство, ни его органы, ни должностное лицо не вправе их отчуждать, ограничивать, кроме случаев, прямо предусмотренных в законе.
Запрещается злоупотребление правами, свободами. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на общественную нравственность и на конституционный строй. Наличие широких прав и свобод у каждого человека и гражданина означает, что все одинаково выступают их обладателями. Разумеется, в случае нарушения человеком прав, свобод другого (других) вступают в силу юридические гарантии, поскольку нарушается обязанность соблюдать законы, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц.
Запрещается незаконное ограничение прав и свобод. При этом указываются пределы и основы ограничения. Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законом. Во-вторых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Здесь по существу речь не только об ограничениях прав и свобод человека и гражданина, сколько о защите интересов государства и человека от посягательств со стороны отдельных людей. В-третьих, гражданин в полной мере может пользоваться политическими правами и свободами, без всяких ограничений.
Принцип действие прав и свобод человека и гражданина означает возможность и реальность использования ими своих прав и свобод. В условиях, когда государственный патернализм ограничивается заботой о слабо защищенных слоях населения, человек дееспособный сам должен заботиться о реализации своих прав и свобод, используя все предусмотренные гарантии.
Принцип равноправия. Вы равны перед законом и судом. Это означает, что для всех должны и обязательны требования законов, что все должны в равной степени отвечать за нарушение положений закона. Все равны и перед судом. Это означает, что суд доступен в одинаковой степени всем, независимо от какого бы то ни было положения человека и гражданина.
Принцип обусловленности содержания и применения законов и иных нормативных правовых актов. Права и свободы человека, провозглашенные Конституцией, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных и правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод.
Важным принципом является единство прав, свобод и обязанностей. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство страны. Каждый человек и гражданин живет в сообществе людей. Люди имеют не только равные права и свободы, но и равные обязанности по отношению к друг другу, к обществу, к государству.
Во-первых, в международных источниках закреплено признание идеологического и политического многообразия. В соответствии с этим акты не увязывают права и свободы человека и гражданина с его социальным статусом, приверженностью к каким-либо идеологическим ценностям, политическим взглядам. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной и обязательной.
Во-вторых, в основу современной международной концепции прав человека положен иной подход к субъекту правового статуса личности. Во Всеобщей Декларации прав человека в статье 1 записано: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства», т.е. права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов. Признание естественных прав человека государством является исходным началом.
В-третьих, высшей ценностью признан человек, его права и свободы. Государство рассматривается не как «самая массовая организация трудящихся», а как основной институт общества с широким кругом обязанностей и ответственностью перед членамиобщества.
В-четвертых, Всеобщая Декларация прав человека признала права и свободы человека «абсолютными и неотчуждаемыми», принадлежащему человеку от рождения.
Права личности - это её социальные возможности, законодательно закреплены государством. В них выражена та мера свободы, которая объективно возможна для личности. В пределах этой формально закрепленной свободой осуществляется самоопределение личности, устанавливаются условия реального пользования социальными благами в различных сферах политической, экономической, социально-культурной и личной жизни.
Возникновение понятия «права человека», т.е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и распространением идей естественного права. Ещё в V-VI вв. до н.э. древнегреческие мыслители (Ликофрон, Антифон, и др.) утверждали, что все люди равны от рождения и имеют одинаковые, обусловленные природой права. В период феодализма многие естествонравные идеи облекались в религиозную оболочку. Позднее они получили отражение и дальнейшее свое развитие в трудах Локка, Монтескье, Руссо, Канта, Бентама и других мыслителей. С развитием общественных отношений права человека из идеальной категории постепенно превращались в реальную действительность, закрепилось в государственно-правовых и международно-правовых документах, выступали критерием демократности той или иной системы правового и государственного устройства.
Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно-демократической и антиколониальной революции. Пафос идей Пейна и Джефферсона направлен не только на утверждение демократической государственности, но и на защиту неотъемлемых естественных прав человека. Трудно переоценить гуманистический заряд Декларации прав Вирджинии 1776 г, провозгласившей, что все люди по природе являются в равной степени свободными и независимыми и обладают определенными прирожденными правами, коих они не могут лишить себя и своих потомковкаким-либо соглашением.
В философско-правовом плане отношение к правам и свободам человека связано тесно с двумя основными направлениями юридической мысли: естественно-правовым и позитивистским. Если естественно-правовые теории рассматривают права человека как естественные, неотъемлемые, вытекающие либо из разума, либо из божественной воли, либо из неизменной природы самого человека, то позитивистское направление подходит к ним как к категории, установленной государством. В первом случае закон лишь фиксирует уже существующие права и свободы, во втором - создает их.
В современном мире вряд ли можно встретить в чистом виде как позитивистские, так и естественно-правовые теории. Уже великий голландский мыслитель и юрист Г.Гроций в своем подходе к международному праву пытался соединить эти два начала.
Лучше всего эта проблема раскрывается в известной мысли К.Маркса: «Законодатель... должен смотреть на как себя на естествоиспытателя. Он не делает законов, он не изобретает их, а только формулирует, он выражает в сознательных положительных законах внутренние законы духовных отношений».
Действительно, история учит, что взятые из головы, даже с благими намерениями, с целью осчастливливания людей, а не человеконенавистническими целями, но не опирающиеся на реальные условия жизни в обществе, научно не проработанные, юридические законы в лучшем случае остаются не бумаге. Часто же они становятся источником неразберихи, приводят к последствиям, которых никто не предвидел и не искал. Следовательно, закон должен соответствовать закономерностям жизни человека, а в нашем взаимозависимом, изменяющемся в сторону целостности мире, - и человечества.
С расширением связей между различными государствами и народами все сильнее стали сказываться на правах и свободах личности международные факторы. Опыт и идеи одних народов оказывали порой значительное воздействие на взгляды и практику в других странах. Постепенно стали складываться правила международной морали, а затем юридические нормы, ставящие вне закона наиболее грубые нарушения прав человека. Появились права и свободы, которые не должны зависеть не от общественного строя данной страны, ни от каких-либо других обстоятельств. Они естественны, неотъемлемо присущи любому индивиду, где бы он ни жил или ни находился. Эти права и свободы должны быть обеспечены человеку и в западном, и в восточном государстве, как в мусульманском, так и в христианском обществе, они не должны зависеть даже от того, идет ли речь об экономически развитой стране или о государстве развивающегося мира. Право человека на жизнь, и особенно объявление международным преступлением геноцида, запрещение пыток или других форм негуманного, унижающего человеческое достоинство обращения, право на признание правосубъектности любого индивида, запрет дискриминации по признакам языка, пола и т.д. и особенно противоправность расовой дискриминации и её крайней формы - апартеида - эти и некоторые другие права и свободы присущи любому человеку в современном мире. Государство обязано обеспечить каждому индивиду реализацию этих прав.
Права определяются не только характером общественных отношений, в рамках которых действует индивид, но и природой самого человека как биосоциального существа. Ведь именно потребности человека -биологические и социальные, лежат в основе прав и свобод личности. Развитие же общественных отношений, как внутригосударственных, так и международных, позволяет проявлять эти потребности, воплотить их в юридические права и свободы, и, естественно, способствует их совершенствованию.
Права и свободы человека, являясь проявлением потребностей человека, предопределяются уровнем и характером развития конкретного государственно-образованного общества и человеческой цивилизации в целом. Так находим экономические, социальные, политические, культурные, нравственные, религиозные и иные корни, определяющие уровень состояние прав и свобод личности.
И в этом смысле права и свободы человека можно назвать естественными, т.к. они, зависят не от воли отдельного государства или даже от международных стандартов.
Всеобщая Декларация прав человека - первый универсальный документ ООН по правам человека. До 10 декабря 1948 года (это дата принятия Всеобщей Декларации прав человека) права человека выступали в виде разрозненных идей, некоторого внутригосударственного законодательного регулирования, эпизодического заключения в двухсторонних договорах между государствами. Желая подчеркнуть значение данной Декларации, генеральная Ассамблея ООН установила 10 декабря как День Прав Человека.
Декларация начинается с закрепления принципов уважения достоинства личности, свобод и равноправия, запрета дискриминации. Уже в первых статьях провозглашаются: право на жизнь, право на свободу, право на личную неприкосновенность, охрана личной жизни индивида, закрепляются правовые гарантии защиты прав человека, процедурные гарантии отправления правосудия, запрещаются пытки и негуманное обращение с личностью. Приведенные права образуют группу личных прав и свобод.
Право на передвижение и на выбор места жительства, свобода мыслей и убеждений, право избирать и быть избранным в органы государственной власти, право на гражданство, закрепленные в статьях 6, 13-21 Декларации, в своей совокупности образуют гражданские и политические свободы. К социально-экономическим правам Декларации относятся: право на
обеспечение достаточного жизненного уровня, право на труд, право на
защиту от безработицы, право на справедливое вознаграждение за труд,
право на получение отпуска и на отдых, право на образование, право на
социальное обеспечение. Эти права нашли отражение в статьях 22-28

Декларации.
Фундаментальные права и свободы человека при наличии соответствующих условий могут быть ограничены, но это ограничение должно быть сформулировано только законом. Такое ограничение должно находиться в соответствии с требованиями морали в демократическом обществе, с установленном в нем общественным порядком. Причем подобного рода ограничения должны находиться в жестоких рамках соизмеримости и целесообразности. Эти ограничения ни в коем случае не должны вести к аннулированию содержания того или иного права индивида.
В основе положений Декларации лежит элемент обязательности. Поскольку Декларация принята по линии ООН, государства-члены взяли на себя обязательства соблюдать положения, данного документа, противоположное толкование означало бы уклонение от прямых обязанностей члена данной организации. Так, нормы запрета рабства, запрета негуманного отношения к личности приобрели благодаря Декларации характер обязательных.
Правовое значение данной Декларации состоит в том, что она оказала определенное влияние на содержание внутригосударственных законов. Это проявилось во включении Декларации прав человека в Конституции ряда государств и в обычные законы этих государств. Само включение предопределяло направленность содержания конституций, текущих законов. Хотя Всеобщая Декларация прав человека и не имеет юридически обязательный для государств характер, тем не менее, её значение состоит в том, что она впервые в истории человечества вобрала в себя в систематизированном виде основные ценности, положения, имеющие прямое отношение к правам и свободам человека.
Кроме того, её значение состоит в том, что она проложила дорогу Международным Пактам о правах человека, которые уже имели юридически обязательный для государств характер и обязывает государства соблюдать права и свободы человека в своих странах. Не менее важно и то, что Декларация представляет собой политический документ, позволяющий неправительственным организациям в разных странах осуществлять правозащитную деятельность.
Международные пакты о правах человека (пакт об экономических, социальных и культурных правах, пакт об гражданских и политических правах) от 19 декабря 1966 года, разработанные под эгидой ООН, представляют собой юридически обязательные документы, это означает, что государства, являющиеся участниками этих пактов, берут на себя обязательства неуклонно и неукоснительно соблюдать все положения этих пактов и должны обеспечивать соблюдение прав всех своих граждан на территории своих стран.


Организация Объединенных Наций придавала большое значение правам человека с первых лет своего функционирования. ООН за время своего существования приняло более 30 международных документов в области прав человека: деклараций, рекомендаций, конвенций, пактов. Все виды международных документов имеют свои особенности с юридической точки зрения и с точки зрения их реализации.


Особое место среди многих десятков международных договоров и соглашений, занимает так называемый Международный Билль о правах человека, который включает в себя Всеобщую Декларацию прав человека (10 декабря 1948 года), Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 года и 15 декабря 1989 года).
Заслуживают внимание документы, принятые в Европе и в результате деятельности Организации по Безопасности и Сотрудничеству в Европе, а также проводимые его конференции по правам человека и человеческому измерению (Рим, 1950 год; Хельсинки, 1975 г; Мадрид, 1983 г; Копенгаген, 1990 г.; Париж, 1990 г.; Москва, 1991 г. Хельсинки, 1992 г.; Вена, 1993 г.; Страсбург, 1995 г.)
Международный Пакт о гражданских и политических правах был подписан 16 декабря 1966 года. Пакт состоит из 6 частей, которые подразделены на 53 статьи. «Каждое участвующее в настоящем Пакте государство, - говорится в статье 2, обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юриспруденцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия»
Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах является важнейшим международно-правовым актом в области человека. Этот документ подписан государствами 16 декабря 1966 года.


Статья 6 Пакта говорит о том, что государства-участники признают право человека на труд, признает право каждого человека на справедливые и благородные условия труда. В статье 8 Пакта гарантируется право на организацию забастовок, и участие в них.
Существенным правом человека является его право на нормальный жизненный уровень в статье 11 Пакта.
Право человека на образование относится к разделу основных социальных прав человека.
Культурные права человека нашли отражение в статье 15 Пакта.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года представляет собой особый международный документ, призванный обеспечивать права тех лиц, которые в силу своего несовершеннолетия не могут пользоваться своими правами в полном объеме, а также обеспечивать их специфические права, связанные с их возрастом, положением в семье и т.д. В системе ООН проблемами прав ребенка занимается Юнисеф - Детский фонд ООН и Комитет по правам ребенка.
Международная Конвенция о защите прав трудящихся мигрантов и членов их семьи 1990 года. Специфика данной Конвенции состоит в том, что она обеспечивает защиту и охрану прав не граждан определенного государства, а иностранных граждан, проживающих и работающих на территории этого государства. В этой связи трудящиеся мигранты являются объектом пристального внимания ООН. Эта Конвенция распространяет свое действие на все группы трудящихся - мигрантов без различия пола, языка, возраста, национальной и религиозной принадлежности, цвета кожи, расы, и их политических и иных взглядов.
Конвенция о коренных народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах 1988 года. Эта Конвенция принята специализированным учреждением ООН - Международной Организацией Труда, ее Генеральной Конвенцией. Вступила в силу в 1991 году. Значение данной Конвенции состоит в том, что она заложила международно-правовые основы защиты прав и интересов многочисленно коренных народов в различных государствах планеты.
Конвенция о статусе беженцев 1951 года была призвана оказать содействие беженцам времен второй мировой войны, 1967 году был принят протокол к данной Конвенции, который сделал Конвенцию универсальной во времени и пространстве.
ООН с момента своего образования является центром сотрудничества государств по защите человека. В статье 1 (пункт 3) Устава ООН говорится, что одной из целей ООН является осуществление международного сотрудничества в деле поощрения и уважения к правам человека и основным свободам.


Исходя из статьи 55 Устава, ООН должна содействовать:
повышению уровня жизни, полной занятости населения;
разрешению международных проблем в экономической, социальной, культурной областях;
всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, не делая различий по признакам расы, пола, языка и религии.
В настоящее время в международном праве есть более сорока действующих международных соглашений о правах человека, большинство из которых было подготовлено в рамках ООН.
Подписание, ратификация государствами международных договоров, пактов о правах человека, неукоснительное соблюдение взятых на себя международных обязательств в этой области - вот в чем суть реальной международной - правовой защиты прав человека.
Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года впервые в статьях 1-12 подробно определила право на жизнь, равенство всех людей, право на свободу и личную неприкосновенность, право на охрану жилища, гражданские и политические права, и в этом ее большое международное значение. К сожалению, в декларации не нашли отражения право народов и нации на самоопределение, запрет пропаганды войны, нет указаний на обязанность государств соблюдать провозглашенные в ней права и свободы человека, не указаны гарантии не оговорены пути и средства осуществления декларированных прав человека.
В течение восемнадцати лет в рамках ООН были подготовлены Международные пакты оправах человека от 19 декабря 1966 года -Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах. Они содержали следующие положения: право народов и наций на самоопределение, право на труд, право на профсоюзные объединения, на образование, о равноправии мужчины и женщины, о всеобщем, равном и тайном голосовании и т.п.
Значение этих пактов состоит в том, что они впервые комплексно регламентировали основные права человека.
Все государства, подписавшие и ратифицировавшие пакт, обязаны представлять доклады о принимаемых мерах по реальному осуществлению прав человека, зафиксированных в нем. Эти доклады представляются на имя Генерального Секретаря ООН.
Экономический и Социальный Совет вправе передавать в Комиссию по правам человека эти доклады для получения общих рекомендаций.
Пакт о гражданских и политических правах 1966 года устанавливает, что каждый человек «имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Это означает, что «никто не может быть подвергнут произвольному аресту и содержанию под стражей». Далее Пакт предусматривает, что человек может быть лишен свободы только на основании процедур, установленных законом страны. Арестованный имеет право знать причины ареста, и ему «в срочном порядке сообщается предъявленное ему обвинение» (статья 9 пакта). Эта же статья гласит, что арестованное или задержанное по уголовному обвинению лицо должно быть в срочном порядке доставлено к судье или к другому должностному лицу, который по закону может осуществлять судебную власть. Содержание под стражей до судебного разбирательства не должно быть правилом; здесь должны быть использованы другие средства (залог, гарантия и т. д.)
Каждый, кто стал жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на получение компенсации.
Лишение свободы лица имеют право на гуманное обращение и уважение человеческого достоинства. Обвиняемые, говорится в статье 10 пакта, должны содержаться отдельно от осужденных; если обвиняются несовершеннолетние, они в кратчайший срок должны быть доставлены в суд для вынесения решения по существу.
Каждый человек, если он находится на территории какого-либо государства на законных основаниях, внутри этого государства имеет право на свободное передвижение и свободный выбор местожительства. Любой человек вправе покинуть любую страну, включая свою собственную; никто не может иметь препятствий для возвращения его в собственную страну. Эти права, говорится в пакте, не могут быть объектом каких-либо ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом как необходимые для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
Пакт защищает права иностранца, законно находящегося на территории другого государства. В статье 13 пакта говорится о том, что иностранный гражданин, находящийся на законных основаниях на территории одного из участников пакта, может быть выслан только в соответствии с решением, вынесенным по закону. Если это решение не продиктовано соображениями государственной безопасности, иностранный гражданин имеет право на предоставление доводов против своей высылки, на пересмотр своего дела компетентными властями.
Пакт провозглашает равенство всех лиц перед судами и трибунами. В соответствии со статьей 14 пакта каждый человек имеет право при рассмотрении предъявляемого ему обвинения в уголовном порядке или при определении его прав и обязанностей в гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела беспристрастным, независимым и компетентным судом. Каждый обвиняемый в уголовном преступлении имеет право считаться невиновным, если обратное не будет доказано судом.
Каждому человеку принадлежит право на свободу мысли, совести и религии. Это право означает свободу иметь или принимать религию. «Никто не должен, - говорится в статье 18 пакта, - подвергаться принуждению, умаляющему его свободу, иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору».
Статья 20 этого документа предписывает: «Всякая пропаганда войны
должна быть запрещена законом».
Признается право на мирные собрания, оно не должно иметь ограничений, кроме тех, которые предусматриваются законом и которые необходимы в интересах государственной и общественной безопасности, общественного порядка и т.п.
«Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы», - утверждается в статье 22 пакта. Это право не должно ограничиваться. Ограничения могут быть предусмотрены законом в целях защиты интересов государственной и общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья.
Важное политическое право закреплено в статье 33 пакта, в которой говорится о том, что каждый человек имеет право принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так через свободно выбранных представителей «голосовать и быть избранным на выборах», «допускаться в своей стране на общих основаниях равенства к государственной службе».
Все люди перед законом равны. Статья 26 пакта обязывает государства, участвующие в пакте, принимать законы, которые гарантировали бы «всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку».
Статья 28-45 пакта о гражданских и политических правах посвящены вопросам создания специального органа - Комитета по правам человека который рассматривает доклады государств о принятых ими мерах по претворению в жизнь постановлений пакта и на основе этих докладов разрабатывает общие рекомендации.
Международное право современного периода уже содержит действенные механизмы по борьбе с нарушениями прав и свобод человека; по международно-правовой защите национальных меньшинств, женщин и детей. Чтобы положить конец массовым и грубым нарушениям прав человека, принята, в частности, Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него от 2 декабря 1948 года. Конвенция определяет геноцид как действия, совершаемые с целью полного или частичного уничтожения какой-либо национальной, этнической, расовой или религиозной группы. Этой Конвенции международное право объединяет усилия государств по предотвращению разрушения, уничтожения рода, группы.
Методы такого деяния могут быть различны (убийства, насильственная стерилизация и т.д.), но независимо от форм и методов такие деяния будут квалифицироваться как геноцид.
Конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 6 марта1966 года является одним из международно-правовых средств по ликвидации неравенства людей. По признаку расы. В ней дано определение расовой дискриминации - любое различие, исключение, разграничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, национального и этнического происхождения с целью установления неравенства в правах человека в любых сферах общественной жизни. Согласно Конвенции государств -участники обязаны закрепить в своем законодательстве правила, устанавливающие ответственность за совершение дискриминационных действий в среде населения по признаку расы.
Признавая апартеид преступлением против человечества Конвенция о пересечении преступления апартеида и наказания за него от 30 ноября 1973 года определяет его как бесчеловечные действия по установлению и поддержанию господства одной расовой группы людей над другой. Государства-участники Конвенции обязаны обеспечить законодательное исполнение положений этого международно-правового акта.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года является важным международно-правовым документом в пакете актов по обеспечению прав человека. Здесь определено, что дети имеют права на помощь и защиту, на свободное выражение мнения, на свободу мысли, совести, пользоваться благами здравоохранения, социального обеспечения, образования. Государства-участники Конвенции обязаны создать все условия для осуществления этих и других прав, а также принимать все меры против всех форм дискриминации. Меры международного контроля осуществляются через Комитет по правам ребенка.
В международном праве XX века содержится ряд Конвенций, посвященных обеспечению прав женщин это Конвенция о политических правах женщин 1952 года, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979 года.
В Конвенции 1952 года закреплены права женщин избирать и быть избранными, на занятие должностей в общественной и государственной службе наравне с мужчинами без дискриминации.
Подписав Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, государства обязались включить в свое законодательство нормы по обеспечению принципа равноправия мужчины и женщины с применением необходимых санкций за нарушение этого принципа. Государства-участники Конвенции 1979 года приняли на себя обязательства изменить, отменить законодательство, обычаи, ставящие женщину в дискриминационное положение. Они обеспечивают равноправное с мужчинами положение женщины в общественной, государственной жизни в области здравоохранения, образования, занятости, в браке и семейных отношениях контроль за соблюдением выполнения государствами обязательств по конвенции осуществляет Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин который состоит из 23-х экспертов, избирающих государствами, подписавшими эту Конвенцию. Обязанностью государств является направление через Генерального Секретаря ООН в Комитет докладов о положении женщин в обществе и о мерах, принимаемых по его улучшению. В свою очередь Комитет представляет Генеральной Ассамблее ежегодные доклады, в которых содержатся предложения и рекомендации общего характера, основанных на данные докладов, представленных государствами-участниками Конвенции.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции Республики Казахстан 1995 г., основан на конвенции прав человека и гражданина и исходит из основных положений международно-правовых документов.
В современном международном праве сложился целый комплекс правовых актов, относящихся к правам человека. Нормы международного права непосредственно не регулируют права человека в конкретных государствах. Устав ООН (п.3 ст.1) обязывает государства обеспечить всем лицам, находящимся в пределах их территории, основные права и свободы, не допускается какой-либо дискриминации. В рамках ООН принят ряд документов по этому вопросу: «Всеобщая декларация прав человека» (1948г), «Конвенция о политических правах женщин» (1954г.), «Конвенция прав ребенка» (1959г.), «Об экономических, социальных и культурных прав человека», «О гражданских и политических правах человека» (1966г.) и др.
Конституция Республики Казахстан 1995 г., закрепляя права и свободы граждан, основывается на нормах и принципах международных актов. Указанные и другие международные акты провозглашают следующие основные права и свободы: каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность; никто не должен подвергаться пыткам, жестоким или унижающим его достоинство обращению и наказанию; все люди равны перед законом, имеют право на равную защиту закона; каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах государства; каждый человек имеет право на труд, образование, на отдых, на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его, его семьи, и т. д. Международно-правовые документы признают права и свободы человека высшей ценностью.
Конституция Республики Казахстан восприняла основные идеи и положения международных документов о правах человека и закрепила их с учетом специфических условий государства. В Конституции закреплено положение об отношении государства к человеку и гражданину. «Права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми, определяют содержание и применение законов и иных нормативных актов» (п. 2 ст. 12). Это признание естественных прав человека государствами является исходным началом и определяет содержание раздела II Конституции «Человек и гражданин». Наряду с правами человека здесь говорится о правах и обязанностях гражданина. «Гражданин в силу своего гражданства имеет права и несет обязанности» (п. 3 ст. 12). Таким образом, в указанном разделе, наряду с правами и обязанностями гражданина, впервые в истории конституционного законодательства Казахстана отдельно признано понятие «права человека». Безусловно, понятие «права человека» и «права гражданина» близки и органически связаны. Ведь гражданин — это человек. Поэтому все, что относится к человеку, касается гражданина. Права и свободы человека, принадлежащие каждому от рождения, признаваемые абсолютными и неотчуждаемыми, относятся и к гражданину Республики Казахстан. Вместе с тем эти естественные права и свободы принадлежат и иностранным гражданам и лицам без гражданства. Конституционный Совет Республики Казахстан разъяснил, что признание прав и свобод абсолютными означает их распространение на каждого человека, находящегося на территории Республики Казахстан, независимо от его принадлежности к гражданству республики.
Однако «права гражданина» отличаются от «прав человека» тем, что гражданам государство предоставляет и гарантирует более широкий объем прав и свобод и налагает особые обязанности, обусловленные особенностями отношений государства со своими гражданами. Исходя из этого, в Конституции Республики Казахстан сформулированы права и свободы личности. Если права, свободы и обязанности относятся ко всем, то применяются термины «все», «человек», «каждый», «никто». Если же права, свободы и обязанности относятся только к гражданам Республики Казахстан, то на это прямо указывается. В статье 13 говорится, что «каждый имеет право на признание его правосубъектности и вправе защищать свои права и свободы». В статье 14 сказано: «Все равны перед законом и судом». В статье 17 записано: «Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому обращению и наказанию». В то же время, если речь идет только о правах и свободах граждан, то это особо выделяется. Так, гражданин Республики Казахстан ни при каких условиях не может быть лишен гражданства (п. 2 ст. 10). В Конституции особо фиксируется обязанность гражданина Республики нести воинскую службу (ст. 36) и т. д. По Конституции Республики Казахстан иностранные граждане и лица без гражданства - это особые группы людей, обладающие специфическим статусом. Так, в статье 12 говорится, что иностранцы и лица без гражданства пользуются в Республике правами и свободами, а также несут обязанности, установленные для граждан, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами.
В Конституции Республики Казахстан закреплены основополагающие принципы правового статуса человека и гражданина. К этим принципам можно отнести следующие.
1. Неотчуждаемость прав и свобод человека. Права, признаваемые естественными, дарит не государство. Оно лишь признает, фиксирует и создает гарантии их реализации и соблюдения. Томас Пейн в эссе «Права человека» (1791 г.) дает такое определение естественных прав: «Естественные права суть те, которые принадлежат человеку по праву его существования. Сюда относятся все интеллектуальные права, или права духа, а равно и право личности добиваться своего благоденствия и счастья, поскольку это не ущемляет естественных прав других».
Ни само государство, ни его органы, ни должностные лица не вправе их отчуждать, ограничивать, кроме случаев, прямо предусмотренных в законе. Конституционный Совет разъяснил, что неотчуждаемость прав и свобод человека означает, что установленных прав и свобод человек не может быть лишен никем, вт. ч. государством, кроме случаев, предусмотренных Конституцией и принятыми на ее основе законами.


2. Конституция запрещает злоупотребление правами, свободами. В Конституции прямо записано, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц, посягать на конституционный строй и общественную нравственность. Наличие широких прав и свобод у каждого человека и гражданина означает, что все одинаково выступают их обладателями. Разумеется, в случае нарушения человеком прав, свобод другого (других) вступают в силу юридические гарантии, поскольку нарушается обязанность соблюдать законы, уважать права и свободы, честь и достоинство других лиц.


3. Запрещается незаконное ограничение конституционных прав и свобод. При этом Конституция указывает пределы и основы ограничения. Во-первых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только законом. Это означает, что посредством подзаконных нормативных правовых актов нельзя ограничивать права и свободы человека и гражданина (нормативным указом Президента, постановлением Правительства, нормативными актами министерств, государственных комитетов, местных представительных и исполнительных органов). Во-вторых, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, охраны общественного порядка, прав и свобод человека, здоровья и нравственности населения. Здесь по существу речь идет не столько об ограничениях прав и свобод человека и гражданина, сколько о защите интересов государства и человека от посягательств со стороны отдельных людей. В-третьих, гражданин в полной мере может пользоваться политическими правами и свободами без всяких ограничений. В Конституции ясно указано, что не допускается ни в какой форме ограничение прав и свобод граждан по политическим мотивам. В этом конституционном положении имеется один нюанс. Мотивируя политическими соображениями, нельзя ограничивать права и свободы граждан. Здесь имеются в виду политические, социальные, экономические, личные права и свободы человека и гражданина.
Какие именно, указано в Конституции. Это касается гражданства, которого гражданин не может быть лишен ни при каких условиях, равенства граждан независимо от оснований его приобретения (ст. 10). Государство гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за его пределами, и этого покровительства не может быть лишен никто. К таким же неограничиваемым правам относятся правосубъектность, право на судебную защиту, равенство перед законом и судом, право на жизнь (ст. 13, 14, 15), право на личную свободу (п. 1 ст. 16), право на неприкосновенность (ст. 17), право на пользование родным языком (ст. 19), право на свободу совести (ст. 22), гарантии права собственности (п. 2 ст. 26).


4. Непосредственное действие прав и свобод человека и гражданина как принцип означает возможность и реальность использования ими своих прав и свобод. В условиях, когда государственный патернализм ограничивается заботой о слабо защищенных слоях населения, человек дееспособный сам должен заботиться о реализации своих прав и свобод, используя предусмотренные в законе условия и гарантии. В Конституции записано, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.


5. Важным принципом правового статуса человека и гражданина является их равноправие. В Конституции данный принцип закрепляется применительно ко всем сферам жизнедеятельности человека и гражданина. Так, все равны перед законом и судом. Это означает, что для всех в равной мере обязательны требования законов, что все должны в равной степени отвечать за нарушения положений закона. Все равны и перед судом. Это означает, что суд доступен в одинаковой степени всем, независимо от какого бы то ни было положения человека и гражданина (должностное, имущественное положения, национальность, пол, т. п.). Конституционную норму о равенстве всех перед законом и судом не следует понимать как равноправие сторон судебного процесса, в т. ч. прокурора как представителя государства в суде. Конституционная норма, изложенная в пункте 1 статьи 14, не определяет объемпроцессуальных полномочий прокурора, а относится к статусу человека и гражданина. Конституция Республики Казахстан возлагает на прокурора обязанность представлять интересы государства в суде, что увеличивает объем его процессуальных полномочий (п. 1 ст. 83). Эти полномочия конкретизируются процессуальным (гражданским и уголовным) законодательством.
Вместе с тем суд должен руководствоваться только Конституцией и законом при рассмотрении дела, а не положением, различиями людей. Равенство человека и гражданина выражается также и в том, что конституционные права и свободы признаются за всеми в равной степени без исключения, не допускается дискриминация. Никто не может подвергаться какой-либо дискриминации по мотивам происхождения, социального, должностного и имущественного положения, пола, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и т. п. (п. 2 ст. 14).


6. Принцип обусловленности содержания и применения законов и иных нормативных правовых актов конституционными правами и свободами человека означает, что права и свободы человека, провозглашенные в Конституции, являются основополагающими при разработке и принятии законов и иных нормативных и правовых актов, устанавливающих условия и порядок осуществления этих прав и свобод.


7. Важным принципом правового статуса человека и гражданина является единство, неразрывность прав, свобод и обязанностей. Каждый обязан соблюдать Конституцию и законодательство Республики Казахстан. Каждый человек и гражданин живет в сообществе людей. Люди имеют не только равные права и свободы, но и равные обязанности по отношению друг к другу, к обществу, к государству.

 


1 Значимость данного права и свободы для человека и
общества. Конституция закрепляет те права и свободы, которые жизненно важны и в наибольшей мере социально значимы как для отдельного человека, так и в целом для общества. Поэтому основные права и свободы не только признаются государством, но и защищаются им как необходимое условие его существования
2. Изначальный или производный характер принадлежности человеку данного права и свободы. Ст. 12 Конституции РК устанавливает, что «основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения, признаются абсолютными и неотчуждаемыми». Именно такого рода права и закрепляются конституционно.
3. Основным правам и свободам присущи особые юридические свойства:
а) конституционные права и свободы составляют ядро правового статуса личности, лежат в основе всех других прав, закрепляемых иными отраслями права,
б) основные права и свободы закрепляются за каждым человеком и гражданином. Все другие (не основные) права и свободы связаны с обладанием лицом различными статусами - рабочих и служащих, собственников имущества, нанимателей жилой площади и т.п.,
в) характерной чертой основных прав, свобод и обязанностей является их всеобщность. Они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или каждого гражданина. Для признания того или иного права основным государство исходит из возможности осуществления его всеми;
г) основные права и свободы граждан РК отличаются от Других прав и обязанностей основанием возникновения. Единственным таким основанием является принадлежность к гражданству РК. Основные права и обязанности выражают главные связи лица с государством, его статус как гражданина;
д) основные права и свободы гражданина РК не приобретаются и не отчуждаются по волеизъявлению гражданина. Они принадлежат ему в силу гражданства, неотделимы от правового статуса и могут быть утрачены только вместе с утратой гражданства;
е) основные права и свободы отличаются механизмом их реализации. Все другие права и обязанности могут стать достоянием человека и гражданина в процессе реализации его правоспособности через участие в конкретном правоотношении. Основные права выступают в качестве предпосылки любого правоотношения в конкретной сфере, постоянного, неотъемлемого права, каждого участника правоотношения.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Амандыкова С. Конституция Республики Казахстан, сущность и юридическая природа.- Караганда, 2000.
2. Калиева А.М. Правовое положение иностранных граждан в РК.- Алматы, 1994
3. Комментарий к Конституции Республики Казахстан.-Алматы, 1999.
4. Мухамеджанов Б.А., Сырых В.М., Федотова З.Л. Законотворческий процесс в Республике Казахстан: состояние и проблемы: Сборник статей.- Алматы, 1997.
5. Сапаргалиев Г. Становление конституционного строя Республики Казахстан (1990-1996 гг.): Сб. статей.- Алматы, 1997.
6. Толковый словарь Конституции Республики Казахстан.-Алматы, 1996
7. Конституционное право Республики Казахстан: Сборник конституционно-правовых актов/Сост. С.Г. Шеретов.-Алматы, 2002.
8. Баишев Ж. Конституционное право Республики Казахстан: Учебно-методическое пособие.- Алматы, 2001
9. Конституционное право Республики Казахстан: Учебник (Сост. д.ю.н., проф. А.Т.Ащеулов).- Алматы, 2001.
10. Сагиндыкова А. Конституционное право Республики Казахстан: Курс лекций.- Алматы, 1999.
11. Сапаргалиев Г. Конституционное право Республики Казахстан. Учебник.-Алматы, 1998.
12. Сапаргалиев Г Конституционное право Республики Казахстан. Академический курс.- Алматы, 2002.
13. Черняков А.А. Конституционное право Республики Казахстан: проблемы теории и практики: Учебник.- Алматы, 1997.
14. Постановления Конституционного Совета Республики Казахстан об официальном толковании пункта I статьи 4 и пункта 2 статьи 12 Конституции
15. Бабаева В.К. – Теория государства и права, Москва, 1999 г.

 

 






© 2023 :: MyLektsii.ru :: Мои Лекции
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Копирование текстов разрешено только с указанием индексируемой ссылки на источник.